Проблема научного опыта: эмпиризм и экспериментализм
Эмпирическое исследование появилось задолго до возникновения науки. Эмпиризм как методология восходит к Аристотелю, который, как и Демокрит, признавал значение опытного познания, сводящегося к наблюдению окружающей природы. До Аристотеля господствовал платоновский идеал постижения «чистых» идеальных сущностей, а единственным предметом, заслуживающим теоретического интереса, выступала некая вечная первооснова, которая определяла все совершающееся в мире. Изучение этой «первоосновы» служило средством для решения нравственно-мировоззренческих проблем. Применительно к изучению природы этот познавательный идеал мог реализоваться в полной мере только для изучения божественной сферы небесных движений. Аристотель же исходил из того, что все единичные, меняющиеся и преходящие вещи достойны познавательного интереса сами по себе, а не ради решения каких-то морально-нравственных проблем. Будучи своеобразным методологом эмпирико-описательного стиля научного мышления, Аристотель не случайно был первым античным ученым, создавшим науку о природе - физику и выделившим в ней центральную проблему - движение. Признание того факта, что природе присуще движение, изменение, привело Аристотеля к убеждению о невозможности строить физику на базе математики, так как математика изучает «статические связи и отношения». Для Аристотеля фундаментом истинного знания о реальном мире является «восприятие — а не умозрительные математические построения; опыт - а не априорные геометрические рассуждения». Аристотелевская наука «основывалась на чувственном восприятии и была действительно эмпирической, она гораздо лучше согласовывалась с общепризнанным жизненным опытом, чем Галилеева или Декартова наука», — писал А. Койре. Говоря о том, что Аристотель изучал природу, следует учитывать, что у античных греков не было аналогичного нашему понятия «природа»: они пользовались понятиями «фюзис», «Космос», которые выражали наличие особой качественно отличительной специфики каждой вещи и каждой сущности, воплощенной в вещах. Познание «фюзиса» было ориентировано на постижение качества вещи, ее специфического назначения, цели и функции. Знанию о «фюзисе» противопоставлялось знание об искусственных вещах (тэхне), которое не воспринималось как познание природы. Опыты Архимеда и его механика относили к тэхне. Методология эмпиризма - это методология созерцания, т.е. невмешательства в естественный ход вещей, признания неприкосновенности естества, а потому опытное постижение, проводимое в рамках такой методологии, нельзя отождествлять с экспериментальным. Не исключала возможности использования опыта и наблюдения и средневековая, особенно позднесхоластическая натурфилософия, несмотря на доминирующую установку, согласно которой ответы на все человеческие вопросы уже содержатся в текстах Священного Писания и Предания и могут быть получены путем логического и филологического, рационального и нерационального
проникновения в их смыслы. Опытное исследование «оправдывалось» так: Бог сотворил природу, и человек, обращаясь к опытному ее исследованию, постигает одновременно и Бога. Многие средневековые ученые, например Р. Бэкон и Гроссетест, занимались опытным познанием, отвергая ссылки на авторитет Священного Писания. Поэтому есть основание говорить о «схоластическом эмпиризме». Но, как считает известный отечественный исследователь А.В. Ахутин, отсюда нельзя делать вывод, что средневековые ученые (Р. Бэкон, Гроссетест и др.) заложили фундамент «экспериментальной науки» в современном смысле этого слова. Они мыслили в контексте христианского мировоззрения, утверждая необходимость и даже преимущество опытного постижения «божественных истин» через наблюдение порядка творения. Никто из них не покушался на иерархию «средневековых наук с теологией и метафизикой во главе». Эмпирия (натуралистический опыт) выступала для средневековых ученых как «служанка» священного знания, как подготовительный этап перехода к мистическому опыту непосредственного постижения божественных истин внутренним созерцанием, озарением.
Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон. Методология экспериментализма, в отличие от методологии эмпиризма, признает возможность и правомерность вмешательства человека в естественный ход событий с целью вычленения в нем разумного «идеального объекта». Разум осознал, что он может и должен заставлять природу отвечать на вопросы, которые он ставит сам по собственному плану. Среднековье не может считаться «родиной» эксперимента, ибо от опыта и наблюдения ожидали, что бы они «навели» на мысль, подсказали проблему и пути ее решения. Эксперимент, на котором воздвигнуто здание естественной науки Нового времени, подразумевает «лабораторные» условия, позволяющие изолировать и контролировать исследуемую систему. В ходе эксперимента ученый управляет физической реальностью, вынуждает ее действовать по теоретическому «сценарию», т. е. отвечать на вопрошания разума. В. Гейзенберг считал, что эксперимент есть способ постановки «конкретных вопросов природе, ответы на которые должны дать информацию о закономерностях». Возникновение эксперимента (лат. experimentum — опыт, проба) связывают с именем Галилея. В античности под опытом понимали жизненный опыт чувственного восприятия, а в средние века — конструкцию из эмпирических данностей, создаваемую в контексте истин откровения. Для Галилея «опыт» — это конструирование некоего явления из эмпирических данностей на основе определенной теоретической предпосылки, сформулированной самим ученым. Галилей заставил чувственность послушно следовать за разумом исследователя. Теперь процедура познания не сводилась ни к чистому умозрительно-созерцательному теоретизированию, ни к эмпирическому наблюдению, оторванному от всяких теоретических предпосылок. Галилей воспроизвел формальную структуру построения теории, изобретенной Евклидом: вначале создавал первичные идеальные объекты (сила, материальная точка и т.д.), а затем использовал их для построения «вторичных» идеальных объектов, в качестве которых выступали модели явлений природы. Решая доставшуюся от Аристотеля задачу описания падения камня, Галилей начал не с эмпирического наблюдения, а с теоретической гипотезы, согласно которой природа «стремится применить во всяких своих приспособлениях самые простые и легкие средства». «Когда я замечаю, — писал он, — что камень, падающий со значительной высоты, приобретает все новое и новое приращение скорости, не должен ли я думать, что подобное приращение происходит в самой простой и ясной для всякого форме?... Нет приращения более простого, чем происходящее всегда равномерно». Теоретическое предположение (которое могло быть заимствовано как у эпикурейцев, так и у стоиков) о том, что приращение скорости падающего тела происходит всегда равномерно, есть основание для построения мысленного физического эксперимента, в ходе которого происходит создание первичных идеальных объектов: тела, движения в пустоте, среды и т.д. С помощью этих первичных идеальных объектов Галилей строит идеальную модель самого физического явления падения тел с высоты, воплощая его
затем в инженерную конструкцию: гладкие наклонные плоскости, шары и т.д. В этом «воплощении» и заключена специфика эксперимента: теоретическая идеальная модель и «эмпирический материал» оказываются связанными. Эксперимент объединил сущность (идеальные математические конструкты объектов) и существование (реальные чувственные предметы): «если за идеальным математическим объектом признается сущность, то момент существования остается за реальным чувственным предметом, и эксперимент оказывается их реальным объединением - идеальной сущностью, обнаруживающейся в реальном критическом преобразовании реального же предмета» (А.В. Ахутин).
Галилей впервые понял, что в науке можно приписать существование лишь тем «сущностным» (идеальным) объектам, которые могут быть выполнены в эмпирическом опыте и выражены математически. В противном случае идеализации не могут быть с полной определенностью отнесены к научным. Опытная объективация идеализации - это гносеологический императив экспериментальных наук. Идеальная модель одновременно является способом «преобразования» реальных предметов (мысленный эксперимент) и способом их познания. Эксперимент включает в себя два уровня: (1) мысленный эксперимент, который начинается с полагания в основу определенного теоретического принципа или предположения и протекает как искусственное целенаправленное воспроизведение природных явлений и процессов в виде идеальных моделей, предполагающих видоизменение и сознательно контролируемое устранение побочных, несущественных для этих явлений и процессов, компонентов и признаков; (2) реальный эксперимент, т.е. техническое исполнение мысленного эксперимента. Оба эти уровня неразрывно связаны и подчинены единой цели - подтвердить тот или иной закон, то или иное теоретическое предположение. М. Хайдеггер отмечал, что «эксперимент есть образ действий, который в своей подготовке и проведении обоснован и руководствуется положенным в основу законом и призван выявить факты, подтверждающие закон или отказывающие ему в подтверждении». Но речь идет об экспериментальном подтверждении (опровержении) закона в контексте определенного понимания природы, сложившегося в новоевропейской культуре как «замкнутой в себе системы движущихся, ориентированных в пространстве и времени точечных масс». Эта своеобразная «схема природы» включает следующие определения: «движение означает пространственное перемещение; никакое движение и направление движения не выделяются среди других; любое место в пространстве подобно любому другому; ни один момент времени не имеет преимущества перед прочими; всякая сила... есть лишь то, что она дает в смысле движения, т.е.... в смысле величины пространственного перемещения за единицу времени. Внутри этой общей схемы природы должен найти себе место всякий природный процесс» (Хайдеггер), и внутри этой общей схемы природы возможен эксперимент как метод научного познания, при помощи которого в предварительно теоретически конструируемых, а затем технологически контролируемых условиях получают знания о свойствах объектов, явлений, а также их связях (прежде всего, причинных).
Галилей соединил эксперимент с математическим объяснением, придал физическим идеализациям математический характер. Как и пифагорейцы, он считал, что законы природы записаны на языке математики. Но для античных греков математика была единственной подлинной наукой, которая, как писал немецкий математик Герман Вейль, изучала «теоретико-числовые свойства», служащие источником магической силы чисел, тогда как для Галилея в естествознании имеет значение не магия чисел, а «их свойства в качестве величин». Эту точку зрения раньше Вейля высказал Лейбниц, утверждая, что числа входят в объяснение природы благодаря тому, что имеют характер величин. Впоследствии Гуссерль также скажет, что Галилей превратил математику в «исследовательскую технику», в самый совершенный способ познания количественных, а не качественных параметров явлений и процессов. Описывая с помощью математического уравнения ускоренное движение катившегося по наклонной плоскости шара, Галилей дал пример математического объяснения эксперимента. Он пользовался такими абстракциями, как длина, время, скорость, которые можно измерить и выразить в математических символах, и ставил задачу — выразить законы природы через математические отношения измеряемых переменных. Его интересовала проблема не почему движутся предметы, а как они движутся, его научный интерес был направлен не на нахождение целевых и формальных причин, относящихся к качественной сущности предмета, а на изучение действующих причин, дающих возможность количественного объяснения. Галилей заложил основы экспериментально-математического естествознания. Но мир математически описываемых свойств не мог быть жизненным миром человека. Это механический универсум, в котором человек занимает случайное место, а мир при этом может функционировать и без него. Личный, осмысленный мир, мир духовных ценностей, чувств и мыслей, мир, осознанный и свободный, теряет свою связь с научным миром, в котором господствует детерминизм. Научная картина мира — это наступление на обширный мир человеческого опыта, на тот мир, в котором люди чувствуют себя уютно и с которым они имеют внутреннюю взаимосвязь. Мир науки, по словам Ф. Бэкона, - это мир, подвергающийся таким истязаниям, что он непременно раскроет свои тайны и секреты; и только такой мир - мир объектов и может быть предметом технологических манипуляций. С развитием науки процесс объективации не ограничился природой. Шаг за шагом этот процесс охватывал собой все новые и новые области знания: и живую природу, и общество, и, наконец, человека. Гуссерль писал, что «Галилей осуществил замещение единственно реального, опытно воспринимаемого и данного в опыте мира — мира нашей повседневной жизни миром идеальных сущностей, который обосновывается математически». Вэтом «замещении» и состояла суть научного познания. Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер (неокантианцы) считали Галилея родоначальником не только новой науки, но и предшественником И. Канта, так как Галилей раньше Канта показал, что наука конструирует свой предмет, создает исследуемую реальность в виде идеальной модели, а не просто обобщает эмпирический опыт. Но и сам Кант признавал, что «ясность для всех естествоиспытателей возникла тогда, когда Галилей стал скатывать с наклонной плоскости шары с им самим изобретенной тяжестью». С точки зрения Канта, именно опыты Галилея, а также Торричелли и Шталя способствовали пониманию того, «что разум видит только то, что сам создает по собственному плану, что он с принципами своих суждений должен идти впереди согласно постоянным законам и заставлять природу отвечать на его вопросы, а не тащиться у нее словно на поводу, так как в противном случае наблюдения, произведенные случайно, без заранее составленного плана, не будут связаны необходимым законом». Начатое Галилеем использование математически выраженных теорий и экспериментов продолжил И.Ньютон. Тесную связь между экспериментальными явлениями и математическими структурами подтвердили и физики начала XX века. Комментируя этот факт, Н. Бурбаки (собирательный псевдоним группы математиков во Франции начала XX века) писали, что «в своей аксиоматической форме математика представляется скоплением абстрактных форм — математических структур, и оказывается (хотя, по существу, и неизвестно почему), что некоторые аспекты экспериментальной действительности как будто в результате предопределения укладываются в некоторые из этих форм... нам совершенно неизвестны глубокие причины этого... и, быть может, мы их никогда и не узнаем». Эксперимент вошел в арсенал методов научного познания в качестве одного из главных его средств, и в XX веке физик Н.Бор, обсуждая с Эйнштейном гносеологические проблемы, поставленные атомной физикой, писал, что «словом «эксперимент» мы указываем на такую ситуацию, когда мы можем сообщить другим, что именно мы сделали и что именно мы узнали». Открытие опытно-экспериментальной науки часто приписывают не ученому Галилею, а его современнику философу Ф. Бэкону, который выдвинул идею необходимости опытного естествознания, разделил научные опыты на «плодоносные», имеющие отношение к технологическому применению, и «светоносные», связанные с чистой наукой. Но считать Ф. Бэкона основателем экспериментальной науки было бы большой натяжкой. В отличие от Га- лилея Ф. Бэкон считал, что наука классифицирует наблюдения без теоретических предположений, что путь к научным открытиям лежит через индукцию (наблюдение и обобщение его результатов), а потому может совершаться как бы механически, без создания абстрактных идеальных моделей. Теоретически он зафиксировал необходимость опираться в науке на опыт, но не довел опытное познание до формы научного эксперимента. Даже его идея «плодоносных» опытов не была доведена им до практического приложения. Становлению научного эксперимента способствовали те изменения в картине мира, которые были описаны в § 4. Но существуют и некоторые другие моменты, сделавшие возможным появление идеи эксперимента: (1) в средние века схоластическая ученость существовала автономно от ремесленных практик, владеющих секретами технологий производства предметов и орудий труда. В эпоху Возрождения стирается граница между отвлеченной ученостью и ремесленной деятельностью. Рождается новый тип интеллектуала, соединившего «высокую» ученость с искусством ремесленника (например, Леонардо да Винчи), который стал толковаться как подражание творчеству Бога, что открывало широкий простор для экспериментов в науке, а деятельность ученого-экспериментатора стала рассматриваться как своеобразное подобие в малых масштабах актам творения, направленным на распознавание в природе божественных разумных законов; (2) получившее в XVII веке религиозную санкцию представление о «бездуховности» и механистичности природы способствовало утверждению мнения о том, что для распознавания разумных законов в природе необходимо не созерцание, а своеобразное «дознание», которое состояло в том, что человек задавал природе вопросы и для получения на них ответов активно преобразовывал природные объекты в соответствии с логикой задаваемых вопросов и ожидаемых ответов; (3) укоренившийся в культуре протестантизма принцип пользы создал этические предпосылки возникновения эксперимента. Спиноза в «Этике» писал, что «соображения нашей пользы не требуют сохранения того, что существует в природе, кроме людей, но учат нас сохранять, разрушать или употреблять это на что нам нужно, сообразно с различной пользой, которую можно отсюда извлечь». Согласно этой этической установке, в XVII веке разрешался эксперимент в области минеральной, растительной и животной природы; (4) представление об однородности пространства и времени, разрушение противопоставления небесной и земной сфер стало условием становления физического эксперимента, предполагающего его принципиальную воспроизводимость, повторяемость в любой точке пространства и в любой момент времени. В этом мировоззренческом контексте Галилей сформулировал невероятную, с точки зрения средних веков, эвристическую программу - исследовать закономерности движения небесных тел по законам механики, проверяемым в эксперименте. Со временем экспериментальная наука постепенно сбрасывает с себя «религиозно-духовные строительные леса», а экспериментальный метод утрачивает исходный смысл общения с природой как разумным партнером — носителем божественной воли. Открытие научного эксперимента породило много идеологических и методологических споров. В.И. Вернадский писал, что открытие экспериментально-математического метода научного познания не было принято сразу всеми учеными XVII века. «Пытка естества» (выражение Г. Галилея), характерная для экспериментального метода (русское слово «естествоиспытатель» также содержит корень «пыт», который составляет основу слова «пытка»), осуждалась не только многими теологами, но и философами. Так, Ж.-Ж. Руссо писал: «Все хорошо, выходя из рук Творца вещей, все вырождается в руках человека». Гете, будучи крупным натуралистом, до конца жизни не принял ньютоновскую картину мира, базирующуюся на признании экспериментально-математической идеи, хотя уже при его жизни идеи Ньютона оказались плодотворными в физике и небесной механике. Гете был убежден, что идеи Ньютона ведут к упрощению и искажению природных явлений. Русский поэт конца XIX— начала XX века Максимилиан Вологшин так выразил свое понимание эксперимента: «Наедине с природой человек Как будто озверел от любопытства: В лабораториях и тайниках Ее пытал, допрашивал с пристрастьем, Читал в мозгу со скальпелем в руке, На реактивы пробовал дыханье, Старухам в пах вшивал звериный пол. Отрубленные пальцы в термостатах, В растворах вырезанные сердца Пульсировали собственною жизнью, Разъятый труп кусками рос и цвел. Природа, одурелая от пыток, Под микроскопом выдала свои От века сокровеннейшие тайны: Механику обрядов бытия. Среди ученых XX века длительное время велись дискуссии по вопросу: открывает или преграждает себе человек путь к познанию предметов и явлений природы в эксперименте? В классической физике господствовало молчаливое предположение, что средства наблюдения не влияют на объект и его поведение, и объект изучается сам по себе. Но уже Гегель отверг эту методологическую и мировоззренческую установку, доказав, что эксперимент «возмущает» объект в силу деятельности субъекта с его приборами и собственным исследовательским методом. Предположение, что наука изучает объект в его независимом от субъекта познания бытии, есть абстракция. Квантовая физика обнаружила невозможность познания атомов самих по себе, вне зависимости от экспериментально поставленного вопроса. Н. Бор утверждал, что «согласно квантовому постулату, всякое наблюдение атомных явлений включает такое взаимодействие последних со средствами наблюдения, которым нельзя пренебречь. Соответственно этому невозможно приписать самостоятельную реальность в обычном физическом смысле ни явлению, ни средствам наблюдения... Поведение атомных объектов невозможно резко отграничить от их взаимодействия с измерительными приборами, фиксирующими условия, при которых происходят явления». Возникла проблема: что изучается в эксперименте — сама вещь или ее взаимодействие с прибором? В дискуссии по этому вопросу участвовали Н. Бор, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, М. Планк и другие физики. Многие из них пришли к принципиально отличному от классического мировоззрению. Так, В. Гейзенберг писал: «Мы с самого начала находимся в средоточии взаимоотношений природы и человека, и естествознание представляет собой только часть этих отношений, так что общепринятое разделение мира на субъект и объект, внутренний мир и внешний, тело и душу больше не приемлемо и приводит к затруднениям». Ученые-физики, таким образом пришли к выводу, что «физика описывает реальное в той мере, в какой оно дано субъекту, не описывая самого субъекта» (А. Кожев).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|