Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовые проблемы организаций энергетики




Состояние энергетической отрасли во многом обуславливается проблемами финансово-экономического характера. Финансовая дестабилизация в энергетической отрасли из-за роста неплатежей со стороны потребителей продукции комплекса приводит к росту задолженности предприятий отрасли в бюджеты всех отраслей и внебюджетные фонды.

При увеличении дебиторской задолженности энергетическая отрасль теряет возможность финансирования инвестиций, что становится особенно остро ощутимым в условиях старения и высокой изношенности основных фондов, приводящих к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей и даже невозможности простого воспроизводства.

Но в то же время инвестиционная политика, проводимая в энергетическом секторе в период благоприятной экономической конъюнктуры 2003–2008 гг. повлекла за собой как следствие недостаток ликвидности активов предприятий энергетики. На этот отрезок времени пришелся пик инвестиционных расходов, особенно со стороны непосредственно самих субъектов энергетического сектора.

В результате, отрасль фактически не смогла создать достаточный «запас» финансовой ликвидности, при этом во многих случаях предприятия энергетики попали в долговую «яму», появление которой также стало следствием увеличения расходов и использования финансовых кредитов. Также компании энергетического сектора затратили значительные средства на приобретение зарубежных добывающих и перерабатывающих активов, ориентируясь на вероятность долгосрочного сохранения высоких цен на энергетические ресурсы и доступность кредита, что позволило бы восполнить потраченные финансы.

В условиях резкого ухудшения экономической ситуации в глобальном масштабе и ее дальнейшего сохранения, предприятия энергетики, имеющие значительную задолженность перед кредиторами, в состоянии реально столкнуться с возможностью своего банкротства, в связи с неспособностью осуществлять взятые на себя финансовые обязательства.

Каждое предприятие должно функционировать рентабельно, соизмерять результаты своего труда с затратами, стремиться к повышению результатов и снижению затрат. Соизмерение затрат и результатов при решении как текущих, так и перспективных хозяйственных задач невозможно без надлежащего инструмента. Таким инструментом являются цены, тарифы и ставки.

Тарифы – это дифференцированная цена. Тарифы на энергию занимают срединное положение между тарифами на услуги и ценами на материальные блага, поскольку результат деятельности энергетических предприятий – энергия – имеет некоторые свойства и услуг, и материальных благ. Экономическая природа тарифов на энергию та же, что и цен, т.е. затраты общественно необходимого труда на воспроизводство энергии, а также воспроизводство всех видов топлива, оборудования и других средств производства в объемах и пропорциях, необходимых для воспроизводства энергии [7, c. 109].

Основными элементами тарифов на энергию являются полная себестоимость производства энергии и прибыль. Себестоимость производства энергии значительно разнится по отдельным производственно-энергетическим объединениям (энергосистемам) из-за существенных различий в структуре генерирующих мощностей, различий в стоимости используемых энергоустановок. Поэтому тарифы на энергию различаются по зонам или районам.

Для электроэнергии необходима специальная система транспортировки, т.е. передачи и распределения, вплоть до каждого потребителя. При этом системы передачи и распределения – энергосетевые предприятия – вследствие особенностей производства и применения энергии обязаны работать в тесном технологическом и организационном взаимодействии с электростанциями данного и с потребителями. В силу такой тесной технологической связи производства и передачи энергии она всегда реализуется по цене (тарифу), следовательно, включает в себя затраты на передачу и распределение, а значит, и себестоимость и прибыль энерго-сетевых предприятий. Поэтому тарифы на энергию зависят не только от себестоимости производства энергии в данном районе, но и от себестоимости ее передачи.

Особенности производства энергии зависят от среднегодовых и среднесуточных условий. Среднегодовые и среднесуточные издержки производства отражаются на тарифах на энергию, чтобы обеспечить нормальные условия хозрасчетной деятельности каждого энерго-предприятия. Но производство электроэнергии не может ориентироваться только на средние объемы энергопотребления, так как режим производства энергии определяется режимом ее потребления. Потребление энергии отличается резко выраженной неравномерностью в течение суток. Высокая стоимость основных производственных фондов энерго-предприятий, большой удельный вес условно-постоянных расходов в составе себестоимости энергии на 30–40% обусловлены необходимостью удовлетворять потребности в энергии тех потребителей, которые нуждаются в энергии как раз в часы суточного максимума нагрузок. Если бы тарифы на энергию были построены исходя из среднесуточного объема потребления энергии, то они не осуществляли бы свою основную функцию – достоверного учета общественно необходимых затрат на производство тех видов продукции, которые производятся в основном в часы пиковых нагрузок энергосистем. Ориентация тарифов на среднесуточный объем энергопотребления не стимулировала бы более равномерный и, следовательно, более экономичный режим энергопотребления.

В процессе становления рыночных отношений модифицируется и унифицируется порядок расчета тарифов на электроэнергию, отпускаемую потребителям. Так, во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» разработаны и утверждены «Временные методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке», согласно которым в настоящее время и устанавливается порядок расчета, введение в действие и изменения тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую потребителям.

Для регулирования тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) энерго-снабжающая организация представляет в региональную энергетическую комиссию обосновывающие материалы.

С точки зрения возможностей соизмерения результатов различных видов деятельности, большинство энергетических предприятий находится в особом положении. Результаты их деятельности могут быть соизмерены физическим путем, в единых единицах энергии. Однако такое соизмерение весьма несовершенно. Так, может быть различным давление отборного пара, размах колебаний напряжения электроэнергии и их частота. Существенное значение для измерения ценности энергии имеет время (в течение суток и в течение года), в которое необходимо снабдить энергией потребителя. Соизмерение разнокачественной и разновременной энергии обычным физическим путем невозможно. Значительно сложнее сопоставить разнородные материальные и нематериальные затраты. Физически они несоизмеримы. Например, топливо и живой труд в текущей деятельности электростанций, цемент и оборудование при их строительстве можно соизмерять только через цены и ставки заработной платы.

Концентрация задолженности в энергетике и газовой промышленности по сравнению объеме отгруженной продукции энергетических отраслей, является высокой. В настоящее время в просроченную дебиторскую задолженность энергетической отрасли включают только долги добывающим предприятиям, в то время как основная часть просроченной задолженности появляется оттого, что потребители задерживают оплату дочерним предприятиям, занимающимся транспортировкой энергии.

В период мирового финансового кризиса клиенты не выполняют своих обязательств по расчетам с поставщиками энергоресурсов, последние не выполняют своих обязательств по уплате налогов. Важно заметить, что российская налоговая система «ориентирована на наличность» (то есть налоги начисляются только по факту получения платежа), так что просроченная налоговая задолженность представляет собой исключительно налоги, начисленные по сделкам, по которым были получены платежи.

Разработка и реализация мер, направленных на повышение внутренней эффективности и снижение издержек в энергетике, осуществляется министерством энергетики в соответствии с Планом действий по реализации Программы антикризисных мер правительства РФ на 2009 год в сфере энергетики.

Основным направлением повышения эффективности в энергетике в настоящее время является сокращение издержек. Программы по управлению издержками в энергокомпаниях заложены в состав бизнес-планов на очередной год.

Работу над сокращением издержек можно проводить по нескольким направлениям. В частности, речь идет о сокращении затрат на ремонты, на оплату труда за счет оптимизации численности персонала, сокращении общехозяйственных расходов и сокращении потерь электроэнергии в сетях, а также об оптимизации экспортно-импортных поставок электроэнергии и применении новых технологий и материалов.

Предполагается, что дальнейшая работа по повышению эффективности и снижению издержек будет осуществляться министерством энергетики через разработку программ управления издержками компаний энергетики с целью сдерживания тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей на 2009 и 2010 годы и изысканию внутренних источников инвестиций за счет снижения издержек.

Определение общей потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) энерго-снабжающей организации по регулируемым видам деятельности должно возмещать все обоснованные материальные затраты, включая затраты на покупную энергию, покрытие финансовых издержек (проценты по кредитам или облигациям), выплату налогов, амортизационных отчислений и отчислений для образования иных специальных средств энерго-снабжающей организации, начисления дивидендов по акциям на формирование необходимого объема чистой прибыли для осуществления производственных и социальных программ [12, c. 35].

Общая потребность энерго-снабжающих организаций в финансовых средствах включает в себя виды расходов на воспроизводство, относимые на себестоимость продукции:

1. Сырье, основные материалы. Расчет осуществляется исходя из действующих норм и нормативов с учетом прогнозируемых в период регулирования цен и тарифов на указанные сырье и материалы.

2. Вспомогательные материалы. Расчет осуществляется исходя из действующих норм и нормативов с учетом прогнозируемых в период регулирования цен и тарифов на указанные вспомогательные материалы.

3. Услуги производственного характера. Расчет осуществляется исходя из необходимости проведения регламентных (ремонтных и других) работ с учетом прогнозируемых в период регулирования цен и тарифов на указанные услуги.

4. Топливо на технологические цели. Потребность в средствах на оплату топлива определяется на основании нормативов удельных расходов топлива на производство электрической энергии и тепло, рассчитываемых на базе нормативных энергетических характеристик энергетического оборудования и планируемого режима работы оборудования на период регулирования с учетом прогнозируемых цен на топливо и тарифов на перевозки.

5. Затраты на оплату труда. Расчет величины расходов на оплату труда персоналам занятого в основной деятельности, осуществляется в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

6. Отчисления на социальные нужды, в том числе: отчисления на социальное страхование, обязательное медицинское страхование, в пенсионный фонд и другие отчисления, предусмотренные действующим законодательством. Расчеты осуществляются исходя из установленных действующими нормативными правовыми актами норм и нормативов указанных отчислений.

7. Амортизация основных фондов. Расчет амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов осуществляется по нормам амортизации, утвержденным в установленном порядке по видам основных фондов коммерческих организаций.

9. Прочие затраты в том числе:

- Абонентная плата за услуги по организации (функционирования) и развитию ЕЭС России. Расчет осуществляется в соответствии с утвержденным размером абонентной платы.

- Отчисления в ремонтный фонд, в случае его формирования. Независимо от схемы финансирования, потребность в финансовых средствах на проведение всех видов ремонтов рассчитывается на основе норм и программ проведения ремонтных работ и норм расходования материальных и трудовых ресурсов.

- Средства на создание сезонных запасов топлива. Расчет производится исходя из проектных показателей по закладке топлива на осенне-зимний период и содержанию госрезервов.

- Непроизводственные расходы. Налоги и другие обязательные сборы, оплачиваемые за счет себестоимости.

- Затраты на подготовку и переподготовку кадров.

- Амортизация по нематериальным активам.

- Плата за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ.

- Оплата процентов за кредит и по бюджетным ссудам.

- Целевые средства энерго-снабжающих организаций.

- Другие прочие затраты исходя из действующих нормативных документов и отраслевых особенностей отнесения затрат на себестоимость продукции.

Министерство энергетики совместно с Федеральной службой по тарифам России и Федеральной антимонопольной службой России формирует систему мониторинга и прогнозирования стоимости и издержек производства электроэнергии. Для этого создается интегрированная база данных об отдельных важнейших видах издержек – топливных затратах и затратах на ремонт.

Помимо этого, министерство энергетики высказывает мнение о принятии дополнительных мер, направленных, в частности, на создание нормативной основы для работы по сокращению издержек в энергетике, разработку системы технико-экономических показателей для сетевых и генерирующих компаний.

Все эти меры Министерство энергетики намерено включить в разрабатываемую программу повышения эффективности естественных монополий и снижения издержек в энергетике на 2010–2012 годах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...