Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  банальный сценарий.   беспомощности. Игра в спасение




           банальный сценарий

           беспомощности

 

Сценарии отнимают у людей самостоятельность. Чем подробнее разработан сценарий, тем меньше степень кон­троля человека над собственной жизнью и тем сильнее его беспомощность. В состоянии беспомощности чело­век не может думать, не может самовыражаться, не мо­жет ни работать, ни учиться, не может наслаждаться жиз­нью, не в состоянии бросить пить или курить, не может встать утром, не может лечь спать вечером, не в состоя­нии плакать или прекратить плакать. Некоторые люди чувствуют себя беспомощными в течение всего времени, другие — лишь иногда.

В предыдущих главах я попытался показать, как на­чальное обучение лишает человека способности любить, думать и чувствовать «с помощью» экономии поглажи­ваний, игнорирования и потери телесной целостности. В этой главе я объясню, как играют в игру «Спасение» и как она учит детей быть беспомощными.

 

Игра в спасение

Люди от природы склонны к сотрудничеству и обладают глубокой потребностью в совместной деятельности и взаимопомощи. Ситуации, где один человек нуждается в помощи, а другой может ему предложить эту помощь, часты в социальной жизни. Настоящая помощь может быть радостным и глубоко удовлетворяющим опытом сотрудничества, и я бы хотел разделить позитивную по­мощь и неприятный, разрушительный опыт, который я называю игрой в спасение.

Я хочу предложить вашему вниманию анализ этой игры.

Тезис. Эта игра разворачивается вокруг того факта, что люди время от времени нуждаются в помощи, для того чтобы получить желаемое. Однако профессиональные игроки в спасение придерживаются того мнения, что лю­дям, которые нуждаются в помощи, невозможно помочь, а также что они не могут помочь себе сами.

Эрик Берн показал, что некоторые игры, которые он назвал «Играми на всю жизнь», «более успешно, чем дру­гие, превращаются в дело всей жизни человека». Игра в спасение — именно такая игра, и в нее охотно играют многие врачи, медсестры и другие представители «помо­гающих» профессий. Вообще в эту игру, хотя и с меньшей интенсивностью, играют почти все.

Три основные роли в этой игре — Спаситель, Пресле­дователь и Жертва. Из них можно составить треуголь­ник, чтобы наглядно показать, в каком порядке люди пе­реходят от одной роли к другой (рис. 8).

Позиция Жертвы: «Я не в порядке, Ты в порядке» (я беспомощный и безнадежный; помогите мне). Пози­ция Спасителя дополняет позицию Жертвы: «Я в поряд­ке, Ты не в порядке» (ты беспомощный и безнадежный, тем не менее я попытаюсь тебе помочь). Позиция Пресле­дователя совпадает с позицией Спасителя: «Я в порядке, Ты не в порядке» (ты беспомощный и безнадежный, и это твоя вина).

Эти роли взаимозаменяемы, как и чувства, которые их сопровождают. В случае Жертвы — это чувство беспо­мощности и стыда, Спасителя — вины, а Преследовате­ля — чувство гнева. Спасение обычно не удается и ведет к Преследованию. Хотя человек в разное время играет разные роли, у каждого из нас есть своя любимая роль и сопровождающие ее чувства (или транзактный рэкет), и эта роль может быть центральной темой сценария.

Понятие о ролях Спасителя, Преследователя и Жерт­вы впервые появилось в психиатрической литературе в работе Э. Берна «Игры, в которые играют люди». Берн постулировал, что человек, который в одной ситуации играет одну роль, в другой вполне может сыграть любую из двух оставшихся.

Например, когда Берн говорит о групповой игре «По­чему бы вам не... — Да, но» (см. «Позиционный голод»), он называет ведущего игрока Жертвой, а остальных лю­дей в группе — Спасителями. Жертва задает вопросы с позиции беспомощности, а Спасители пытаются дать ему ответ. Ведущий игрок отвергает очередное предположе­ние, после чего предлагается еще одно, пока Спасители не разозлятся и не начнут, сменив роль, преследование Жертвы.

Берн пишет, что каждый человек, играющий в опреде­ленную игру, может свободно переходить от одной роли к другой, и если, допустим, в одном раунде он играл Жерт­ву, то в другом может стать Спасителем, а затем — Пре­следователем. Берн особенно обращает внимание на этот феномен, говоря об игре «Алкоголик», где Жертва (алко­голик) в разное время с разными людьми отыгрывает роли Спасителя, Преследователя, Посредника и Проста­ка. Стефан Карпман в статье «Драматический треуголь­ник» блестяще синтезировал наблюдения Берна и уста­новил, что три базовые роли в игре — это Жертва, Спа­ситель и Преследователь и если их поместить в вершины воображаемого треугольника, то будет видно, в каком по­рядке люди обычно переходят от одной роли к другой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...