Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Борьба с половыми ролями. Глава 14 Наиболее распространенные.   женские сценарии (Ходжи Викофф). Матушка Хаббард,. или Женщина на службе семьи




Борьба с половыми ролями

Мужчина и женщина должны научиться сотрудничать чтобы вернуть себе свои природные возможности. Жен­щина должна бороться за свою взрослую часть, за свою способность мыслить логически, научиться делать то, что она сама хочет, и перестать спасать других: перестать от­давать свою любовь и поглаживания тем, кто не вернет ей их, особенно перестать любить тех, кто не отвечает ей взаимностью. В интересах женщины (и мужчины тоже, потому что тогда женщина перестанет на него раздра­жаться) давать любовь только себе и тем, кто отвечает ей взаимностью. Мужчине следует развивать своего Забот­ливого Родителя, для того чтобы научиться заботиться о себе и о других, учиться чувствовать, что они чувствуют, особенно прислушиваться к своему Естественному Ре­бенку и Маленькому Профессору. Мужчинам надо на­учиться делать те или иные вещи исключительно потому, что они сами этого хотят, а не потому, что они чувствуют вину за то, что не делают их. И мужчины, и женщины должны освободиться от власти Большого Свина.

Когда и мужчина, и женщина сумеют развить в себе полноценную личность (рис. 12), они смогут общаться на­прямую: Заботливый Родитель — с Заботливым Родите­лем, Заботливый Родитель — с Ребенком, Взрослый — со Взрослым, Маленький Профессор — с Маленьким Про­фессором, а Естественный Ребенок — с Естественным Ребенком. Очевидно, что на такой основе им будет легче построить сотруднические, равные, близкие отношения.

 

 

Глава 14 Наиболее распространенные

            женские сценарии (Ходжи Викофф)

Феномен сценарного программирования женщин свя­зан не только с тем, что девочек воспитывают родители, а СМИ закрепляют в их сознании образец «настоящей женщины». Первые сценарии половых ролей мы обна­руживаем в греческой мифологии: Афина — это «жен­щина за спиной мужчины», Гера — «матушка Хаббард», а Афродита — «искусственная женщина». Карл Густав Юнг выделял соответственно женский и мужской архе­типы Анима и Ангшус.

Я представлю несколько самых распространенных женских сценариев, которые показывают, как нас, жен­щин, приучают к мысли о том, что мы неполноценны и несамостоятельны по своей природе. Я выбирала самые узнаваемые типы личности: женские судьбы, которые чаще всего встречались мне, когда я работала с женщи­нами в группе. Однако я хочу заметить, что в жизни час­то встречается смесь двух или нескольких сценариев в одной и той же женской личности. Кроме того, общая тема сценария может совпадать с описанием при наличии расхождения в частностях. Описывая банальный сцена­рий, я в первую очередь буду называть тезис, или жиз­ненный план. Он включает специфическую для данного сценария форму повреждения способностей к близости, спонтанности и познанию; способ преодоления этого сценария; времяпрепровождения, которые предпочитает женщина с таким сценарием; наконец, печальную кон­цовку, запланированную в сценарии. Остальные признаки сценария соответствуют указанным Клодом в главе 7, в «Списке признаков сценария».

 

Матушка Хаббард,

или Женщина на службе семьи

 

Жизненный план. Эта женщина проводит свою жизнь заботясь обо всех, кроме себя. Она хронически отдает больше, чем получает взамен, и принимает это, потому что чувствует, что по важности она последняя в семье и что ее ценность определяется тем, что она делает для дру­гих. Это неравенство поддерживают СМИ (телевидение, женские журналы), восхваляя образ идеальной жены, матери и домохозяйки. Поглаживания и значимость ни­когда не даются ей за ее личные качества и за то, что она делает, а только за ее семью, детей и мужа. Она выбирает свой сценарий, потому что он обеспечивает ей безопас­ность — помогает избежать риска, связанного с незави­симостью и полноценной жизнью. Она не отказывается от своего сценария, потому что каждый раз, когда она пытается бунтовать, ее муж и дети сердятся и не понима­ют ее.

Хотя она играет все роли в треугольнике спасения, ей привычнее роль Спасителя (см. гл. 11). Пытаясь полу­чить хоть что-то взамен за свои труды, она стремится вызвать у мужа и детей чувство вины, когда ей не хвата­ет проявлений любви с их стороны или когда они не дают ей то, чего она хочет, даже если она не просила об этом вслух. Кроме того, она отказывается заниматься любо­вью с мужем под предлогом того, что она слишком уста­ла или что у нее болит голова, в надежде получить в от­вет хотя бы несколько поглаживаний.

Она читает женские журналы и при виде стройных мо­делей в модной одежде чувствует себя непривлекатель­ной и недостойной любви. Она вращается в порочном круге обжорства и диет. Чем хуже она себя чувствует, тем больше она хочет взбунтоваться и тем больше переедает. Ее «карьера» чаще всего заканчивается депрессией и одиночеством. Ее дети больше не любят ее, муж не инте­ресуется ею. Они использовали ее и выбросили. Чаще всего дети презирают ее, потому что считают ее причиной всех своих проблем. Когда она больше не может прино­сить другим пользу, что часто совпадает с периодом ме­нопаузы, наступает ее психическая смерть (так называе­мая инволюционная меланхолия). В некоторых случаях за свой труд она бывает вознаграждена электрошоком.

Контрсценарий. Когда она поступает на работу, может показаться, что она вырвалась из тисков своей програм­мы и стала независимой, но это продолжается недолго, так как ей трудно совмещать домашние дела с работой, которая становится для нее дополнительной обузой.

Запреты и предписания.

♦ будь хорошей матерью;

♦ уступай;

♦ жертвуй собой для других.

Решение. Будучи молодой женщиной, Матушка Хаб­бард решает, что ей больше подходит роль жены и мате­ри, чем самостоятельная карьера, которая ее пугает.

Мифическая героиня. Ей нравится старое телевизион­ное шоу «Я помню свою маму», Бетти Крокер и образ матери-Земли.

Телесный компонент. Она склонна к накоплению из­лишнего веса и не уделяет достаточно времени физиче­ским упражнениям. Она небольшого роста, ее фигура имеет мягкие округлые очертания. Если она из низших классов или из стран третьего мира, то склонна пренеб­регать своим здоровьем, предпочитая заботиться о здоро­вье своих детей.

Игры.

♦ «Загнанная домохозяйка»;

♦ « Фригидная женщина»[15];

♦ «Видишь, как я старалась».

 

 

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Он го­ворит ей не сердиться (то есть приспосабливаться) и дает ей транквилизаторы, чтобы успокоить ее и чтобы она «оставалась на своем месте». Он говорит ей, что ей нуж­но сесть на диету, прописывает ей таблетки для того, что­бы она стала стройной, счастливой и спокойной, и, воз­можно, в конце ее «карьеры» назначает ей электрошок.

Антитезис. Она начинает прислушиваться к своим желаниям и уважать их, она учится принимать поглажи­вания за то, что она представляет собой как личность, а не за то, что она отдает другим. Она отказывается от игры в спасение, требует, чтобы люди сообщали ей пря­мо, чего они хотят, и дает им не больше, чем получает от них. Важно, чтобы она научилась ставить свои потребно­сти выше потребностей других людей. Она учится забо­титься о своем теле: не для того чтобы достичь «стандар­та красоты», а потому что она любит себя и хочет хорошо себя чувствовать; она регулярно занимается физически­ми упражнениями. Она перестает читать женские журна­лы и начинает изучать, например, историю, автомехани­ку и айкидо. Она отдает приоритет своему физическому и душевному здоровью.

Конечно, матери четверых детей, страдающей лишним весом, трудно преодолеть свой сценарий. Но если жен­щина хочет изменить свою жизнь и жить так, как она хочет, сотрудничая с другими женщинами, она сможет добиться своего. Несколько подруг могут по очереди присматривать за детьми. Они могут, объединившись в группу, бороться за улучшение обслуживания в детском саду и за свои права неработающих женщин.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...