Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономия поглаживаний




В книге «Игры, в которые играют люди», говоря о стимульном голоде, Эрик Берн пишет: «Можно предполо­жить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной депривации через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важней­шим состоянием для жизни человеческого организма, по сути, так же как и ощущение пищевого голода»[14]. Мне ка­жется, то, что человеку для выживания поглаживания необходимы так же, как пища, до сих пор не было доста­точно акцентировано. Поэтому я подчеркиваю, что по­глаживания так же необходимы для сохранения жизни, как удовлетворение других первичных биологических по­требностей в пище, питье и убежище. Так же, как и на­званные потребности, потребность в поглаживании, бу­дучи неудовлетворенной, ведет к смерти индивида.

Как указывает Эрик Берн в главе, посвященной погла­живаниям, своей книги «Транзактный анализ в психоте­рапии», контроль стимуляции является более эффектив­ным средством манипулирования поведением, чем нака­зание. Все меньше семей применяют физическую силу при воспитании детей, большинство же манипулирует поглаживаниями. Таким образом, поглаживания стано­вятся средством социального контроля.

Вильгельм Райх, как и Эрик Берн, видел в глубине че­ловеческой души «естественную общительность и сексу­альность, спонтанное наслаждение трудом и способность любить». Он чувствовал, что репрессии по отношению к этому глубокому и плодородному слою человеческой лич­ности пробуждают «фрейдовское бессознательное», где правят бал садизм, алчность, зависть, похоть и извраще­ния всех видов. Вильгельм Райх изобрел термин «сексу­альная экономика»: он интересовался политико-экономи­ческим анализом неврозов. В соответствии с его теорией социальный контроль предполагает манипулирование сексуальной энергией. Оргазм или высвобождение сек­суальной энергии освобождает и человеческую систему, где сексуальность до сих пор подавлялась.

«Связь между подавлением сексуальности и автори­тарным устройством общества является прямой: разви­тие характера ребенка, чьи сексуальные проявления по­давляются, подвержено уродствам; он неизбежно стано­вится пассивным, боящимся любой власти и абсолютно неспособным сопротивляться». Иными словами, у ребен­ка развивается как раз такая структура характера, кото­рая не дает ему освободиться (и даже желать освобож­дения). Первое деспотическое действие подготавливает почву для всех последующих тиранических актов. Райх заключает, что цель подобных репрессий — не нравст­венное воспитание (как считают традиционные религии) и не культурное развитие (как считал Зигмунд Фрейд), а формирование структуры характера, необходимой для сохранения репрессивного режима.

Райх при каждой возможности нападал на идеологию патриархального семейства, которое он расценивал как «фабрику авторитарной идеологии». Райх ощущал, что авторитарный режим и эксплуатация человека человеком поддерживаются авторитарным устройством семьи и что семья — их неотъемлемая часть, выполняющая функцию поддержки эксплуататоров путем подавления сексуальности молодежи.

Другой автор, который писал о связи между автори­тарным строем и несчастливой жизнью человека, — Гер­берт Маркузе. По мнению Маркузе, современные люди живут в соответствии с принципом деятельности. Он име­ет в виду образ жизни, навязываемый человеческим су­ществам, который ведет к десексуализации тела как це­лого и концентрации эротизма в отдельно взятых частях тела (рот, анус, гениталии). Этот процесс, который Фрейд считал нормальным ходом развития, согласно Маркузе, приводит к уменьшению человеческого потенциала на­слаждения. Концентрация удовольствия исключительно в эрогенных зонах ведет к формированию неглубокой, од­носторонней личности, лишенной человечности. Марку­зе полагает, что концентрация наслаждения в эрогенных зонах имеет целью лишить наслаждения все остальное тело. Таким образом, авторитарное воспитание лишает человека (особенно мужчину) чувств, чтобы его можно было эксплуатировать в качестве машины для выполне­ния тех или иных задач. «Развитие генитальности приве­ло к десексуализации частичных импульсов, что соответ­ствовало требованиям социальной организации... »

Таким образом, Герберт Маркузе и Вильгельм Райх связывают социальные и психологические манипуляции одних людей другими (включая те, что происходят в лоне семьи) с существованием репрессивного общественного порядка. Я в своей теории экономии поглаживаний пред­принял попытку показать, что свободный обмен поглажи­ваниями, который является естественной склонностью и человеческим правом, искусственным образом контро­лируется, чтобы вырастить молодое поколение, которое будет вести себя так, как желательно для «общественно­го блага», а не для их личного. Манипуляция с помощью поглаживаний, непреднамеренно практикуемая самыми широкими кругами общества, никогда не рассматрива­лась как стоящая на службе установившегося порядка, и поэтому у людей никогда не было возможности трезво оценить, до какой степени контроль над обменом погла­живаниями полезен для них лично, а до какой степени — вреден.

Чтобы понять, о чем идет речь, представьте себе, что при рождении каждому ребенку надевают маску, с помо­щью которой можно контролировать количество возду­ха, которое он получает при дыхании. Поначалу отвер­стие в ней остается широко открытым, и ребенок дышит свободно. Однако по мере того, как ребенок подрастает и становится способен выполнять некоторые желательные действия, маску начинают закрывать и открывают толь­ко на то время, в течение которого ребенок делает то, чего от него хотят взрослые. Представьте себе, что он сам не имеет права манипулировать своей маской и что такое право имеют только другие люди. Такое положение дела­ет людей очень отзывчивыми к нуждам тех, кто контро­лирует доступ воздуха. Более того, представьте, что страх сурового наказания не дает человеку возможности снять маску, даже если она легко снимается.

Возможно, некоторые люди все равно посмели бы снять свои маски, а общество назвало бы их «лицами с нарушением характера», «преступниками», «безумными» и «беспечными». Большинство людей стремились бы хо­рошо себя вести, чтобы гарантировать себе постоянный приток воздуха. Тем же, кто не хочет трудиться на благо общества и вести себя прилично, другие люди перекра­ли бы кислород.

Людей, которые открыто выступают за снятие масок, обвинили бы в том, что они подрывают устои общества, которое сконструировало эти маски, так как человека без маски невозможно заставить отвечать требованиям об­щественных институтов. Человек без маски опасен, потому что ведет эгоистичный образ жизни, следуя только своим желаниям, а не желаниям общества. Люди без ма­сок рассматривались бы как угроза обществу, и от них постарались бы избавиться. В обществе, где не хватает воздуха, но имеются «свободные экономические отноше­ния», предлагались бы по высокой цене заменители воз­духа, и некоторые люди за плату сообщали бы другим пути обхода закона, запрещающего свободно дышать.

Эта ситуация кажется вам абсурдной? А я считаю, что она полностью отражает положение дел с поглаживани­ями. Вместо масок у нас строгие правила, регулирующие обмен поглаживаниями. Родители контролируют пове­дение детей, лишая их поглаживаний за нежелательные действия и вознаграждая поглаживаниями за желатель­ные. Взрослые стремятся работать на благо общества и вести себя прилично, чтобы получать поглаживания. Большинство людей испытывают голод по поглаживани­ям, и массажные салоны, Эсален, Американская табачная компания и «Дженерал моторе» продают поглаживания потребителям. («Имбирный эль — вкус любви», «Кока-кола — настоящая любовь». )

Люди, отрицающие правила экономии поглаживаний, считаются ненормальными, а когда много таких людей собирается вместе, их считают угрозой национальной безопасности, как это случилось в конце шестидесятых с «детьми цветов».

Большинство людей испытывают недостаток в погла­живаниях. Дефицит варьируется от умеренного до край­него. Крайним примером голода по поглаживаниям для меня стал один алкоголик, который жил в ночлежке. По его собственным подсчетам, со вторника по пятницу он получал два поглаживания ежедневно от служащего при входе в ночлежку и приблизительно тридцать поглажи­ваний по понедельникам, когда он появлялся в клинике Для алкоголиков и обменивался поглаживаниями со слу­жащей в регистратуре и с медсестрой, которая выдавала ему лекарства. Раз в месяц он получал еще с дюжину до­полнительных поглаживаний особенно хорошего каче­ства от врача, который выписывал ему новый рецепт. Этот человек был истощен, как если бы он ничего не ел. Однажды он не пришел в клинику, видимо по причине апатии, которая одолела его от недостатка поглаживаний, и через некоторое время его нашли мертвым в своей ком­нате.

Жизнь голодающего человека — обусловлен ли этот голод отсутствием пищи или общения — кардинально отличается от жизни человека, который питается нор­мально. Человек, о котором я рассказал, мало чем отли­чался от автомата.

Однако большинство людей живут в условиях менее суровой «диеты», что ведет к депрессии и ажитации раз­ной степени выраженности. Люди в состоянии умеренно­го голода по поглаживаниям демонстрируют такое же «поисковое поведение», как животные или человеческие существа в состоянии умеренного пищевого голода.

Так как люди вынуждены жить в условиях недостат­ка поглаживаний, поиск таковых занимает все время их бодрствования. Потребность распределить свое время так, чтобы получить максимально возможное число поглажи­ваний, является причиной структурного голода.

Так же как некоторые люди накапливают значитель­ные суммы денег, не прилагая для этого больших усилий, другие люди получают большое число поглаживаний почти без всякого труда. Это происходит, так как им уда­ется установить своего рода монополию на поглажива­ния. В экономии поглаживаний работают те же законы, что и в денежной экономике, — богатые становятся бога­че, бедные — беднее, а большинство вынуждено каждый день бороться за то, чтобы свести концы с концами.

Психотерапевты, особенно те, что проводят группо­вые занятия, имеют все возможности для того, чтобы установить монополию на поглаживания. Викофф в главе 13 показывает, как мужчины устанавливают монопо­лию на женские поглаживания. Родители часто заинте­ресованы в том, чтобы монополизировать поглаживания своих детей. Всякий, кому удается установить монопо­лию на поглаживания, извлекает из нее выгоду и в то же время укрепляет установленные законы обмена погла­живаниями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...