Методические указания для обучающихся по подготовке к практическим и семинарским занятиям
Важной составной частью учебного процесса в вузе являются практические и семинарские занятия. Цель практических и семинарских занятий – оказание помощи студентам в изучении наиболее важных вопросов учебного курса, углубление и закрепление, систематизация соответствующих знаний студентов по предмету, формирование самостоятельности мышления, развитие инициативы, творческой активности, привитие студентам первичных навыков к выбору и верному применению норм права социального обеспечения в неоднозначных ситуациях повседневной жизни. На практических (семинарских) занятиях студенты изучают (повторяют) программный теоретический материал, решают задачи и выполняют другие задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов работы. Выполнение заданий призвано способствовать развитию у студентов аналитического мышления, умению работать с нормативными правовыми актами, систематизировать полученные знания. Подготовка к практическим и семинарским занятиям должна начинаться с ознакомления с планом занятия, изучения соответствующей учебной основной и дополнительной литературы по теме, нормативных правовых актов, записей по рекомендованным источникам. Записи имеют первостепенное значение для студентов. Они помогают выделить основные положения, проследить логику изложения материала, ведение записей мобилизует зрительную и моторную память. Следует помнить, что у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. На практическом (семинарском) занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Не допускается простое чтение конспекта. Необходимо проявить собственное отношение к тому, о чем студент говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его и сделать выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы, факты и наблюдения современной жизни и т.д.
В ходе практических и семинарских занятий студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотным литературным языком излагать свои мысли, приводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Приступая к решению задач, студент должен отыскать нормы Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации и других нормативных правовых актов, комментарии к ним; проверить, действует ли выбранный нормативный правовой акт, вносились ли в него изменения и дополнения. При решении задач нужно учитывать следующее. Правовые ситуации представляют собой определенные общественные отношения, урегулированные соответствующей нормой права социального обеспечения. Правовые отношения вызваны каким-либо юридическим фактом, например наступлением пенсионного возраста, причинением ущерба здоровью работника, наступлением беременности и т.п. Студент должен внимательно прочитать условия задачи, уяснить ее фабулу и поставленные контрольные вопросы. Затем надо определить, какие обстоятельства в данной ситуации являются важнейшими для принятия решения, основанного на законе. Последовательность вопросов для раскрытия существа правоотношения в задаче и соответствующей юридической оценки может быть следующая. Первоначально рекомендуется поставить перед собой вопросы: что произошло, т.е. каким юридическим фактом (действием, бездействием, событием) вызвано данное правоотношение; по поводу чего и между кем оно возникло (объект и субъект правоотношения)?
Применив нормы права, студент должен дать толкование данного случая и предложить свой вариант его решения. Если правильных вариантов несколько, нужно обосновать каждый. Независимо от указанного в задаче времени совершения юридических действий и возникновения фактов решение должно основываться на законодательстве, действующем на момент решения задачи. К решению задач студенты должны подходить творчески. Помимо контрольных вопросов, приведенных в них, необходимо уметь отвечать и на другие вопросы, вытекающие из задачи. Ответ на задачу должен быть аргументированным, полным, со ссылкой на соответствующие статьи, пункты нормативных правовых актов. Задачи, как правило, решаются непосредственно на занятиях, но могут быть даны также в качестве домашнего задания к следующему занятию. На практическом (семинарском) занятии оценивается содержание выступлений и их аргументированность (работа с ключевыми понятиями, определениями, логика изложения, анализ данных, манера подачи материала), правильность решения задач, умение пользоваться нормативными правовыми актами и т.п. С целью оптимального определения времени на успешное освоение дисциплины, необходимо заранее собрать требуемые к занятиям материалы. Студент должен внимательно изучить список нормативных правовых актов и литературы. Желательно на занятиях иметь при себе данные источники в печатном или электронном виде на ноутбуках или планшетах. Практические и семинарские занятия являются обязательным учебным элементом. Результаты работы на практических и семинарских занятиях учитывается при выставлении итоговой оценки по дисциплине.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|