Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Силовые игры. Отношения. Глава 13 Полоролевое.   программирование мужчин и.   женщин (Ходжи Викофф). Структурный анализ мужской роли




Силовые игры

Основная межличностная операция, которая вводит в обиход соревнова-тельность и индивидуализм, — это си­говая игра. Силовая игра — это транзакция, в результате которой один человек получает от другого то, что он

хочет, против воли последнего (см. гл. 17).

Силовые игры приобретают грубую форму, включаю­щую физическое насилие, или утонченную форму, где желаемое получают с помощью слов или иных манипу­ляций.

Самый жестокий вариант силовой игры — когда один человек силой отнимает хлеб у другого и причиняет ему физический ущерб, если тот пытается вернуть свою соб­ственность. Тот же эффект может быть достигнут и пси­хологическими средствами, которые тоже являются раз­новидностью силовых игр и приводят к аналогичному исходу. В любом случае суть силовой игры в том, что не­что, принадлежащее по справедливости одному челове­ку, изымается у него и переходит в руки агрессора. От­ношения, основанные на силовых играх, превращают жизнь человека в вечную войну, в которой не бывает по­бедителей.

Силовые игры — постоянная составляющая жизни детей и интегральная часть программирования неравных отношений.

Экономия поглаживаний, игнорирование, отчужден­ность от ощущений собственного тела, игра в спасение, силовые игры и половые роли (о которых пойдет речь в следующей главе) — это базовый курс, предназначенный для подавления автономного развития детей. Как с этим бороться, я расскажу в части 5 настоящей книги.

 

 

Часть 3

 

Отношения

 

 

Глава 13 Полоролевое

            программирование мужчин и

            женщин (Ходжи Викофф)

 

Следующие две главы были написаны Ходжи Викофф, Я включил их в свою книгу, так как мне кажется, что они содержат важное дополнение к теории банальных сцена­риев.

Как мужчины, так и женщины в процессе социализа­ции приучаются развивать одни части своей личности и подавлять другие. Полоролевое программирование вно­сит свой вклад в создание жесткого стереотипа поведе­ния человека, который реализуется на протяжении всей жизни, или банального сценария (см. гл. 7). Банальные полоролевые сценарии присутствуют в каждом мгнове­нии нашей повседневной жизни.

С самого первого дня в детей начинают вкладывать понятие о женской и мужской половой роли, а соответ­ствующее роли поведение поощряется в течение всей жиз­ни. Классически мужчина должен быть рациональным, продуктивным и трудолюбивым и не должен быть эмо­циональным, любящим и чувствующим, что он чувству­ет. С другой стороны, у женщин не одобряется логиче­ское мышление, умение организовать финансовую жизнь семьи и самостоятельность. Женщина должна дополнить мужчину недостающими ему эмоциональными функци­ями, а мужчина берет на себя заботу о деловой стороне жизни. Естественно, я описала крайние проявления муж­ской и женской половых ролей. В реальности никто из: людей не соответствует этим ролям в точности (и многие из-за этого страдают! ). Тем не менее у каждого есть тен­денция определять себя в терминах мужественности или женственности (в соответствии с тем, как она определя­ется в данном обществе).

Одно из нездоровых следствий полоролевой социа­лизации — то, что она создает «пробелы» в личности, которые ограничивают ее потенциал, не давая человеку возможность стать целостным. По указанной причине многие мужчины и женщины чувствуют себя неполно­ценными, когда у них нет партнера противоположного пола, поэтому стремятся дополнить себя до целого с по­мощью другого человека. Кроме чувства неполноценно­сти они также ощущают, что они «не в порядке», потому что ни с кем не состоят в близких отношениях. Как два фрагмента паззла или две половинки целого, мужчины и женщины часто стремятся найти кого-то, чтобы за­полнить внутреннюю пустоту и компенсировать свои недостатки. Поэтому как только они находят кого-то мало-мальски подходящего на роль «компенсатора», то стремглав несутся навстречу заранее определенным от­ношениям зависимости.

 

Структурный анализ мужской роли

Глядя на людей с точки зрения развития разных функ­ций их эго, можно с очевидностью заметить, что мужчин принуждают соответствовать определенному сценарию. От них требуется развивать своего Взрослого: они долж­ны вести себя логично, хорошо успевать в точных науках, уметь мыслить логически. Им не рекомендуется разви­вать своего Заботливого Родителя — учиться заботить­ся о других или о самом себе. Например, большинство мальчиков не включают в свой образ Я такие способно­сти, как способность позаботиться о другом человеке или Утешить его. Желательность Я-образа мальчиков в боль­шей степени связана с деловыми качествами и силой (как физической, так и силой характера), поэтому, когда мужчина заботится, допустим, о своей семье, он делает это не прямо, а через своего Взрослого. Его учат, что мужчине важно иметь хорошо развитого внутреннего Взрослого, но не обязательно — и даже скорее нежелательно — силь­ного Заботливого Родителя. Но так как мужчинам часто говорят, что им следовало бы заботиться о семье, поддерживать жизнь и участвовать в уходе за ребенком и его воспитании, они чувствуют себя виноватыми, оттого что не делают всего этого. Чувство вины подталкивает их к роли Спасителя, и тогда они делают для других то, чего не хотят делать, потому что Большой Свин говорит им что им следовало бы.

Кроме того, мужчине не разрешается вступать в кон­такт со своим внутренним Естественным Ребенком. Он получает сообщения, которые запрещают ему чувство­вать и предписывают игнорировать свои чувства. Ему лгут, что мужчине лучше не быть «слишком эмоциональ­ным». В этом есть доля правды: если бы мальчик нахо­дился в контакте со своими чувствами, он не стал бы уча­ствовать в спортивных состязаниях, например играть в футбол, потому что чувствовал бы свой страх перед воз­можной агрессией со стороны других игроков и перед болью.

Мужчинам внушают, что им не нужно развивать своего Маленького Профессора, интуитивную часть Ребен­ка. Если бы мистер Джонс во время деловых переговоров прислушался к своему Маленькому Профессору, он по­чувствовал бы, что его деловой партнер, мистер Браун, очень обеспокоен тем, как ведутся переговоры. Более того, если бы мистер Джонс послушал еще и своего За­ботливого Родителя, он ощутил бы эмпатию и желание вести себя честно и дал бы мистеру Брауну возможность отдохнуть и подумать. Если бы он был в контакте с пере­численными частями своей личности, у него не возник­ла бы потребность соперничать: он ощутил бы желание быть понимающим и сотрудничающим.

Если бы мужчины чувствовали, что они чувствуют, они больше не смогли бы эксплуатировать ни других, ни себя, в частности свое тело: делать неприятную и скучную работу или рисковать своей жизнью и убивать на войне.

Именно по причине отсутствия контакта с собствен­ными чувствами мужчины чаще злоупотребляют нарко­тическими веществами, чем женщины. У них чаще, чем у женщин, встречается сценарий «Без радости», который выражается в сильных мышечных зажимах и отчужде­нии многих частей тела и его органов (см. гл. 10).

Главная функция Большого Свина у мужчин — за­ставлять мужчину постоянно держать своего Взрослого включенным и делать то, что, по словам Свина, должны делать «настоящие мужчины»: игнорировать интуицию, свою способность заботиться о других и способность ра­доваться жизни. На рис. 9 вы видите структуру мужско­го эго, которая является результатом полоролевого про­граммирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...