Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 12 Соревнование: банальный




Глава 12 Соревнование: банальный

            сценарий неравенства

 

Игра в спасение всегда подразумевает одного человека, который чувствует себя на высоте и «в порядке» (Спаси­тель или Преследователь), и другого, который чувствует себя не на высоте или «не в порядке» (Жертва). Нерав­ные отношения в корне отличаются от отношений меж­ду равными, которые характеризуются взаимно поддер­живаемой позицией «Я в порядке, Ты в порядке».

Типичная семья кроме игры в спасение преподает сво­им отпрыскам еще один урок, такой же американский, как яблочный пирог: урок конкуренции.

«Все люди от рождения равны» — это другой способ сказать «Я в порядке, Ты в порядке». Никто не лучше другого; каждый человек сложен, интересен, ценен и в большом временном масштабе так же значим, как любой другой. Каждый из нас — эксперт в одной области и не­вежда в другой.

Вот что нам говорят христианская этика и американ­ская конституция, учителя и политики. Но мы в это не верим, потому что в семье нас учат сравнивать себя с дру­гими. Нам трудно поверить в то, что все люди равны, и еще труднее поддерживать в себе эту веру.

Эта трудность является результатом того, что в дет­стве нас учат быть индивидуалистами и соперничать друг с другом.

Белые североамериканцы живут в обществе, пропи­танном индиви-дуализмом и конкуренцией — качества­ми, необходимость которых нам внушали с ранних лет. Нам говорили, что если мы будем активно конкуриро­вать и вести себя по-индивидуалистски, то достигнем успеха и счастья в жизни, поэтому оба названных каче­ства стали неотъемлемой частью наших сценариев.

Эти две черты внушаются детям, чтобы сформировать из них послушных работников, которых было бы удобно эксплуатировать правящему классу, который с выгодой для себя превратит их конкурентность в продуктивность. Конкурентность и индивидуализм разрушают способ­ность человека к достижению гармонии с собой, други­ми и природой. Карабкаясь на вершину с безумным рве­нием, мы забываем, как любить, как думать, и теряем да­же след того, кем мы являемся на самом деле и чего мы на самом деле хотим.

Мы как будто живем на лестнице, где одни люди идут вверх по нашим головам, а мы сами карабкаемся вверх еще по чьим-нибудь головам. Мы можем назвать равны­ми максимум двух-трех человек, принадлежащих к тому же рангу, что и мы. Время от времени кто-то из нас под­нимается на самый верх и торжествующе смотрит вниз, а иногда нас сбрасывают в самый низ. Большую часть вре­мени мы находимся где-то посредине между тем и этим, непрерывно борясь за то, чтобы подняться наверх, к да­лекой вершине, на одну ступеньку за один раз, и просто за то, чтобы удержаться на месте.

Привычка к тому, что один из партнеров всегда выше другого по положению, так сильно укоренена в нас, что такое состояние дел кажется нам естественным. Таким же естественным, как наше стремление сделать все, что от нас зависит, чтобы «продвинуться вперед». На деле же большинство людей ненавидят конкурентную борьбу. На деле мы боремся не за то, чтобы влезть наверх, а за то, чтобы удержаться на месте, потому что по нашим голо­вам все время кто-то карабкается. Поэтому мы постоян­но находимся в ловушке конкуренции и силовых игр.

Конкурентная борьба и индивидуализм — два каче­ства, которые сильнее всего вбиваются в голову «хороше­му» американцу. Люди, запрограмми-рованные на конкуренцию, оказываются не способны к сотрудничеству и равным отношениям.

 

Индивидуализм

Индивидуализм создает у человека ощущение, что его достижения — результат исключительно его личных уси­лий, а неудачи — исключительно его вина. Преувеличен­ная значимость индивидуального вклада заставляет лю­дей забыть о том, что они влияют друг на друга посто­янно — принося как пользу, так и вред. Индивидуализм изолирует людей друг от друга, и они лишаются возмож­ности восстать против сил, которые их подавляют. На человека, который изолирован от себе подобных, легко повлиять, а когда он «высовывается», его легко наказать. Несчастливому человеку индивидуализм не позволяет искать помощи в решении его проблем у себе подобных. Индивидуализм, который начиная с раннего детства, преподается нам с таким рвением, разрушительно дей­ствует на психику.

Однако я хочу подчеркнуть различие между поняти­ями «индивидуальность» (оно говорит об уникально­сти, идентичности) и «индивидуализм» (оно говорит об эгоизме, неуважении к другим людям, своекорыстии и карьеризме). Наличие у человека индивидуальности при условии уважения к мнению других людей не означает индивидуализма. Можно быть собой, не используя дру­гих и не пренебрегая ими. Индивидуальное или самоцен­трированное поведение — это благо для человека и его близких. В главе 23 я подробнее объясню, почему уверен­ность в себе является необходимым требованием в отно­шениях сотрудничества. А что касается такой черты ха­рактера, как индивидуализм, я считаю, что ее нельзя вну­шать детям.

Я против того, чтобы индивидуализм считался сверх­чертой, обязательным условием успеха, я против восхищения им. Безусловно, индивидуальные действия неко­торых людей приносят большую пользу им самим и дру. гим людям, но в нашем обществе принято использовать индивидуальные действия политиков и ученых для дока­зательства полезности и выигрышное™ индивидуализ­ма. При этом никто не говорит о том, как вредна на самом деле конкуренция и как ценно сотрудничество.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...