Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение. Телесный компонент




Решение

Решение содержит целый ряд составляющих: экзистен­циальную позицию, или рэкет, которая принимается в момент решения; футболку с надписью; привязку к ми­фическому лицу; телесный компонент, или физическое отражение решения; наконец, время решения.

Важно узнать «точную дату» принятия решения, так как она позволяет оценить уровень интеллектуального развития Маленького Профессора.

Экзистенциальная позиция, принятая в момент реше­ния, представляет собой один из вариантов отклонения от первичной позиции «Я в порядке, Ты в порядке». Это собственная разработка человека на базе позиции «Я не в порядке» или «Ты не в порядке» или сочетания обеих. Эта «авторская разработка» называется рэкетом, так как человек в дальнейшем использует любую ситуацию, что­бы оправдать выбранную позицию. Например, женщина, занимающая позицию «Я не в порядке», переформулиро­ванную ею как «У меня ничего не получается», использу­ет любую возможность, чтобы почувствовать себя плохо. Когда бы она ни пришла на встречу, всегда находила воз­можность подтвердить верность своего мироощущения. Придя слишком рано, она расстраивалась, так как могла бы, скажем, закончить уборку дома, если бы вышла по­позже. Придя позже назначенного времени, она огорча­лась, так как другие участники смотрели на нее с неодоб­рением. Наконец, когда она приходила вовремя, у нее портилось настроение, так как ее приход остался незаме­ченным. Что бы ни происходило, она использовала об­стоятельства для оправдания своей позиции.

Футболка, а точнее, надпись на ней непосредственно связана с решением. Эрик Берн предположил, что, выра­жаясь метафорически, человек, который живет по сцена­рию, как бы носит (поверх одежды или под ней) футбол­ку с лаконичной надписью на груди и на спине, которая характеризует его жизненную позицию. Надпись на спи­не соответствует переключению, или «нечестному ходу», в игре. Например, на футболке мисс Феликс на груди ясно читалось «Ищу мужчину», а на спине — «Но вы мне не подходите». На футболке капитана Марвела значи­лось (на груди) «Капитан Марвел» и (на спине) «Но не тогда, когда я трезв». Футболка еще одного человека, «неудачника от рождения», гласила: «Всех не победишь», а на спине имелось дополнение: «А мне не победить ни­кого». «Метафора футболки» — это другой способ ска­зать, что сценарий жизни человека проявляется во всем.

Варианты мифических героев были описаны выше. Установить, кто является героем человека (если у него вообще есть герой), можно с помощью вопросов: «Какая у вас была любимая сказка в детстве? », «Кто ваш люби­мый герой? », «Вы кому-нибудь подражаете в жизни? » и т. д. Когда названо имя героя, клиента надо попросить описать его, так как для анализа важно субъективное вос­приятие персонажа. Если описание соответствует лично­сти пациента и его судьбе, значит, герой найден. С этого момента, чтобы напомнить пациенту о его сценарии, бу­дет достаточно назвать имя героя. Например, всякий раз, когда одна девушка, чьей героиней была Сиротка Энни, демонстрировала, как она «мужественно принимает уда­ры судьбы» (что было частью ее сценария), члены груп­пы привлекали ее внимание к этому факту, говоря: «Так поступила бы на твоем месте Сиротка Энни. А что бы сделала ты? » А когда один мужчина, чьим героем был Супермен, начинал вести себя «по-суперменски», ему легко можно было помочь осознать свое поведение, ска­зав: «А вот и Супермен пришел! »

Не у каждого человека, который живет по сценарию, есть свой герой. Некоторые люди называют себя неизве­стными неудачниками, Мистером Никто или Человеком Ниоткуда. Естественно, в этом случае героя определить невозможно. Идентификация с героем помогает процес­су терапии, так как дает возможность терапевту, группе и самому человеку наглядно представить его сценарное поведение.

 

 

Телесный компонент

Другая важная составляющая диагностики сценариев — определение телесного компонента. Человек, приняв сце­нарное решение, в дальнейшем задействует одни мыш­цы и части тела и игнорирует другие. Запреты, которые тормозят и ограничивают поведение, отражаются в мы­шечных зажимах. Предписания, которые требуют опре­деленного поведения, приводят к чрезмерному развитию соответствующих мускулов. Эрик Берн также указывал на роль сфинктеров, но, на мой взгляд, любая мышца, группа мышц или орган может стать «жертвой» сценар­ного решения. Эти физические изменения выражаются в позе (грудь вперед, живот втянут, сжатый анальный сфинктер, поднятые плечи, сжатые губы, скрещенные ло­дыжки и т. д. ), которая помогает следовать родительским запретам и предписаниям и может иметь некоторое сход­ство с внешностью мифического героя, если только он есть. Органы — слезные железы, из которых никогда не текут слезы (как у Сиротки Энни), или сердце (как у ми­стера Бруто), — также могут быть частью телесного ком­понента.

Знание о том, как сценарий отражается на физической оболочке человека, пока еще разработано недостаточно. Тем не менее, как мне кажется, многие гипотезы заинте­ресуют читателя.

Можно с уверенностью утверждать, что человеческое тело при достаточном питании и при отсутствии давле­ния извне развивается равномерно и гармонично. Руки и ноги становятся сильными, мускулатура спины и груд­ной клетки хорошо развитой. Человек не сутулится, ког­да ходит, но его осанка при этом не является и чрезмерно прямой. Энергия равномерно распределяется по всему телу, не застаиваясь в голове, туловище, ногах или гени­талиях.

Однако запреты создают препятствия естественному потоку энергии и чувств в теле. Рукам не позволяется тянуться к другим людям и к вещам («Убери руки! ») или отталкивать то, с чем они не хотят соприкасаться. Ступ­ням не разрешается твердо стоять на земле, а ногам — на полной скорости бежать туда, куда (или от чего) они хотят. Мимическая мускулатура застывает и больше не может выразить чувства, исходящие из сердца или из та­зовой области. Гримасы, слезы, улыбка и смех запреще­ны и потому сдерживаются. Легкие и глотка не исполь­зуются в полную силу, поэтому одни люди не могут го­ворить громко, гневно и убедительно, так как вдыхают недостаточно воздуха, а другие, так как не полностью выдыхают, оказываются не в состоянии шептать, жало­ваться и выражать печаль или боль.

Под влиянием запретов некоторые телесные функции преувеличиваются: голова «интеллектуала» доминирует над телом, тело «атлета» отрицает голову.

Особенности личности сопровождаются соответству­ющими физическими особенностями: ответственность развивает руки, плечи и грудную клетку, оставляя ниж­нюю часть тела застывшей и безжизненной; чувствитель­ность, эмоциональность — органы чувств (слух, зрение, осязание), делая мускулатуру дряблой и неразвитой.

В результате запретов и предписаний, связанных с по­ловыми ролями, изменяются естественные различия меж­ду мужчиной и женщиной. Относительно небольшое от природы различие в физической силе преувеличивается, и мужчины становятся сильными, а женщины — слабы­ми. Преувеличивается природная склонность женщины заботиться, становясь ее единственной функцией, а муж­чину растят холодным и бесчувственным. В результате мужчины боятся показаться слабыми, дав волю чувствам, а женщины боятся показаться холодными и не разреша­ют себе проявлять силу.

Запреты и предписания уродуют тело, лишая его гар­монии, так как под их влиянием энергия концентрируют­ся в одних частях тела, а другие части оказываются пол­ностью лишены ее. Формируются противоположности: сильная спина — слабый живот, сильные челюсти — сла­бые глаза, ловкие руки — неуклюжие ноги, легко проглотить и переварить — трудно оттолкнуть или выплюнуть. у некоторых людей чрезмерно напряженные мышцы шеи, спины, рук и ног создают своеобразный «панцирь», что сопровождается неспособностью выражать свои чувства. Другие легко выражают свои эмоции, но не могут сопро­вождать это выражение активными действиями, так как у них нарушена координация движений.

Каждому сценарию соответствует специфическая ком­бинация телесных выражений, физиологически сильных и слабых сторон, которые часто, как уже было замечено, имитируют внешность мифического героя.

Со временем «сценарная слабость» одних органов и пе­регруженность других ведут к разрушению тканей, к бо­лезням сердца, язвенной болезни, артриту, атрофии мус­кулов (и, как доказал Вильгельм Райх, к раку) — и, таким образом, укорачивают жизненный путь человека. Равно­мерно развитая телесная оболочка и служит дольше.

Взаимовлияние душевной жизни и физических фун­кций часто проявляется в виде болезни. Считается, что механизмом развития таких состояний является реакция автономной нервной системы на преобладающее состоя­ние души. Сценарное решение, принятое в раннем дет­стве под влиянием родительских запретов и предписаний, является именно таким состоянием, которое создает по­бочные соматические эффекты. Вот более конкретный пример болезнетворного эффекта сценарного решения. Мисс Рейн[12] неоднократно страдала от воспаления моче­испускательного канала. Она приобрела привычку воз­держиваться от питья в течение рабочего дня, что помо­гало ей избегать посещения туалета, который она счита­ла грязным. Дома у мисс Рейн туалет и ванная блистали чистотой и были пышно украшены. Ее отношение к ван­ным и туалетам явно было одной из причин частых инфекций: длительное воздержание приводило к застою мочи в мочевом пузыре и способствовало размножению бактерий. Постоянный контроль мисс Рейн над функци­ей мочеиспускания отражался на ее внешнем виде и фи­зическом состоянии день за днем и год за годом.

 

Сходные установки, заложенные в сценарии, приво­дят к развитию практически любых болезней.

Таким образом, наблюдение анатомических особенно­стей человека часто дает важную информацию относи­тельно телесного компонента сценария и потому являет­ся необходимым для диагностики сценария.

Глава 7 Сценарии:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...