Игнорирование. Игнорирование интуиции
Игнорирование Игнорирование — очень распространенное явление. Так называют пересекающуюся транзакцию, где человек, которого подвергают игнорированию, хочет передать информацию от своего Взрослого Взрослому собеседника, а собеседник отвечает от лица Родителя или Ребенка. Рассмотрим следующий пример.
Мэри приходит в спальню родителей среди ночи и будит маму. Мама (Взрослый). Что случилось, Мэри? Мэри (Взрослый). Мама, мне страшно. Мама (Родитель). Не надо бояться, Мэри, иди спать. Мама задает Мэри вопрос от лица своего Взрослого, на который Мэри отвечает тоже от лица Взрослого: она сообщает, что ей страшно. Мамин же ответ обесценивает сообщенный факт, а именно информацию о том, что Мэри страшно. После этого Мэри скорее всего испугается еще больше и потеряет остатки здравого смысла. Если она заплачет, мать может рассердиться, а может предложить ей лечь с собой в постель. Независимо от. того, как поведет себя мать — заботливо или строго, игнорирование в любом случае уменьшит способность Взрослого Мэри мыслить разумно. Сравните: Мама (Взрослый). Что случилось, Мэри? Мэри (Взрослый). Мама, мне страшно. Мама (Взрослый). Чего ты боишься? Мэри (Взрослый). Я услышала шум, и боюсь, что в наш дом залезли воры. Мама (Взрослый). А-а, понимаю. Но я думаю, в доме никого нет. В нашем квартале за десять лет не было ни одной кражи, и (Родитель) я бы хотела, чтобы ты пошла к себе и легла спать, хорошо? Мэри (Ребенок). Хорошо. Но можно, я приду опять, если мне приснится еще один страшный сон? Мама (Родитель). Согласна, а сейчас иди спать. В этой транзакции информация, сообщенная Мэри, не была обесценена, и поэтому она не испугалась еще больше. Мэри узнала ряд важных фактов: что она живет в спокойном районе, где очень мала вероятность преступления; что на маму можно положиться, если ты испугалась; наконец, она узнала от мамы, как себя вести с человеком, который испугался.
Игнорирование сводит людей с ума. Рональд Лэнг хорошо понимал это и дал в своей книге «Узлы» несколько примеров игнорирования и того, как оно действует на человеческий разум. Джилл. Я боюсь. Джек. Не бойся. Этот диалог — пример игнорирования. Игнорирование сбивает человека с толку. Лэнг продолжает. Джилл. Я боюсь испугаться, когда ты говоришь мне, чтобы я не боялась. Боюсь. Боюсь испугаться. Не бояться испугаться. Не боюсь. Боюсь не испугаться. Не боюсь не испугаться. Другой пример. Джилл. Я недовольна, что ты недоволен. Джек. Я не недоволен. И снова Джилл теряется. Джилл. Я недовольна, потому что ты не недоволен тем, что я недовольна тем, что ты недоволен. Джилл — не единственная жертва игнорирования. Джеку тоже придется иметь дело с его результатами. Джек. Я недоволен тем, что ты недовольна тем, что я не недоволен тем, что ты недовольна, когда я недоволен, в то время как я не недоволен. Джилл. Ты думаешь, что я глупая. Джек. Я не думаю, что ты глупая. Это тоже игнорирование. У Джилл есть интуитивное ощущение того, что Джек не уважает ее мыслительные способности. Джек прибегает к игнорированию и запутывает Джилл. Джилл. Я глупая, потому что думаю, что ты думаешь, что я глупая, когда ты этого не думаешь, или это значит, что ты лжешь. Я глупая в любом случае! Думать, что я глупая, если я глупая. Думать, что я глупая, когда я не глупая. Думать, что ты думаешь, что я глупая, если ты не думаешь этого. Психиатр или психолог назвал бы некоторые мысли Джилл паранойяльными. Чувства, которые сопровождают эти мысли, можно счесть неадекватными. Люди, которые постоянно терпят и принимают игнорирование, действительно могут сойти с ума и «демонстрируют» симптомы заболевания паранойей и неадекватные чувства. Безумие — это крайнее проявление сценария «Без ума».
Игнорирование — это способ, которым родители и другие люди, окружающие ребенка, препятствуют развитию его интеллектуального потенциала и подавляют его способность к пониманию окружающего мира. Игнорированию подвергаются интуитивное, чувственное (эмоциональное) и логическое познание.
Игнорирование интуиции Люди способны мгновенно и не рассчитывая, то есть интуитивно, оценить душевное состояние другого человека — иными словами, читать мысли друг друга. Мы чувствуем, когда другой человек счастлив, печален, возбужден или напуган, чувствует вину, доверяет или подозрителен. Мы различаем, когда человек нападает, а когда защищается, знаем, когда он лжет, а когда говорит правду. Чувствовать состояние другого очень важно для того, чтобы эффективно общаться. Процесс переработки интуитивной информации отличается от процесса переработки логической (или взрослой) информации. Логические данные могут быть использованы как таковые, без поправок. Например, когда вы покупаете бензина на два доллара и платите в кассу двадцатидолларовым билетом, вы знаете, что вам должны дать восемнадцать долларов сдачи, с вероятностью, скажем, 99, 5%, а точнее, это знает ваш Взрослый. С другой стороны, допустим, вы встретили на улице знакомого, и у вас возникло впечатление, что он расстроен, грустен или устал и что он может не принять дружеское приветствие. Вы не знаете этого наверняка, но можете приблизительно представить, что именно он сделает. Итак, вы решаете, что с вероятностью 60 % он оттолкнет ваше поглаживание, и поэтому приближаетесь к нему с нерешительной улыбкой, ожидая его реакции (обратной связи). Если он широко улыбнется в ответ на вашу улыбку, значит, ваша гипотеза была неверна и ее нужно изменить и т. д. Эффективное использование интуиции происходит с опорой на обратную связь. Опираясь лишь на интуитивное ощущение, нельзя решить, что друг обязательно (то есть с вероятностью 100 %) отреагирует негативно на встречу с вами, и пройти мимо, не поздоровавшись. Излишнее доверие к интуиции, не подкрепленное обратной связью, вредно и считается проявлением паранойи. Даже несмотря на то что интуитивные заключения редко оказываются неверными, важно пользоваться ими с осторожностью.
Когда интуитивные догадки ребенка обесцениваются, он оказывается в ситуации, когда интуитивной информации Маленького Профессора раз за разом противоречит информация, исходящая от обесценивающего лица. Такое положение дел приводит ребенка в состояние стресса. Человек, чья интуитивная способность была обесценена, может игнорировать данные своей интуиции или попытаться реагировать одновременно на информацию, исходящую извне и изнутри. Оба варианта оставляют желать лучшего. Игнорирование интуиции делает нас неинформированными, беспечными и заставляет нас чувствовать себя глупыми. Игнорирование информации извне превращает нас в «параноиков», делает нас неспособными общаться и мешает нам достигать компромисса в общении. Попытка учитывать как информацию извне, так и свои ощущения, сбивает человека с толку. Противоядием от игнорирования служит прояснение (гл. 23).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|