Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соперничество. Дефицит




Соперничество

Индивидуализм идет рука об руку с соревновательнос­тью. Так как считается, что наши победы, так же как и наши достижения, есть результат исключительно ин­дивидуальных усилий, значит, следует думать, что все вокруг стремятся к индивидуальному успеху, то есть к победе над нами. Быть ниже кого-то невыносимо; един­ственная возможная альтернатива в западном обще­стве — пытаться удержаться наверху. Мы не только не понимаем, что такое равные отношения, мы даже не до­пускаем, что они возможны, потому что конкуренция у нас в крови.

Данные психологических экспериментов показали, что белые американские дети-горожане даже в ситуации, когда сотрудничество могло бы принести им пользу, вы­бирают соперничество, хотя конкурентное поведение ли­шает их вознаграждения. У старших детей эта тенденция сильнее, чем у младших, что говорит о том, что этот вид., поведения является приобретенным.

Однако не все люди разделяют конкурентный стиль жизни. То же исследование показало, что американские дети мексиканского происхождения не так склонны к со­перничеству, как их ровесники-англоамериканцы. В ин­дивидуалистическом, конкурентном обществе человек, который не склонен к конкурентной борьбе, не поднима­ется по общественной лестнице. Он навсегда остается внизу, страдая от отчужденности. Именно поэтому, на поверхностный взгляд, соревновательность кажется по­лезной чертой характера: когда все люди вовлечены в соперничество друг с другом, невозможно достигнуть благополучия, не располагая сильными навыками конку­рентной борьбы. Единственная альтернатива конкурен­ции, которая обеспечивает благополучие человека, — это коллективизм и сотрудничество между равными. Мне довелось видеть много попыток (как в коммунах, так и в личных отношениях) построить отношения сотрудниче­ства на равных. Большинство этих попыток провалились, уступили место привычному конкурентному поведению и реализации индивидуалистического банального сце­нария.

 

Дефицит

Конкурентное поведение основано на предположении, что для удовлетворения потребностей индивида в окру­жающем мире не имеется достаточно ресурсов. Когда не хватает ресурсов для того, чтобы удовлетворить мате­риальные, жизненно важные потребности живого суще­ства, конкурентное поведение действительно является условием физического выживания. Когда на двадцать семей в день есть только одна буханка хлеба, ясно, что все двадцать семей обречены голодать. В случае, если член одной из семей, обладающий конкурентными навы­ками, сумеет заполучить всю буханку для своего семей­ства, его семья, естественно, выживет, а остальные умрут от голода. Плюсы соперничества в условиях дефицита ресурсов очевидны тому, кто победил в конкурентной борьбе. Кроме того, оно приводит к тому, что выживают сильнейшие, следовательно, вид становится более при­способленным.

Однако, когда дефицит остается в прошлом, как, на­пример, сейчас в Соединенных Штатах, конкурентная борьба сама порождает дефицит и голод различного рода. Феномен «припрятывания» ресурса, который, как прави­ло, сопровождает конкуренцию, заставляет одних людей брать больше, чем им нужно, в то время как многие другие, которые могли бы воспользоваться излишками, не получают вообще ничего. Конкурентное поведение, жад­ность и потребность создавать запасы объяснимы стра­хом дефицита. Но в ситуации изобилия соперничество причиняет вред как другим людям, так и самому «побе­дителю». Пример искусственного дефицита, связанного с базовой человеческой потребностью, — экономия по­глаживаний. Чувство собственной значимости в боль­шом дефиците, поэтому людям трудно почувствовать се­бя умными, красивыми или здоровыми, как если бы были только одна красота, один ум и одно здоровье на всех. За «о'кейность» можно соперничать, ее можно прятать и со­здавать ее дефицит точно так же, как создается искусст­венный дефицит пищи или поглаживаний.

Я впервые пережил на собственном опыте отличие конкуренции от сотрудничества осенью 1969 года в горах Санта-Крус в лагере Сопротивления войне. Однажды вечером мы сели ужинать. В центр круга мы перед этим сложили и составили все продукты, заготовленные для ужина. На мой привычный к дефициту взгляд, еды было явно недостаточно, чтобы насытить всех. Я был напуган перспективой остаться голодным и был в сильном конф­ликте с обстоятельствами. Затем порции начали переда­вать по кругу, и каждый съедал столько, сколько хотел, после чего передавал блюдо дальше. Еда циркулировала снова и снова, и, к моему удивлению, я скоро почувство­вал, что насытился. Но в то же время из-за того, что я был приучен к дефициту и занимал индивидуалистическую, соревновательную позицию, мне казалось, что я поел не­достаточно. Когда мне передавали блюдо, я брал больше, чем мне было надо, и чувствовал вину за это; я представ­лял себе, как некоторые блюда возвращаются ко мне; когда блюдо шло по кругу, я беспокоился, что оно уже ни­когда ко мне не вернется. Одним словом, я был не спосо­бен получать наслаждение от пищи, потому что меня мучили страх дефицита и ощущение конкуренции.

Когда настало время следующего приема пищи, я раз­решил себе поверить, что еды хватит на всех, и испытал чистейшее ощущение удовлетворенности, потому что по­лучил столько, сколько мне было нужно, в результате равных отношений и сотрудничества, а не потому, что я хватал самые большие куски.

Эта история показывает, как мы становимся индиви­дуалистами и вступаем в соревнование друг с другом, по­тому что верим, что соревнование поможет нам добиться желаемого, хотя на деле оно вредит нам.

Нас учат конкурентному поведению с ранних лет, в семье и особенно в школе. Спортивные соревнования, оценки, тестирование — все это упражнения, развиваю­щие навыки соперничества, — ситуации искусственного дефицита, которые готовят нас к миру бизнеса и к рынку труда. Мальчиков учат соперничать прямо, девочек — в более тонкой, косвенной форме. Для программирова­ния конкурентного поведения особенно значимо отно­шение родителей к проблеме соперничества братьев и сестер. Конкуренция между сиблингами, поощряемая родителями, часто становится первым опытом сорев­нования и индивидуалистического поведения, который позже будет повторяться и усиливаться в различных жизненных ситуациях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...