Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Научное познание включает в себя два взаимосвязанных, но различающихся уровня: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), а рациональные формы (суждения, понятия и др.) имеют подчиненное значение. Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Содержание эмпирического познания — это сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность. Эмпирическое исследование осваивает объект с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт (от лат. factum — сделанное, свершившееся). Понятие «факт» имеет следующие значения: (1) фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности («факты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»); (2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана; (3) предложение, полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Второе и третье из названных значений резюмируются в понятии «научный факт», который становится таковым тогда, когда он включен в логическую структуру системы научного знания. Так, Н. Бор писал: «Мы должны признать, что ни один опытный факт не может быть сформулирован помимо некоторой системы понятий». Луи де Бройль утверждал, что «результат эксперимента никогда не имеет характера простого факта, который нужно только констатировать. В изложении этого результата всегда содержится некоторая доля истолкования, следовательно, к факту всегда при-
мешаны теоретические представления». Собрание эмпирических фактов, как бы обширно оно ни было, без «деятельности ума» не может привести к установлению каких-либо законов и уравнений. В понимании природы факта выделяются две крайние тенденции: (а) фактуализм, подчеркивающий независимость и автономность фактов по отношению к теориям, (б) теоретизм, напротив, утверждающий полную зависимость фактов от теории. Верное решение проблемы состоит в том, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе он детерминирован материальной действительностью. Недопустимо «выхватывать» отдельные факты: только в том случае, если они взяты в целостной системе, они станут «упрямой вещью», «воздухом ученого», «хлебом науки». Хотя любой факт детерминирован реальной действительностью, практикой, он так или иначе концептуализирован, т.е. «пропитан» определенными теоретическими представлениями, поэтому, как считал А. Уайтхед, научное познание представляет собой соединение двух слоев: один складывается из непосредственных данных, полученных из конкретных наблюдений, другой — представлен нашим общим способом постижения мира. Их можно, по его мнению, называть, соответственно, «слоем наблюдения» и «концептуальным слоем», причем первый из них всегда интерпретирован с помощью понятий, доставляемых концептуальным слоем. Согласно К. Попперу, если в факты не «встроено нечто теоретическое», то такие «факты» не являются основой теории. Однако между теориями и фактами, описываемыми данной теорией, всегда надо проводить «реалистическое различие». Созданные человеком теории могут приходить в столкновение с независящими от человека реальными фактами, и тогда в поисках истины приходится приспосабливать теории к фактам или же отказываться от этих теорий.
Теоретический уровень характеризуется преобладанием рациональных форм мышления (понятий, теорий, законов и т.д.). М.Борн подчеркивал, что «человеческий ум может проникать в тайны природы с помощью мышления вследствие гармонии между законами мышления и законами природы». Мышление — это активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Живое созерцание, чувственное познание на теоретическом уровне не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Важнейшая задача теоретического знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Для этого используются такие познавательные приемы и средства, как (а) абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов; (б) идеализация — процесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ» и т.п.); (в) синтез — объединение полученных в результате анализа элементов в систему; (г) дедукция — движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Присутствие идеализации и идеальных моделей в теории служит показателем ее развитости. Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д. Мышление как главный компонент теоретической познавательной деятельности имеет два основных уровня: рассудок и разум. Рассудок — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона и стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать и систематизировать факты, сознательно отвлекаясь от развития, взаимосвязи вещей. Главные функции рассудка — расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он включен в обыденное повседневное мышление. Логика рассудка — формальная логика, которая, изучая структуру высказываний и доказательств, обращает внимание на форму «готового» знания, а не на его развитие.
Разум (диалектическое мышление) — высший уровень мышления, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование своей собственной природы (саморефлексия). Разум может постигать сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно всесторонне и конкретно выражать в логике понятий логику вещей в их взаимосвязи, развитии. Главная задача разума — объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. В процессе мышления рассудок и разум взаимодействуют и переходят друг в друга. Примером перехода первого во второй может служить выход рассудка за пределы сложившейся готовой системы знания на основе выдвижения новых фундаментальных идей. Переход разума в рассудок связан, прежде всего, с процедурой формализации и перевода в относительно устойчивое состояние тех систем знания, которые были получены на основе разума. Основные формы мышления: Понятие — форма мышления, отражающая общие и существенные признаки явлений. Например, в определении «человек есть животное, делающее орудия труда» выражен такой существенный признак человека, который отличает его от всех других представителей животного мира. Чтобы верно отразить реальное развитие объективного мира, понятия должны быть гибки, взаимосвязаны, едины в противоположностях. Предельно общие понятия — это философские категории (качество, количество, материя, причина и др.). Суждение — форма мышления, отражающая процессы действительности, их свойства, связи и отношения, обычно выражается повествовательным предложением, которое может быть либо истинным, либо ложным. В форме суждения выражаются как существенные и общие (как в понятии) свойства и признаки предмета, так и второстепенные. В современной логике с начала XX века вместо термина «суждение» пользуются термином «высказывание», которое представляет собой грамматически правильное повествовательное предложение, выражающее некий смысл. Ос-
новными типами высказываний являются дескриптивные (описательные) и оценочные. Умозаключение — форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также в виде суждения). Классический пример умозаключения: все люди смертны (посылка), Сократ — человек (обосновывающее знание), следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием). Важными условиями достижения истины являются не только истинность посылок (аргументов, оснований), но и соблюдение правил вывода, недопущение нарушений законов и принципов логики. Умозаключения подразделяются на два взаимосвязанных вида: индуктивные (движение мысли от единичного, частного к общему, от менее общего к более общему) и дедуктивные (силлогизмы), где имеет место обратный процесс движения мысли. История познания показывает, что новые идеи, коренным образом меняющие старые представления, часто возникают не в результате последовательных логических рассуждений или обобщений, а в результате скачка, прерыва непрерывности в движении мысли. Луи де Бройль писал, что «человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием». Важную роль воображения, фантазии и интуиции в научном исследовании признавали многие великие творцы науки. Для интуитивного постижения действительности характерна свернутость рассуждений. Полное логическое и опытное обоснование этих выводов находят позднее, когда они уже были сформулированы и вошли в ткань науки. Познание — это единство чувственного и рационального, эмпирического и теоретического, рассудка и разума, интуитивного и дискурсивного. К структурным компонентам теоретического уровня познания относятся: проблема, гипотеза, теория и закон. Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком. Это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема включает два основных этапа: ее постановку и решение. «Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства», — писал А. Эйнштейн. По мнению В. Гейзенберга, при постановке и решении научных проблем необходимы: а) определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать проблему; б) система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем; в) опора на научные традиции. Проблемы, как считал Поппер, возникают (а) либо как следствие противоречия в отдельной теории,
(б) либо при столкновении двух противоречащих друг другу тео Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеют, во-первых, характер мышления эпохи, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций. Гипотеза — форма теоретического знания, возникающая в ходе решения проблем и содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, обосновании. Развитие научной гипотезы может происходить в трехосновных направлениях: (а) уточнение гипотезы в ее собственных рамках; (б) самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование новой гипотезы; (в) превращение гипотезы как системы вероятного знания в науч В ходе доказательства гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизи- руются, третьи отбрасываются, превращаясь в заблуждения. Так, выдвинутая Планком квантовая гипотеза после проверки стала научной теорией, а гипотезы о существовании «теплорода», «флогистона», «эфира» перешли в заблуждения. Современная астрофизика и геология окружены «лесом гипотез». Гипотезу рассматривают как «форму развития естествознания» (Ф. Энгельс). Они направляют наблюдения, упорядочивают познавательные процедуры, помогают оценить значение фактов и выбрать определенный метод. Выделяют три типа гипотез: а) гипотезы, возникающие непосредственно для объяснения опыта; б) гипотезы, в формировании которых опыт играет определенную, но не исключительную роль; в) гипотезы, которые возникают на основе обобщения предшествующих концептуальных построений. Такой, например, была гипотеза Луи де Бройля о наличии у микрообъектов противоположных — корпускулярных и волновых — свойств, которая затем стала теорией. Существуют гипотезы общие, частные и рабочие. Общие гипотезы — это предположения о закономерностях различного рода связей между явлениями. Они есть фундамент построения основ научного знания. Частные гипотезы — это предположения о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и отдельных явлений. Рабочие гипотезы — это предположения, выдвигаемые, как правило, на первых этапах исследования и служащие отправным пунктом дальнейшего движения исследовательской мысли. Существуют и так называемые ad hoc-гипотезы (от лат. ad hoc — к этому, для данного случая), которые временно обеспечивают- исходной теории некоторые прагматические преимущества, например, достаточную степень согласованности с экспериментальными данными. Ученые прибегают к помощи ad hoc-гипотез «во имя спасения» испытываемой теории, которая сталкивается с конкретными трудностями (невозможность предсказания новых фактов, адаптации к новым экспериментальным данным и др.). Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существен- ных связей определенной области действительности. Примерами теории являются классическая механика Ньютона, теория относительности А. Эйнштейна. А. Эйнштейн считал, что любая научная теория должна отвечать следующим критериям: а) не противоречить данным опыта; б) быть проверяемой на имеющемся опытном материале; в) отличаться «логической простотой» предпосылок, т.е. основных понятий; г) не быть логически произвольно выбранной; д) отличаться изяществом и красотой, гармоничностью; е) иметь широкую область своего применения; (ж) указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем. Теория часто сравнивается с сетями, предназначенными улавливать реальный мир для осознания, объяснения и овладения им. 2. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики При всех различиях эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними подвижна. Недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое содержание, открывает более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств. В процессе научного познания недопустимо разрушение единства теории и практики. Ученый должен сохранять контакт с практикой, поскольку, как считал Поппер, тот, кто ее презирает, неизбежно впадает в схоластику. Наиболее сильный аргумент в пользу истинности теории - это ее «многократное экспериментальное подтверждение». В ходе истории соотношение между теорией и практикой постоянно изменяется, так как появляются новые формы обществен- но ной практики. Связи теории и практики двусторонни: прямые (от практики к всеобщим принципам и формам мышления) и обратные — реализация всеобщих схем в познании и в реальной жизни. Сущность прямых связей состоит в том, что все логические категории, теоретические схемы и другие абстракции формируются, в конечном счете, в процессе предметно-практического преобразования реальной действительности. Практика есть то важнейшее звено, через которое объективно всеобщее попадает в мышление в виде «фигур логики». Последние, в свою очередь, возвращаются обратно, помогают познавать и преобразовывать объективную реальность, т.е. происходит материализация теории. Для того чтобы теория материализовалась, объективировалась, необходимы определенные условия: (1) теория должна достоверно и адекватно отражать определенную сторону реальности, соответствовать реальным фактам в их взаимосвязи; (2) теория должна представлять внутреннее единство, глубинную взаимосвязь и системное взаимодействие понятий, законов, гипотез, суждений и т.д.; (3) она должна обнаруживать тенденции развития реальности, практики, а потому должна постоянно изменяться, расширяться, углубляться, уточняться и т.д.; (4) Теория (даже самая глубокая и содержательная) становится материальной силой лишь тогда, когда «внедряется» в сознание людей, энергия которых воплощает теорию в реальную действительность; (5) практическая реализация теории представляет собой сложный и противоречивый процесс, тесно связанный с существованием особого социокультурного мира предметов-посредников: орудий труда, технических средств (приборы, оборудование, измерительные устройства), языка (естественного и искусственного), методологических средств, социальных институтов; (6) чтобы теория стала не только способом объяснения, но и методом изменения мира, необходимо нахождение эффективных путей трансформации научного знания в программу практических действий, что требует соответствующей технологизации знания, перехода на конкретный язык решений, требований, предписаний, регулятивов, ориентирующих людей на достижение поставленных целей. Именно на этапе технологиза- ции совершается переход от научного описания к нормативной системе, имеющей целевое, практическое назначение. Отсутствие (или их недостаточная разработанность) конкретно-прикладных теорий и технологий — одна из главных причин отрыва теории от практики. В социальной сфере путь теоретического знания к практике намного сложнее, ибо здесь нет прямого выхода на практику, непосредственного применения знания в той или иной области социально-преобразующей деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|