Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие теории и практики организации




Л. А. ФЕДОРОВА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОТРАСЛИ

Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве

учебного пособия

Санкт-Петербург

УДК 658.5(075.8)

ББК 65.9(2)304л73

Ф33

Рецензенты:

 

генеральный директор ООО «Новые технологии» С. В. Николаев;

кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента

Санкт-Петербургского государственного университета

технологии и дизайна Т. Б. Альгина

 

Федорова, Л. А.

Ф33 Организация производства на предприятиях отрасли: учеб.

пособие/Л. А. Федорова. – СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД»,

2012. – 83 с.

ISBN 978-5-7937-0705-03

 

В учебном пособии содержится материал, охватывающий комплекс вопросов, связанных с организацией производства на предприятиях легкой промышленности. Особенно подробно представлены основные этапы формирования науки об организации производства. Показано место промышленного предприятия в системе рыночных отношений, даны теоретические основы организации производственных процессов. Изложены типы, формы и методы организации производства. Рассмотрены вопросы организации производственной инфраструктуры предприятия.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по Государственному стандарту 2-го поколения по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и направлению подготовки 08050200.62 «Менеджмент», а также по направлениям Государственного стандарта 3-го поколения 080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент».

УДК 658.5(075.8)

ББК 65.9(2)304л73

ISBN 978-5-7937-0705-03©ФГБОУВПО «СПГУТД», 2012

© Федорова Л. А., 2012

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Повышение качества жизни населения зависит от эффективности экономики страны и, соответственно, эффективности отраслей, входящих в виде составных, постоянно взаимодействующих между собой частей в единый хозяйственный комплекс. Основу отрасли легкой промышленности составляет предприятие.

Производство продукции является ключевым этапом жизненного цикла товара, и от того, насколько рационально и экономически эффективно это производство организовано, в решающей степени зависят конечные результаты функционирования предприятия. Именно на стадии осуществления производственных процессов закладывается фундамент таких важных технико-экономических показателей, как производительность труда, себестоимость и качество продукции. Достижение наилучших значений данных показателей обеспечивает предприятию рост прибыли, повышение рентабельности производства, расширение рынка сбыта своей продукции и как результат – повышение конкурентоспособности предприятия.

Формирование эффективной системы организации производства особенно актуально для отечественных предприятий легкой промышленности, учитывая, что многие из них, по существу, являются неконкурентоспособными на отечественном рынке.

Задача данного учебного пособия – в относительно сжатой форме дать целостное представление о системе организации производства на промышленном предприятии.

Предметом дисциплины «Организация производства на предприятиях отрасли» являются: организация основного и вспомогательного производства, его обслуживание, организация труда и управления на предприятиях легкой промышленности.

Объектами изучения курса являются предприятия и фирмы, выпускающие различные виды продукции и оказывающие разносторонние производственные услуги.

Дисциплина «Организация производства на предприятиях отрасли» входит в цикл специальных дисциплин подготовки экономиста и менеджера и базируется на изучении таких дисциплин, как «Экономика предприятия», «Методы принятия управленческих решений», «Управление человеческими ресурсами», «Организационное поведение», «Менеджмент».

Как система научных знаний эта дисциплина использует методологию комплексного и системного подходов, методы экономического и математического моделирования.

Материал учебного пособия предназначен для использования студентами при самостоятельной учебной работе с целью развития и углубления знаний и компетенций, необходимых при выполнении курсовой работы и для дальнейшего успешного освоения следующих дисциплин: «Бизнес-планирование», «Планирование на предприятии», «Организация промышленной коммерции», «Управление качеством», «Управление технологическими инновациями», «Внутрипроизводственное планирование и бюджетирование».

 

Этапы развития теории организации

Производства

 

Зарождение научного подхода к организации

Производства

Развитие организации производства имеет длительную историю, связанную с эволюцией управления производственной организацией (предприятием). На ранних этапах развития общества возникли различные формы упорядочения управления рабами при производстве товаров, велся учет произведенного, а также дифференцировались функции управления. Однако проблемы организации и управления производством наиболее интенсивно начали решаться во время промышленной революции XIX века.

Еще в 1776 году А. Смит впервые в своих исследованиях показал, что именно разделение труда, специализация работника на относительно узком участке работы является мощнейшим источником роста производительности труда. Идеи А. Смита в середине XIX века развил Ч. Бэббидж. Он предложил разбить весь производственный процесс на ряд простейших операций, выполнение которых осуществлялось в заданной последовательности. Однако в отдельную область знаний вопросы организации производства выделились лишь на рубеже XIX – ХХ веков. Толчком в этом плане стало появление паровой машины, электротехники и других изобретений, обеспечивающих революционное развитие промышленности. Возникла потребность выработки и внедрения адекватных, научных методов организации производства.

Первым, кто подошел к организации производства с научных позиций, был американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор.

В 1911 году в США было создано первое общество по совершенствованию организации производства, одном из инициаторов которого был Тейлор. Вслед за этим обществом в США, а также в Европе стали организовываться аналогичные ассоциации. Возник также ряд консультативных фирм, разрабатывающих по договорам с предприятиями или их объединениями конкретные пути решения проблем организации производства.

Целью Тейлора было создание системы научной организации труда на предприятии, обеспечивающей достижение максимальных результатов с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Способом достижения этой цели Тейлор избрал рационализацию всех элементов производства: средств труда, предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии) и живого труда рабочих и служащих. Основные элементы разработанной Тейлором системы научной организации труда представлены в табл. 1.

Т а б л и ц а 1. Основные элементы концепции Тейлора

 

  Элемент   Характеристика
Расчленение процесса организации работы предприятия на составные части   Установление цели деятельности как всего предприятия, так и отдельного работника. Выбор средств деятельности (т. е. предметов и средств труда). Подготовка средств деятельности к работе. Применение средств деятельности в соответствии с заранее разработанным планом. Контроль результатов деятельности предприятия в целом и отдельных работников
Рационализация Использование оборудования (каждый станок, инструмент и т. п. должны быть приспособлены к определенной части работы). Осуществление ухода за орудиями производства, производственными помещениями, коммуникациями. Перемещение материалов, полуфабрикатов и готовой продукции по территории предприятия
Создание планово-распределительного бюро Проектирование производства во времени и средствах: - устанавливается, как должна быть организована работа во всех подразделениях предприятия; - разрабатываются соответствующие инструкции для всех работ и работников; - выделяются представители бюро в каждом подразделении предприятия
Формирование корпуса мастеров четырех категорий Выдача задания рабочим. Наблюдение за работой. Прием готовой продукции. Наблюдение за ремонтом оборудования
Учет хода производства Использование графиков, диаграмм и т. п. Пристальное наблюдение за ходом производства. Разработка инструкций, полная взаимозаменяемость людей
Повышение интенсивности труда Установление с помощью хронометра наименьшей нормы времени для той или иной работы. Отбор для выполнения высоких установленных норм выработки наиболее сильных, ловких и выносливых рабочих. Дифференциация оплаты труда в зависимости от степени выполнения норм выработки

 

 

Соотечественник Тейлора Харрингтон Эмерсон в 1912 году сформулировал ряд принципов производительности, представляющих взгляд автора на систему организации производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия:

· четкая постановка цели;

· наличие здравого смысла в организации работы;

· обеспечение компетентной консультации;

· соблюдение производственной дисциплины;

· справедливое отношение к персоналу;

· внедрение быстрого, точного, постоянного учета;

· обязательное диспетчирование (регулирование производства);

· наличие норм и расписаний;

· нормализация условий работы;

· нормирование операций;

· применение рациональной системы оплаты труда.

Основной целью реализации своих принципов Эмерсон считал устранение любых производственных потерь в самом широком смысле. Как и Тейлор, он придавал важнейшее значение росту производительности труда, однако в отличие от него считал, что рост определяется не только увеличением оплаты труда, но и «идеалами» рабочих.

Особое значение в организации производства имело создание ленточных графиков (диаграмм) Ганта, используемых и в настоящее время при планировании производственного процесса, а также исследования супругов Гилбертов в области рационализации физических движений для повышения производительности труда. Гилберт является еще и изобретателем карт и схем технологических процессов.

Свою систему организации предприятия создал французский инженер Анри Файоль. Все операции, имеющие место на предприятии, он разбил на шесть групп:

· механические операции (производство, переработка);

· коммерческие операции (покупка, продажа, обмен);

· финансовые операции (изыскание капиталов, управление ими);

· операции, связанные с охраной имущества и работников;

· счетные операции (подсчет издержек, статистика, балансы);

· административные операции (предвидение, организация, распорядительство, согласования, контроль).

Основное внимание Анри Файоль сосредоточил на административных операциях, которые расшифровал следующим образом:

· установление программы действий (наблюдение за исполнением этой программы);

· обеспечение единого, энергичного и компетентного руководства;

· хороший подбор персонала;

· четкое определение полномочий;

· согласование усилий всех участников производства;

· четкое формулирование принятых решений;

· поощрение инициативы и ответственности;

· предупреждение ошибок и недоразумений;

· соблюдение дисциплины;

· подчинение индивидуальных интересов работников общим интересам предприятия.

Созданная им система организации предприятия получила название «школы администрирования».

Весомый вклад в развитие теории и практики организации промышленного производства внес Генри Форд. Он сформулировал следующие принципы организации производства (табл. 2).

 

Т а б л и ц а 2. Принципы организации производства Г. Форда

Принцип Содержание
«Вертикальное» строение производства Включение в состав корпорации звеньев технологической цепи, предшествующих основному производству и следующих после этого производств
Организация массового производства Непрерывный выпуск в значительных объемах одного и того же ассортимента в течение длительного времени при строгой повторяемости производственного процесса во всех подразделениях предприятия
Максимальное разделение труда Дробление производственного процесса на мельчайшие односложные операции с тем, чтобы их мог выполнить самый низко квалифицированный рабочий
Типизация, унификация оборудования, предметов труда Использование ограниченного числа типов специализированного оборудования, инструментов, видов сырья, полуфабрикатов, материалов, запасных частей и т. п.
Последовательность смены производственных фазисов Размещение оборудования и рабочих в соответствии с последовательностью технологического процесса
Рациональная подготовка производства Своевременная подача предметов труда, приспособлений, инструмента непосредственно к рабочим местам
Механизация транспорта Перемещение грузов только с помощью механизмов (подъемные краны, лифты, конвейеры, транспортеры)
Поточность производства Согласованное выполнение всех операций во времени и перемещение предметов труда с помощью конвейеров через рабочие места в соответствии с заданным быстрым темпом протекания производственного процесса

 

 

В отличие от Тейлора, исследовавшего физические возможности рабочего и разрабатывающего способы интенсификации труда, Форд основное внимание уделил технической организации производства, заменив ручной труд машинным. Сама техника, общий ритм производства, в котором синхронизирована каждая операция, заставляли рабочего трудиться с заданной интенсивностью и напряженностью. Это обеспечило создание массового сборочного конвейера.

«Вертикальное» строение производства делало Форда независимым от конъюнктуры, позволяя максимально синхронизировать работу всех элементов технологической цепи.

Массовый характер производства вел к удешевлению единицы продукции, повышал возможности механизации и автоматизации процессов труда.

Полнейшее разделение труда позволило экономить на зарплате низкоквалифицированных рабочих.

Унификация оборудования и предметов труда упрощала их обслуживание и использование.

Последовательность смены производственных фазисов обеспечивала прохождение кратчайшего пути предметам труда в процессе производства.

Особое внимание уделялось рациональной подготовке производства, которая претворялась в жизнь самым упорным образом.

Механизация транспорта по Форду заключалась в том, что не предметы труда перемещались по путям, а пути перемещались вместе с предметами труда. В результате не было надобности передвигать каждую единицу обрабатываемого изделия отдельно. Кроме того, никто не носил грузы вниз: корытообразные пути позволяли использовать даровую силу притяжения земли.

Наиболее революционный из всех принципов Форда – поточность – позволил в отличие от Тейлора отказаться от хронометража, детальных инструкций для рабочих и большинства мастеров. Ритм работы у Форда задает конвейер, и рабочий не может отстать от него.

Таким образом, система Форда была направлена на устранение любого расточения сил, неэкономного их использования.

Нетрудно убедиться, что подходы Тейлора, Эмерсона, Файоля, Форда и их последователей во многих своих принципиальных позициях совпадали, что позволило создать научную школу так называемого рационалистичес-кого направления.

Развитие теории и практики организации

Производства за рубежом

 

Рационалистическое направление в исследовании проблем организации производства, являясь по существу классической научной школой, имело вместе с тем один существенный недостаток – отсутствие учета роли человеческого фактора. Этот недостаток попыталась устранить созданная в 30-е годы прошлого века школа психологии и человеческих отношений, которую называют также неоклассической школой или поведенческим направлением.

Первая попытка применить психологический анализ к практическим проблемам организации производства была предпринята в начале ХХ века профессором Гарвардского университета Г. Мюнстербергом. Практическую психологию он назвал психотехникой, задачей которой была разработка требований, предъявляемых к работникам (профориентация). Соответствующие качества кандидатов на работу выявлялись в ходе наблюдения и тестирования.

В 1920–1930-е годы зародилась школа психологии и человеческих отношений, в центре внимания которой находился человек.

Одним из главных отличий этой школы является внесение в нее теории человеческого поведения, которая основывается на необходимости изучения поведения человека, которое непосредственно зависит от влияющих на него стимулов и, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на них. На первый план при этом должны выдвигаться вопросы социально-психологического климата на предприятии.

Одной из первых к проблемам поведения человека обратилась американский социолог Мери Паркер Фоллетт, которая сформулировала идею о том, что решающее влияние на производительность труда имеют не материальные, а главным образом психологические и социальные факторы. Фоллетт одна из первых выдвинула идею «участия рабочих в управлении», идею «конструктивного конфликта», которую можно считать истоком современной научной дисциплины «конфликтология».

Наиболее яркими представителями школы психологии и человеческих отношений являются ученые – экономисты, социологи, психологи: Фоллетт, Мейо, Ротлисберг, А. Маслоу, Д. Макгрегор и др. Сторонники «человеческих отношений» считали, что производство не сможет достичь значительной эффективности, если при этом не будет усовершенствована социальная организация предприятия, поскольку инженерный подход давно себя исчерпал. На первый план они выдвигали проблемы человеческого поведения, психологии работников. Можно выделить три основных положения этой школы:

· жесткая иерархия, подчиненность, формализация организационных процессов должны быть совместимы с природой человека;

· самым решающим из трех элементов производства является человек, представляющий собой социальный продукт, используемый в производственном процессе как трудовые ресурсы;

· решение проблем человека – дело руководителей предприятия.

Однако школа психологии и человеческих отношений рассматривала предприятие как замкнутую социальную систему и игнорировала производственные и технологические факторы.

После Второй мировой войны начался новый этап в развитии научной организации производства, связанный с возникновением так называемых операционных исследований. В американской литературе под этим термином понимается использование аналитических методов физических и математических наук для решения проблем организации предприятия.

Составными частями операционных исследований являются:

· постановка задачи,

· сбор данных об операциях,

· анализ собранных данных,

· разработка моделей изучаемой системы,

· проверка модели,

· разработка рабочих инструментов,

· внедрение результатов исследований в практику.

Главной целью исследований операций является обеспечение ответственных исполнителей надежными данными для правильного прогнозирования и принятия различных решений по эффективному использованию всех наличных ресурсов предприятия. С помощью операционных исследований стали разрабатываться вопросы рациональной планировки предприятия, выбора наиболее производительного оборудования, установление нормативов его производительности, расхода материальных ресурсов, рациональной организации ремонтов оборудования, определения необходимого штата работников и др.

В итоге данное направление выделилось в самостоятельную научную дисциплину «операционный менеджмент».

Развитие математики, статистики, инженерных наук и смежных с ними областей знаний предопределили становление в начале 50-х годов прошлого века школы науки управления (количественной школы), которая успешно функционирует и в настоящее время. Представители этой школы используют два подхода:

рассмотрение производства как социальной системы с использованием системного, процессного и ситуационного подходов;

исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Системный подход позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов.

Процессный подход как концепция управленческой мысли был впервые предложен классической школой администрирования, которая сформулировала и описала содержание функций управления как независящие друг от друга. Процессный же подход с позиций количественной школы науки управления рассматривает функции управления как взаимосвязанные, зависящие друг от друга.

Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Его еще называют ситуационным мышлением об организационных проблемах и решениях. Сущность ситуационного подхода заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Рассмотрение конкретной ситуации позволяет руководителю подобрать наилучшие способы и методы достижения целей организации в этом случае.

Дополнением и развитием теории организации производства стала эмпирическая школа, которая основана на изучении практического опыта. Основные задачи организации производства школы сводятся к исследованию менеджмента и разработке рекомендаций по совершенствованию структуры компаний (фирм), организации труда структурных подразделений, созданию инструкций и указаний. При этом на первый план выдвигаются такие цели, как конкурентоспособность и экономичность предприятия.

Этой же школой предложено использование системного анализа, сущность которого заключается в следующем:

· необходимость постановки (формализации) задачи и цели по иерархии;

· возможность получения максимального эффекта за счет оптимальных решений;

· использование комплексной количественной оценки экономических показателей и средств, необходимых для их достижения (квантификации).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...