Многообразие форм знания: их характеристика
Сложность и многообразие процессов и явлений реальности порождает многообразие форм знания: научное, философское, религиозное, этическое, эстетическое, обыденное, игровое, личностное, а также обширный класс паранаучных знаний, таких как эзотерика, оккультизм, магия и т.д. Различаются формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Мышление в понятиях и образах — это естественные формы человеческого познания мира, объясняемые наличием левого, ответственного за логику и однозначный смысловой контекст, и правого, отвечающего за образность и многозначность смыслов, полушарий. Научное знание характеризуется объективностью, истинностью и отражает закономерности мира в понятийной форме. К признакам научности отйосят: наличие предметной сферы исследования; наличие понятийного аппарата установление принципов, уровней, критериев, причинных зависимостей, создание теории и открытие фундаментальных законов. Многообразные формы знания, отличающиеся от научного, отнесены к ведомству вненаучного, «пограничного» знания. Это — астрология, парапсихология и целый комплекс так называемых народных наук, нетрадиционная медицина, знахарство, экстрасенсорика и пр. Многие формы вненаучного знания, например астрология и алхимия, старше своих дисциплинарно оформившихся потомков - астрономии и химии. В настоящее время нетрадиционные подходы и методы познания стали привлекать к себе внимание. Так, П. Фейерабенд считает, что наука должна признать все имеющиеся формы ненаучного знания и отстаивать свою позицию в диалоге с ними. Наука перестает оцениваться какедин- XI ственный и уникальный канал притока информации от внешнего мира и часто критикуется за ее желание диктовать условия познания.
Современная эпоха характеризуется тем, что весь комплекс альтернативных науке когнитивных практик, воспринимаемый в массовом сознании какпаранаука, приобрел статус социокультурного явления, которое не может быть объявлено несуществующим так же, как и мифология, сказка, легенда, притчи и пр. Обращать внимание на многообразие когнитивных практик - не значит открыто пропагандировать их методы в противовес научным. Это внимание можно расценить как философскую рефлексию по поводу многообразия форм знания. Среди многообразных форм вненаучного знания выделяют следующие: • паранаучные (от гр. para — возле, около) знания, включающие размышления о феноменах, объяснение которых не совместимо с имеющимся научным гносеологическим стандартом, а потому не отвечает критериям научности. К паранаучным знаниям относятся: оккультизм, эзотеризм, герметизм, теософия и мистика. Оккультизм имеет дело с таинственным знанием о сверхъестественных силах и делает эти знания доступными для всех; эзотеризм постигает тайны, предназначенные для посвященных; теософия есть религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством; герметизм имеет дело с построениями знаний, известных только посвященным; мистика через процедуры очищения, вдохновения, отрешения от мира выводит человека к космическому сознанию; • лженаучные знания, сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Симптомы лженауки - малограмотный пафос, принципиальная нетерпимость к опровергающим доводам, а также высокая чувствительность к «злобе дня», сенсации. Лженаучные знания не являются систематичными и универсальными. Иногда лженаучное связывают с патологией психики того или иного ученого. В истории нашей науки известны лысенковщина, фиксизм (всоветской геологии 50-х гг. XX века), шельмование кибернетики и т.п.;
• антинаучное знание — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. С антинаукой связывают, например, извечную потребность в обнаружении «панацеи» от всех болезней, и хотя предъявление людям открытой такого рода «панацеи» несет опасность, полное избавление от антинауки невозможно; • псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс. Существует обыденно-практическое знание, в котором присутствуют элементарные сведения о природе и окружающей действительности. В отличие от науки, его основой является опыт повседневной жизни, имеющий разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание, являясь исходным пластом всякого, в том числе и научного, познания, характеризуется тем, что его применение не нуждается в предварительной системе доказательств. Оно носит принципиально бесписьменный характер, не требует рефлексии и используется человеком неосознанно, а иногда даже минуя ступень артикуляции, молчаливо руководит действиями субъекта. Пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, фиксируют мудрость обыденно-практического знания. Одной из ранних форм знания является религиозное знание. В отличие от научного оно основано на вере и устремлено в сферу постижения сверхъестественного, за пределы рационально доказуемого. Религиозное знание включает в себе механизмы регулирования и регламентирования жизни общества. Вера связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувственно-образным символическим восприятием мира. Религиозное знание предполагает не доказательство, а откровение, которое трактуется как дар и результат напряженного религиозного опыта. Атрибутами религиозного знания являются: икона, тексты Священного Писания, молитвы, многообразная религиозная символика, храм. Основанное на вере религиозное знание обнаруживает себя в непосредственном признании содержания догматов.
Однако вера — это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, элемент познавательной деятельности вообще. Поэтому можно говорить о гносеологической вере, которая есть признание чего-либо истинным на основании доминирования субъективного принятия. Как психологический акт вера проявляется в состоянии убежденности, связана с чувством одобрения или отрицания. Как внутреннее духовное состояние вера требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит (подробно см. раздел II, гл. 5). Особую разновидность знания представляет личностное знание. Если коллективное знание общезначимо и надличностно, предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий и методов, то личностное знание - это знание, в котором человек проявляет свои творческие способности, это акт активного индивидуального постижения явлений, связанный с формированием личностных навыков и убеждений. К исторически начальным формам человеческого знания относят игровое знание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей надэмпирической трансляции опыта. Игровое знание дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботясь о практической выгоде, и вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами. Оно конструирует собственную реальность, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения, имеет обучающе-развивающий характер, активно используясь в современных образовательных процессах. Особую форму вненаучного знания представляет «народная» наука, связанная с наличием свода «неписаных» знаний знахарей, целителей, ворожей и пр. Этот рецептурно-рутинный комплекс сведений существует в бесписьменной форме и транслируется от наставника к ученику. Конденсат народной науки присутствует в виде заветов, заклинаний, примет, наставлений, сохраняется в этнических обрядах и ритуалах, в формах соци-
альной памяти. Изменение условий существования этноса приводит к исчезновению народных наук, которые, как правило, не восстанавливаются. Существует широкий класс паранормального знания: учения о тайных природных и психических силах и способах получения информации, выходящих за рамки науки и понятийного постижения, способность оказывать влияние на предметы и людей, не прибегая к непосредственным физическим воздействиям. Различают экстрасенсорное восприятие (телепатия и ясновидение) и психокинез. Телепатия предполагает мысленный обмен информацией между двумя и более индивидами. Ясновидение — способность получать информацию по некоторому неодушевленному предмету (например, фотография и т.п.). Психокинез — это возможность воздействовать на внешние системы, находящиеся вне сферы нашей моторной деятельности, перемещать предметы нефизическим способом. Наука пока еще не может объяснить природу психокинеза, как не может и игнорировать подобные феномены. Живучесть аномального знания обусловливается, во-первых, тем, что в повседневной жизнедеятельности индивид, имея даже научное образование, поступает в соответствии с нормами обыденного, а не научного знания; во-вторых, анормальное знание актуализируется в ситуациях социальной дестабилизации; в-третьих, оно обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человеческой деятельности. Сейчас область паранаучного знания расширяется, ярко выражено стремление отыскать соответствия между рациональным европейским мышлением и восточным мистицизмом, процветает индустрия парауслуг. Это встречает институциональное сопротивление официальной науки, а также резкое осуждение со стороны церкви. Философы реагируют на всплеск ненаучных и псевдонаучных практик по-разному. Так, итальянский философ Н. Абба-ньяно, обсуждая проблему роли астрологии в современном обществе, вступает в полемику с немецким философом, внесшим крупный вклад в эстетику модернизма Т. Адорно (1903-1969), который еще в 1956 г. написал работу «Звезды о мире», где утверждал, что «астрология есть орудие порабощения... ибо представляет зависимость человека от порядка и природы мира как метафизический факт», что она ложна и по большей части пси-хотична и должна «рассматриваться как уменьшенная модель социальной эксплуатации, вызывающая в гораздо большем масштабе предрасположенность к паранойе». Но, как считает Аб-баньяно, надо выяснить человеческие мотивы, вызывающие интерес к астрологии. Эти мотивы просты: у людей существует потребность в предвидении, пусть даже приблизительном; эта потребность неистребима, а наука ничего не может сказать о будущем отдельно взятого человека. Астрология удовлетворяет эту потребность, и «в ее советах нет ничего вредного или предосудительного; они вдохновляются народной мудростью», которая всегда базировалась на вере в единство человека и природы. Псевдонаука - это «болезнь историческая и международная».
Наука и философия, наука и искусство В рамках античной натурфилософии (философии природы) первые философы были одновременно и учеными. Со временем наука отпочковалась от философии, а философия сделала теоретико-познавательную проблематику одной из центральных. Многовековой спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество, показал, что наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. Ее достижения могут применяться как во благо, так и во вред человечеству. Размышлениями по поводу последствий научных открытий обременена не наука, а философия, которая взяла на себя функцию ответственности за науку перед человечеством. Философия этимологически означает любовь к мудрости. Глубинное основание философской мудрости состоит в том, чтобы постичь подлинную суть вещей и процессов, первопричины и закономерности развития. Аристотель указывал, что «философия направлена на выявление первопричин и первооснований, а философ — это тот, кто более способен научить выявлению причин». С понятием мудрости связывается высший идеал знания и поведения. Философию трактуют как эпоху, схваченную в мыслях (Маркс), и ценят за то, что она выступает школой развития теоретического мышления. Долг философа — постоянно интересоваться событиями современности, разбираться в неоднозначности ситуаций, выявлять закономерности происходящего. Поэтому о философии говорят, что она — духовная квинтэссенция (сущность) своего времени. Философию определяют как форму общественного сознания, направленную на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека и исследующую вытекающие отсюда познавательные, ценностные, этические и эстетические отношения человека к миру. Предметом философии является «отношение человек — мир», взятое в многообразных ракурсах. И мир, и человек изменяются, поэтому понимание предмета философии конкретно-исторично. Из такого понимания философии следуют ее эпохальное предназначение и связь с жизнью, воссоздание правдивого портрета эпохи, постижение смысла и сути бытия. Примечательно, что еще французский философ и ученый Р. Декарт писал: «...Каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют, поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов». Философствование внутренне присуще каждому, и как только человек начинает задумываться над смысложизненными вопросами, которые И. Кант сформулировал так: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» и «Что такое человек?», он сразу же попадает в пространство философии. Английский философ Д. Юм с не меньшей убедительностью доказывал, что на основании отношения к философии можно ставить диагноз нации. В ситуации, когда, по мнению современных философов К. Ясперса, М. Хайдеггера, Э. Фромма и др., формируются тенденции унификации личности, духовного опустошения и гипертрофии рассудочности, философская мудрость становится особенно востребованной. Философия в своем предназначении — быть центром всей духовной культуры — помогает создать гуманистическую систему координат, указывает на систему непреходящих ценностей, разъясняет жестокие уро- ки времени, укрепляя веру в разум. Подвижным умонастроениям и ситуационно-историческим переживаниям философия противопоставляет позицию духовной выдержки. В зависимости от того, какой тип отношения к бытию интересует мышление, образуются различные философские дисциплины. Например, отношение к миру с точки зрения его познания рождает гносеологию — теорию познания (gnosis — знание + logos — учение), изучение основных форм бытия формирует онтологию (ontos — сущее + logos — учение), а всеобщих форм мышления — логику. Многообразие взаимодействий в системе «человек — мир» обусловливает многофункциональность философии. Функция (от лат. function — исполнение) — это та «работа», которую возлагает на себя философия. Основные функции философии - мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческая функция связана с формированием жизненных позиций, убеждений и идеалов людей. Она реализуется на двух уровнях: понятийно-категориальном и эмоционально-образном. Методологическая функция проявляется в обеспечении научного и социального познания выверенными правилами, нормами и методами исследования. Помимо этого философия выполняет социально-аксеологическую, культурно-воспитательную и прогностическую функции, а также критическую функцию противостояния догматизму. Философия, как и любая сфера человеческого знания, не может вобрать в себя всю совокупность научных знаний о мироздании, не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Философ не может и не должен подменять собой работу медика, биолога, математика, физика и т.п. Многолетний спор философии и науки о том, какова их действительная взаимосвязь, привел к следующим выводам: (а) специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Гегель считал, что научное мышление погружено в конечный материал и ограничено рассудочным постижением конечного. Философию же интересует мир в целом, она устремлена к целостному постижению универсума; (б) частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики и т.д. объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Мир в глазах философа — живое динамичное целое. Принимая во внимание научные данные, философия рассматривает вопрос о сущности, смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия. Поэтому основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру); (в) если представители науки исходят из определенных представлений своей дисциплины и не анализируют проблему их достоверности, то философия всегда стремилась к выяснению исходных достоверных предпосылок возможности познания вообще, критериев для понимания и оценки всего, что связано с бытием человека (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти и т.д.). Предельные, пограничные вопросы — излюбленная сфера философских размышлений. Британский логик Б. Рассел утверждал, что философия «является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения». Философия, по его мнению, «Ничейная Земля» между наукой и теологией, открытая поэтому для атак с обеих сторон. На многие философские вопросы типа «что есть мудрость, добро, в чем смысл жизни?» нельзя найти ответ в научной лаборатории. Не устраивают и версии богословов со ссылкой на акт творения и Священное Писание. Неразрешимые вопросы с точки зрения науки и теологии оказываются уделом философии; (г) если наука направлена на выработку и систематизацию строгих и объективных знаний о действительности, выявление закономерностей и получение нового знания, то философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением места человека в мире, смысла его существования, судьбы современной цивилизации; (д) в отличие от однозначного терминологического и понятийного языка науки, философия создает свой собственный язык - язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости; причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма и т.д.; (е) философия стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. Поэтому в философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату. И если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия всякий раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений. Изречение: «подвергай все сомнению!» — вот кредо философствующего разума; (ж) в науке принимается кумулятивное (на основе накопленных знаний) движение вперед (не будет же ученый заново открывать таблицу умножения или законы классической механики). Философия не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов. Так, она не может удовлетвориться ответом на вопрос о смысле жизни, предложенным средневековыми мыслителями. Каждая эпоха будет по-своему решать этот вопрос. Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии — метод оборачивания на себя, возвращение к исходным предпосылкам и обогащение их новым содержанием. Для философии характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли; (з) наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философия имеет дело с миром интеллигибельных (постигаемых умом) сущностей. Так, вопросы «что есть красота, истина, добро, справедливость» как таковые выходят за рамки эмпирических обобщений. Красота как понятие не сводится к примерам: прекрасный цветок, кристалл, пейзаж или женский образ. Философское понимание красоты ориентировано на постижение этого явления с точки зрения всеобщего. Оно выходит за пределы эмпирической данности, «трансцендирует к сущностному определению»; (и) если конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного сознания (например, физика может развиваться без учета опыта историй искусства, а химия - невзирая на распространение религии, математика может выдвигать свои теории без учета норм нравственности, а биология не оглядываться на императивы правоведения), то в философии-все обстоит иначе. В философии в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания: науки, искусства, религии, политики, права, морали и пр.; (к) в философии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностные ориентации. Согласно тезису античного мыслителя Протагора, «человек есть мера всех вещей», философия и по сей день выдвигает свои обоснования в ценностной шкале человеческих смыслов. Она обсуждает те социальные последствия, к которым могут привести сделанные открытия, утверждая в качестве абсолютной ценности жизнь человечества. Наука и искусство. Искусство — это особая форма общественного сознания, связанная с рождением художественных образов, обогащающих че- ловечество широкой палитрой эмоций, чувств и переживаний, многообразием человеческого опыта. Высокое искусство действует на мировосприятие человека убедительно, доходчиво, передает чувства любви, справедливости, прекрасного и безобразного, негодование от зла, обмана, пороков. В отличие от науки, искусство (а) отражает мир в художественных образах, (б) выражает личностные смыслы жизни отдельного человека и целых поколений. Смысложизненная составляющая искусства, проявляясь наглядно, образно в живописи, кинематографе, драматургии, хореографии, постигается и переживается человеком как целостным существом. Музыка, пение, литература и поэзия, колорис-тика и цветовое видение влияют на внутреннее состояние человека и являются самоценной мерой восприятия действительности. Наука нацелена на поиск общих закономерностей, искусство уделяет внимание каждому единичному случаю и событию. И если в науке господствует генерализация (обобщение), то в искусстве важны индивидуализация и типизация, которые содержатся в ткани художественных образов. В отличие от аксиом, формул науки, идеалы искусства исторически конкретны и изменчивы. История искусств описывает многообразие стилей, выразительных приемов, причины их возникновения и социальную обусловленность, показывает значимость национального и этнического типов мироотношения. В отличие от науки искусство обращено не к рассудочно-рациональному, а к чувственно-ассоциативному и эмоциональному строю человеческого восприятия, что обусловливает полярность художественного сознания: прекрасное — безобразное, трагическое — комическое, реальное — фантастическое и пр. Для художника важны движения души, предощущения, наслаждение, цепь ассоциаций, а не норма, стандарт, законосообразность. Не случайно гиперболизация (преувеличение) является действенным приемом художественно-образного отражения действительности. В то время как для науки важным регулятивом выступает идея закономерности, для искусства им оказывается эстетический идеал. Искусство обеспечивает вид удовольствия сродни свободному чувству эстетического наслаждения. Искусство античной Греции опиралось на идею калокагатии (от греч. калос — прекрасный, агатос — доблестный). Прекрасное является доблестным, а доблестное — прекрасным. Просветление (катарсис), очищение и подлинное ощущение ценностей происходят в процессе переживания трагедии, конфликта, драмы, представленной выдающимися произведениями искусства. Проводя различие между западным и восточным искусством, ученые указывают, что западное искусство в целом антропоцен-трично, в то время как восточное — космоцентрично. Считается, что во времена античности художественной доминантой являлась скульптура, в эпоху Возрождения - живопись, в XIX—XX столетиях таковой стала литература, в XXI веке - кинематограф. Предметом художественного отражения могут стать и мир ученых, и процесс научного открытия, искусство может проникнуть «в святая святых» человеческой гениальности, раскрыть тайну человеческих отношений, познавать психику человека и влиять на нее. Не случайно искусство называют своеобразной энциклопедией человековедения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|