Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Многообразие форм знания: их характеристика




Сложность и многообразие процессов и явлений реальности порождает многообразие форм знания: научное, философское, религиозное, этическое, эстетическое, обыденное, игровое, лич­ностное, а также обширный класс паранаучных знаний, таких как эзотерика, оккультизм, магия и т.д. Различаются формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образ­ную основу. Мышление в понятиях и образах — это естественные формы человеческого познания мира, объясняемые наличием левого, ответственного за логику и однозначный смысловой кон­текст, и правого, отвечающего за образность и многозначность смыслов, полушарий.

Научное знание характеризуется объективностью, истинностью и отражает закономерности мира в понятийной форме. К при­знакам научности отйосят: наличие предметной сферы исследова­ния; наличие понятийного аппарата установление принципов, уров­ней, критериев, причинных зависимостей, создание теории и открытие фундаментальных законов.

Многообразные формы знания, отличающиеся от научного, от­несены к ведомству вненаучного, «пограничного» знания. Это — астрология, парапсихология и целый комплекс так называемых на­родных наук, нетрадиционная медицина, знахарство, экстрасенсо­рика и пр. Многие формы вненаучного знания, например астроло­гия и алхимия, старше своих дисциплинарно оформившихся потомков - астрономии и химии. В настоящее время нетрадици­онные подходы и методы познания стали привлекать к себе вни­мание. Так, П. Фейерабенд считает, что наука должна признать все имеющиеся формы ненаучного знания и отстаивать свою позицию в диалоге с ними. Наука перестает оцениваться какедин-

XI


ственный и уникальный канал притока информации от внешне­го мира и часто критикуется за ее желание диктовать условия познания.

Современная эпоха характеризуется тем, что весь комплекс альтернативных науке когнитивных практик, воспринимаемый в массовом сознании какпаранаука, приобрел статус социокуль­турного явления, которое не может быть объявлено несуществу­ющим так же, как и мифология, сказка, легенда, притчи и пр. Обращать внимание на многообразие когнитивных практик - не значит открыто пропагандировать их методы в противовес науч­ным. Это внимание можно расценить как философскую рефлек­сию по поводу многообразия форм знания.

Среди многообразных форм вненаучного знания выделяют следующие:

паранаучные (от гр. para — возле, около) знания, включаю­щие размышления о феноменах, объяснение которых не совмес­тимо с имеющимся научным гносеологическим стандартом, а по­тому не отвечает критериям научности. К паранаучным знаниям относятся: оккультизм, эзотеризм, герметизм, теософия и мисти­ка. Оккультизм имеет дело с таинственным знанием о сверхъес­тественных силах и делает эти знания доступными для всех; эзо­теризм постигает тайны, предназначенные для посвященных; теософия есть религиозно-мистическое учение о единении чело­веческой души с божеством; герметизм имеет дело с построения­ми знаний, известных только посвященным; мистика через про­цедуры очищения, вдохновения, отрешения от мира выводит человека к космическому сознанию;

лженаучные знания, сознательно эксплуатирующие домыс­лы и предрассудки. Симптомы лженауки - малограмотный па­фос, принципиальная нетерпимость к опровергающим доводам, а также высокая чувствительность к «злобе дня», сенсации. Лже­научные знания не являются систематичными и универсальны­ми. Иногда лженаучное связывают с патологией психики того или иного ученого. В истории нашей науки известны лысенковщина, фиксизм (всоветской геологии 50-х гг. XX века), шельмование ки­бернетики и т.п.;


антинаучное знание — утопичное и сознательно искажаю­щее представление о действительности. С антинаукой связыва­ют, например, извечную потребность в обнаружении «панацеи» от всех болезней, и хотя предъявление людям открытой такого рода «панацеи» несет опасность, полное избавление от антина­уки невозможно;

псевдонаучное знание представляет собой интеллектуаль­ную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Существует обыденно-практическое знание, в котором присут­ствуют элементарные сведения о природе и окружающей дей­ствительности. В отличие от науки, его основой является опыт повседневной жизни, имеющий разрозненный, несистематичес­кий характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание, являясь исходным пластом всякого, в том числе и научного, познания, характеризуется тем, что его при­менение не нуждается в предварительной системе доказательств. Оно носит принципиально бесписьменный характер, не требу­ет рефлексии и используется человеком неосознанно, а иногда даже минуя ступень артикуляции, молчаливо руководит дей­ствиями субъекта. Пословицы и поговорки, которыми распо­лагает фольклор каждой этнической общности, фиксируют муд­рость обыденно-практического знания.

Одной из ранних форм знания является религиозное знание. В отличие от научного оно основано на вере и устремлено в сферу постижения сверхъестественного, за пределы рационально дока­зуемого. Религиозное знание включает в себе механизмы регу­лирования и регламентирования жизни общества. Вера связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувственно-образным символическим восприятием мира. Религиозное знание пред­полагает не доказательство, а откровение, которое трактуется как дар и результат напряженного религиозного опыта. Атрибу­тами религиозного знания являются: икона, тексты Священного Писания, молитвы, многообразная религиозная символика, храм.


Основанное на вере религиозное знание обнаруживает себя в непосредственном признании содержания догматов.

Однако вера — это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира челове­ка, элемент познавательной деятельности вообще. Поэтому можно говорить о гносеологической вере, которая есть призна­ние чего-либо истинным на основании доминирования субъек­тивного принятия. Как психологический акт вера проявляется в состоянии убежденности, связана с чувством одобрения или отрицания. Как внутреннее духовное состояние вера требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предпи­саний, в которые он верит (подробно см. раздел II, гл. 5).

Особую разновидность знания представляет личностное зна­ние. Если коллективное знание общезначимо и надличност­но, предполагает наличие необходимой и общей для всех си­стемы понятий и методов, то личностное знание - это знание, в котором человек проявляет свои творческие способности, это акт активного индивидуального постижения явлений, связанный с фор­мированием личностных навыков и убеждений.

К исторически начальным формам человеческого знания относят игровое знание, которое строится на основе условно при­нимаемых правил и целей надэмпирической трансляции опыта. Игровое знание дает возможность возвыситься над повседнев­ным бытием, не заботясь о практической выгоде, и вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами. Оно конструирует собственную реальность, выявляет качества и воз­можности человека, позволяет раздвинуть психологические гра­ницы общения, имеет обучающе-развивающий характер, актив­но используясь в современных образовательных процессах.

Особую форму вненаучного знания представляет «народная» наука, связанная с наличием свода «неписаных» знаний знаха­рей, целителей, ворожей и пр. Этот рецептурно-рутинный ком­плекс сведений существует в бесписьменной форме и трансли­руется от наставника к ученику. Конденсат народной науки присутствует в виде заветов, заклинаний, примет, наставлений, сохраняется в этнических обрядах и ритуалах, в формах соци-


альной памяти. Изменение условий существования этноса при­водит к исчезновению народных наук, которые, как правило, не восстанавливаются.

Существует широкий класс паранормального знания: уче­ния о тайных природных и психических силах и способах по­лучения информации, выходящих за рамки науки и понятий­ного постижения, способность оказывать влияние на предметы и людей, не прибегая к непосредственным физическим воздей­ствиям. Различают экстрасенсорное восприятие (телепатия и яс­новидение) и психокинез. Телепатия предполагает мысленный обмен информацией между двумя и более индивидами. Яснови­дение — способность получать информацию по некоторому нео­душевленному предмету (например, фотография и т.п.). Психо­кинез — это возможность воздействовать на внешние системы, находящиеся вне сферы нашей моторной деятельности, пере­мещать предметы нефизическим способом. Наука пока еще не может объяснить природу психокинеза, как не может и игнори­ровать подобные феномены.

Живучесть аномального знания обусловливается, во-первых, тем, что в повседневной жизнедеятельности индивид, имея даже научное образование, поступает в соответствии с нормами обы­денного, а не научного знания; во-вторых, анормальное знание актуализируется в ситуациях социальной дестабилизации; в-тре­тьих, оно обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человеческой деятельности.

Сейчас область паранаучного знания расширяется, ярко вы­ражено стремление отыскать соответствия между рациональным европейским мышлением и восточным мистицизмом, процве­тает индустрия парауслуг. Это встречает институциональное со­противление официальной науки, а также резкое осуждение со стороны церкви.

Философы реагируют на всплеск ненаучных и псевдонауч­ных практик по-разному. Так, итальянский философ Н. Абба-ньяно, обсуждая проблему роли астрологии в современном об­ществе, вступает в полемику с немецким философом, внесшим крупный вклад в эстетику модернизма Т. Адорно (1903-1969),


который еще в 1956 г. написал работу «Звезды о мире», где ут­верждал, что «астрология есть орудие порабощения... ибо пред­ставляет зависимость человека от порядка и природы мира как метафизический факт», что она ложна и по большей части пси-хотична и должна «рассматриваться как уменьшенная модель социальной эксплуатации, вызывающая в гораздо большем мас­штабе предрасположенность к паранойе». Но, как считает Аб-баньяно, надо выяснить человеческие мотивы, вызывающие интерес к астрологии. Эти мотивы просты: у людей существует потребность в предвидении, пусть даже приблизительном; эта потребность неистребима, а наука ничего не может сказать о будущем отдельно взятого человека. Астрология удовлетворяет эту потребность, и «в ее советах нет ничего вредного или предо­судительного; они вдохновляются народной мудростью», кото­рая всегда базировалась на вере в единство человека и природы. Псевдонаука - это «болезнь историческая и международная».

Наука и философия, наука и искусство

В рамках античной натурфилософии (философии природы) первые философы были одновременно и учеными. Со време­нем наука отпочковалась от философии, а философия сделала теоретико-познавательную проблематику одной из централь­ных. Многовековой спор философии и науки о том, в чем боль­ше нуждается общество, показал, что наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. Ее до­стижения могут применяться как во благо, так и во вред челове­честву. Размышлениями по поводу последствий научных откры­тий обременена не наука, а философия, которая взяла на себя функцию ответственности за науку перед человечеством.

Философия этимологически означает любовь к мудрости. Глубин­ное основание философской мудрости состоит в том, чтобы постичь подлинную суть вещей и процессов, первопричины и закономернос­ти развития. Аристотель указывал, что «философия направлена на выявление первопричин и первооснований, а философ — это тот, кто более способен научить выявлению причин». С понятием мудрости связывается высший идеал знания и поведения.


Философию трактуют как эпоху, схваченную в мыслях (Маркс), и ценят за то, что она выступает школой развития теоретического мышления. Долг философа — постоянно интересоваться событи­ями современности, разбираться в неоднозначности ситуаций, выявлять закономерности происходящего. Поэтому о философии говорят, что она — духовная квинтэссенция (сущность) своего вре­мени. Философию определяют как форму общественного созна­ния, направленную на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека и исследующую вытекающие отсюда позна­вательные, ценностные, этические и эстетические отношения че­ловека к миру. Предметом философии является «отношение чело­век — мир», взятое в многообразных ракурсах. И мир, и человек изменяются, поэтому понимание предмета философии конкрет­но-исторично.

Из такого понимания философии следуют ее эпохальное пред­назначение и связь с жизнью, воссоздание правдивого портрета эпохи, постижение смысла и сути бытия. Примечательно, что еще французский философ и ученый Р. Декарт писал: «...Каждый на­род тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем фи­лософствуют, поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов». Философствование внутренне при­суще каждому, и как только человек начинает задумываться над смысложизненными вопросами, которые И. Кант сформулиро­вал так: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» и «Что такое человек?», он сразу же попадает в пространство философии. Английский философ Д. Юм с не мень­шей убедительностью доказывал, что на основании отношения к философии можно ставить диагноз нации. В ситуации, когда, по мнению современных философов К. Ясперса, М. Хайдеггера, Э. Фромма и др., формируются тенденции унификации личнос­ти, духовного опустошения и гипертрофии рассудочности, фило­софская мудрость становится особенно востребованной. Филосо­фия в своем предназначении — быть центром всей духовной культуры — помогает создать гуманистическую систему координат, указыва­ет на систему непреходящих ценностей, разъясняет жестокие уро-


ки времени, укрепляя веру в разум. Подвижным умонастроени­ям и ситуационно-историческим переживаниям философия про­тивопоставляет позицию духовной выдержки.

В зависимости от того, какой тип отношения к бытию интере­сует мышление, образуются различные философские дисциплины. Например, отношение к миру с точки зрения его познания рождает гносеологиютеорию познания (gnosis — знание + logos — учение), изучение основных форм бытия формирует онтологию (ontos — сущее + logos — учение), а всеобщих форм мышления — логику.

Многообразие взаимодействий в системе «человек — мир» обусловливает многофункциональность философии. Функция (от лат. function — исполнение) — это та «работа», которую возлагает на себя философия. Основные функции философии - мировоз­зренческая и методологическая. Мировоззренческая функция связа­на с формированием жизненных позиций, убеждений и идеалов людей. Она реализуется на двух уровнях: понятийно-категори­альном и эмоционально-образном. Методологическая функция проявляется в обеспечении научного и социального познания выверенными правилами, нормами и методами исследования. Помимо этого философия выполняет социально-аксеологическую, культурно-воспитательную и прогностическую функции, а также критическую функцию противостояния догматизму.

Философия, как и любая сфера человеческого знания, не мо­жет вобрать в себя всю совокупность научных знаний о мироз­дании, не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частны­ми дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Философ не может и не должен подменять собой работу медика, биолога, математика, физика и т.п. Мно­голетний спор философии и науки о том, какова их действи­тельная взаимосвязь, привел к следующим выводам: (а) специ­альные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Гегель считал, что научное мышление погруже­но в конечный материал и ограничено рассудочным постижением


конечного. Философию же интересует мир в целом, она устремле­на к целостному постижению универсума; (б) частные науки об­ращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне чело­века, независимо ни от человека, ни от человечества. Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, зако­ны термодинамики и т.д. объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого. Свои вы­воды наука формулирует в теориях, законах и формулах, выно­ся за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к кото­рым может привести то или иное открытие. Мир в глазах фило­софа — живое динамичное целое. Принимая во внимание науч­ные данные, философия рассматривает вопрос о сущности, смысле и значимости процессов и явлений в контексте челове­ческого бытия. Поэтому основной вопрос философии и форму­лируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру); (в) если представители науки исходят из определенных представлений своей дисциплины и не анализируют проблему их достоверности, то философия всегда стремилась к выяснению ис­ходных достоверных предпосылок возможности познания вооб­ще, критериев для понимания и оценки всего, что связано с бы­тием человека (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти и т.д.). Предельные, по­граничные вопросы — излюбленная сфера философских размыш­лений. Британский логик Б. Рассел утверждал, что философия «является чем-то промежуточным между теологией и наукой. По­добно теологии она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор не­достижимым; но подобно науке она взывает скорее к человечес­кому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения». Философия, по его мнению, «Ничейная Земля» между наукой и теологией, открытая поэтому для атак с обеих сторон. На многие философские вопросы типа «что есть мудрость, добро, в чем смысл жизни?» нельзя найти ответ в научной лабо­ратории. Не устраивают и версии богословов со ссылкой на акт


творения и Священное Писание. Неразрешимые вопросы с точки зрения науки и теологии оказываются уделом философии; (г) если наука направлена на выработку и систематизацию строгих и объективных знаний о действительности, выявление законо­мерностей и получение нового знания, то философия основыва­ется на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отно­шении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. Главные тенденции развития фи­лософии связаны с осмыслением места человека в мире, смысла его существования, судьбы современной цивилизации; (д) в от­личие от однозначного терминологического и понятийного язы­ка науки, философия создает свой собственный язык - язык ка­тегорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости; причина и следствие, необходи­мость и случайность, возможность и действительность, содержа­ние и форма и т.д.; (е) философия стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к дей­ствительности. Философское знание выступает не в виде логи­чески упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого об­суждения, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. Поэтому в философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому ре­зультату. И если наука реализует достаточно строгую форму орга­низованности, то философия всякий раз сталкивается с выстра­иванием множества вариантов обоснований и опровержений. Изречение: «подвергай все сомнению!» — вот кредо философству­ющего разума; (ж) в науке принимается кумулятивное (на осно­ве накопленных знаний) движение вперед (не будет же ученый заново открывать таблицу умножения или законы классической механики). Философия не может довольствоваться заимствова­нием уже полученных результатов. Так, она не может удовлетво­риться ответом на вопрос о смысле жизни, предложенным сред­невековыми мыслителями. Каждая эпоха будет по-своему решать этот вопрос. Специфика философии проявляется в том, что она


применяет свой особый метод рефлексии — метод оборачивания на себя, возвращение к исходным предпосылкам и обогащение их новым содержанием. Для философии характерна переформу­лировка основных проблем на протяжении всей истории челове­ческой мысли; (з) наука опирается на факты, их эксперименталь­ную проверку. Философия имеет дело с миром интеллигибельных (постигаемых умом) сущностей. Так, вопросы «что есть красота, истина, добро, справедливость» как таковые выходят за рамки эмпирических обобщений. Красота как понятие не сводится к примерам: прекрасный цветок, кристалл, пейзаж или женский образ. Философское понимание красоты ориентировано на по­стижение этого явления с точки зрения всеобщего. Оно выходит за пределы эмпирической данности, «трансцендирует к сущнос­тному определению»; (и) если конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественно­го сознания (например, физика может развиваться без учета опы­та историй искусства, а химия - невзирая на распространение религии, математика может выдвигать свои теории без учета норм нравственности, а биология не оглядываться на императивы пра­воведения), то в философии-все обстоит иначе. В философии в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания: на­уки, искусства, религии, политики, права, морали и пр.; (к) в фи­лософии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностные ориентации. Согласно те­зису античного мыслителя Протагора, «человек есть мера всех ве­щей», философия и по сей день выдвигает свои обоснования в ценностной шкале человеческих смыслов. Она обсуждает те со­циальные последствия, к которым могут привести сделанные от­крытия, утверждая в качестве абсолютной ценности жизнь чело­вечества.

Наука и искусство.

Искусство — это особая форма общественного сознания, свя­занная с рождением художественных образов, обогащающих че-


ловечество широкой палитрой эмоций, чувств и переживаний, многообразием человеческого опыта. Высокое искусство действу­ет на мировосприятие человека убедительно, доходчиво, переда­ет чувства любви, справедливости, прекрасного и безобразного, негодование от зла, обмана, пороков. В отличие от науки, искус­ство (а) отражает мир в художественных образах, (б) выражает личностные смыслы жизни отдельного человека и целых поко­лений. Смысложизненная составляющая искусства, проявляясь наглядно, образно в живописи, кинематографе, драматургии, хо­реографии, постигается и переживается человеком как целост­ным существом. Музыка, пение, литература и поэзия, колорис-тика и цветовое видение влияют на внутреннее состояние человека и являются самоценной мерой восприятия действитель­ности.

Наука нацелена на поиск общих закономерностей, искусст­во уделяет внимание каждому единичному случаю и событию. И если в науке господствует генерализация (обобщение), то в ис­кусстве важны индивидуализация и типизация, которые содер­жатся в ткани художественных образов. В отличие от аксиом, формул науки, идеалы искусства исторически конкретны и из­менчивы. История искусств описывает многообразие стилей, выразительных приемов, причины их возникновения и соци­альную обусловленность, показывает значимость националь­ного и этнического типов мироотношения. В отличие от на­уки искусство обращено не к рассудочно-рациональному, а к чувственно-ассоциативному и эмоциональному строю человечес­кого восприятия, что обусловливает полярность художественного сознания: прекрасное — безобразное, трагическое — комическое, ре­альное — фантастическое и пр. Для художника важны движения души, предощущения, наслаждение, цепь ассоциаций, а не норма, стандарт, законосообразность. Не случайно гиперболизация (пре­увеличение) является действенным приемом художественно-образ­ного отражения действительности.

В то время как для науки важным регулятивом выступает идея закономерности, для искусства им оказывается эстетический


идеал. Искусство обеспечивает вид удовольствия сродни свобод­ному чувству эстетического наслаждения. Искусство античной Гре­ции опиралось на идею калокагатии (от греч. калос — прекрасный, агатос — доблестный). Прекрасное является доблестным, а доб­лестное — прекрасным. Просветление (катарсис), очищение и подлинное ощущение ценностей происходят в процессе пережи­вания трагедии, конфликта, драмы, представленной выдающи­мися произведениями искусства.

Проводя различие между западным и восточным искусством, ученые указывают, что западное искусство в целом антропоцен-трично, в то время как восточное — космоцентрично. Считается, что во времена античности художественной доминантой являлась скульптура, в эпоху Возрождения - живопись, в XIX—XX столе­тиях таковой стала литература, в XXI веке - кинематограф. Пред­метом художественного отражения могут стать и мир ученых, и процесс научного открытия, искусство может проникнуть «в свя­тая святых» человеческой гениальности, раскрыть тайну челове­ческих отношений, познавать психику человека и влиять на нее. Не случайно искусство называют своеобразной энциклопедией человековедения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...