Автоматизация [З'] в слогах.
Стр 1 из 26Следующая ⇒
Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [з]
I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков с-з, выделение этих звуков в слогах, в словах (в игре «Кто говорит: Соня или Зоя? »).
II. Проведение упражнений, способствующих выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука « з ».
Артикуляция звука «з»: 1. губы: губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов; 2. зубы: зубы сомкнуты или сближены; 3. язык: кончик языка упирается в нижние передние зубы, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, передняя часть спинки языка приподнимается к альвеолам и образует с ними щель; 4. воздух выдувается с силой посередине языка, на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
«Заборчик» - улыбнуться так широко, чтобы были видны сближенные зубки (верхние и нижние, передние и боковые). Удерживать губы в таком положении под счёт от одного до десяти.
«Непослушный язычок» - улыбнуться, приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу и, пошлёпывая его верхней губой, произносить звуки «пя-пя-пя».
«Блинчик» («Лопаточка») – улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт от одного до десяти.
«Почистим зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком из стороны в сторону, затем – снизу вверх.
«Ветерок» (выработка длительной направленной воздушной струи, идущей по середине языка) – улыбнуться, положить широкий передний край языка ни нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук «ф», сдуть ватный шарик на противоположный край стола (подуть на бумажные листики, на султанчики, на вертушку).
III. Постановка звука « з ». Поставить звук « з » помогает ощущение рукой вибрации голосовых связок в гортани. Одну руку (тыльной стороной) ребёнок прикладывает к шее логопеда, другой рукой легко касается своей шеи. Сначала логопед произносит звук «с», потом плавно переходит на звук «з». Звук «з» ставится по подражанию. Нужно помочь ребёнку сравнить звуки: звук «с» - тихий звук, «голос спит», а звук «з» - громкий, «голос проснулся, звонко поёт песню».
IV. Автоматизация звука «з»: 1. Изолированное произнесение «з – з – з …» - песенка комарика (попеременное произнесение громкого и тихого звука «з»: комарик близко – далеко). 2. В слогах: а) воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога: за – за – за за – за – за за – за – за аналогично с гласными звуками «у, о, э, ы»; б) повторение слогов по 10 раз, поочерёдно загибая и разгибая пальчики обеих рук. Звук «з – з – з» произносить длительно, утрированно, «нажимая» на него голосом. в) воспроизведение слоговых сочетаний со звуком «з» и разными гласными звуками: за – зо – зу зы – за – зо зу – зы – за и т. д. г) воспроизведение слоговых сочетаний со стечением двух согласных звуков и разными гласными: зма – змо – змы зда - здо – зду зну – зна – зны звы – зва – зву
3. В словах: а) со звуком «з» в начале слова в прямых слогах (сначала ударных, затем безударных) например: зал, запах, зов, зонт, зубы, зубки, завод, закат, замок, забор;
б) со звуком «з» в середине слова в прямых слогах например: коза, фазан, лизать, показать, указать, газон, язык, тазы, Лиза, польза, заноза, газы, козы, музыка, называть, показывать;
в) со звуком «з» в обратных словах
например: азбука, воздух, гнёзда, издали, изба, езда, поезда, узнавать, опоздать.
Методическое указание: при автоматизации звука «з» в словах необходимо постоянно проводить словарную работу, объясняя ребенку значения непонятных слов.
4. На последующих занятиях проводится автоматизация звука «з» в предложениях (по картинкам и карточкам). Например: Зоя – Как зовут девочку? – Девочку зовут Зоя. Зонт – Что у Зои? – У Зои зонт. Замок – Что у Лизы? – У Лизы замок. 5. Автоматизация звука «з» в текстах чистоговорок, потешек, стихов, загадок, пересказе рассказов и т. д. Например: За – за – за – У Зои коза. Зы – зы – У Зои новые тазы. Зу – зу – зу – Зоя гонит козу.
6. Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков «з» - «с», «з» - «ж» по той же схеме: изолированно, в слогах, в начале и середине слова, во фразах, чистоговорках и текстах, в дидактических играх. Например: игра «Закончи предложение» В поле пасётся … У девочки длинная …( коза, коса) У Зои болит … Соня ест вкусный … (зуб, суп) Карточка №1.
1. заяц – Кто в лесу? 2. запах – Что у цветов? 3. завтра – Когда мы пойдём в кино? 4. завтрак – Как называется еда утром»? 5 завод – Где работает папа? 6. замок – Что весит на двери? 7. закат – Как называется заход солнца? 8. загадка – Что отгадала Зоя? 9. забор – Что вокруг дома? 10. заноза – Что у Зои? 11. Заболеть – Что случилось с Зоей? 12. коза – Кто у Зои? 13. глаза – Что болит у Зои? 14. фазан – Кто летает? 15. ваза – Что стоит на столе? 16. роза – Какой цветок вырос в саду? 17. Лиза – Как зовут девочку? 18 берёза – Какое дерево растёт под окном?
Карточка №2. 1. Зонт – что у Зои? 2. золото – из чего сделано кольцо? 3. узор – что вышивает Зоя? 4. газон – что у дома? 5. Трезор – как зовут собаку? 6. зоркий – Трезор хорошо видит. Он зоркий. 7. зуб – что болит у Лизы? 8. зубной – как называется врач, который лечит зубы? 9. тазы – что продаётся в магазине? 10. козы – кто пасётся на лугу? 11. грозы – что бывает летом? 12. берёзы – какие деревья растут в роще? 13. арбузы – что любят Лиза? 14. морозы – что бывает зимой? 15. музыка – что звучит по радио? 16. пузырёк – где лежат таблетки?
17. показывать – По телевизору показывают фильм. Карточка №3. Узма – ызма – азма Озма – езма – юзма Езна – озна – изна Узба – изба – азба Азда – изда – озда
Азбука – что читает Зоя? Поздно – когда мы вернулись домой? Воздух – В лесу свежий … Гнёзда – что вьют птицы? Железный – таз из железа – он какой? Полезный – Сок приносит пользу – он какой? Глазной – как называется врач, который лечит глаза? Опоздать – куда опоздала Зоя? (на поезд) Узнать – В школе мы узнаем много нового. Изба – как называется деревянный дом? Избушка – как называется маленькая изба? Поезд – на чём мы поедем в Москву? Карточка №4. Автоматизация звука «З» в загадках, скороговорках, чистоговорках, стихах.
Загадки: «Зубы имеют, а зубной боли не знают» (грабли)
«Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила» (зима)
Знакомы нам её угрозы. Пугает всех она морозом. И в снег закуталась сама. Кто гостья грозная?.. (зима) Чистоговорки, скороговорки, стихи:
За – за – за, за – за – за - здесь привязана коза. Зы – зы – зы, зы – зы – зы - мало травки у козы. Зу – зу – зу, зу – зу – зу - отвязали мы козу. За – за – за, за – за – за - залезает в сад коза. Зу – зу – зу, зу – зу – зу - привязали мы козу. За – за – за, за – за – за - здесь привязана коза.
«- Заяц, заяц, чем ты занят? - Кочерыжку разгрызаю. - А чему ты, заяц, рад? - Рад, что зубы не болят. »
«Мы заходим на вокзал, входим мы в огромный зал. Быть в таком огромном зале можно только на вокзале. »
«Лезут козы в грозу в лозу – Лозу козы в грозу грызут»
«Вот весёлая затея – Запускать на нитке змея. Змей летит выше берёз! Ветер змея, не жалея, Прямо к солнышку понёс. »
«К на придёт Новый год, Заведёт хоровод, Зазвенят голоса, Засверкают глаза. »
«Ко мне братишка привязывается – Шнурок у него не завязывается. Шнурок на ботинке завязываю, Завязываю и показываю, Показываю и рассказываю. Рассказываю, как завязываю.
Завязываю и развязываю, Развязываю и завязываю… И я научился не сразу ведь Завязывать и развязывать. » Карточка №5 (тексты).
«У Зои заболел зуб. Мама отвела Зою к зубному врачу. Врач залечил зуб. Он сказал Зое: «Надо чистить зубы зубной щёткой и зубной пастой. »
«У Зои – кукла. Куклу зовут Лиза. Зоя заботится о кукле. Как-то у Лизы заболели зубы. Зоя завязала кукле зубы. Зоя сказала: «Надо чистить зубы зубной пастой».
«Зоин папа – музыкант. Зоя тоже любит музыку. Зоя хочет стать музыкантом. »
«Зоя и Лиза ходили в зоопарк. Там они видели зубра и бизона. Звери жевали траву. У зубра и бизона крепкие зубы. »
«У Лизы – праздник, день рождения. Мама подарила ей розовый зонтик. Зоя – новую мозаику. А Захар – розы. Лиза поставила розы в вазу. »
Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [З'] Характеристика – согласный, мягкий, звонкий звук. Артикуляция – при произнесении [З'] губы растянуты в улыбку, видны передние зубы, зубы сближены до расстояния 1-2 мм. Перед лабиализованными гласными губы округляются. Широкий кончик языка касается нижних зубов, передняя часть спинки языка приподнимается к альвеолам, боковые края языка прижаты к коренным зубам. Средняя часть спинки языка дополнительно приподнимается (придает звуку «мягкость»). При таком укладе образуется узкий проход между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Чем уже щель, тем шум выше, чем шире – более низкий, переходящий в «шепелявый» шум. Мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые связки разомкнуты, дрожат (придают звуку «звонкость»).
Комплексные упражнения для формирования правильного произношения звука [З']:
Статические упражнения для языка «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
Динамические упражнения для языка «Почистим зубы». Улыбаться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Упражнения для выработки направленной воздушной струи. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, вгоняя его в «ворота». «Кто дальше загонит мяч». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Упражнения для губ. «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. «Трубочка» Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик» - «Улыбка» - «Хоботок».
Постановка звука [З']
Звук [З'] относится к группе свистящих зубных звуков. Исправление недостатков произношения этого звука начинается с развития у ребенка умения различать его на слух. Далее проводится артикуляционная гимнастика. Затем отрабатывается правильная артикуляция. Базовым звуком для постановки мягкого звука [З'] является твердый звук [З]. Когда этот звук поставлен, можно попробовать вызвать у ребенка правильное произношение [З'] по подражанию. Если звук не получился, попросить у ребенка сказать твердый звук [З], язык оставить в этом положении, а спинку языка (средину языка) приподнять, выгнуть.
Автоматизация [З'] в слогах.
1. Произнести столько раз слог -зи- (-зя-, -зё-, -зю-, -зе-_, сколько услышишь хлопков. 2. Произнести столько раз слог -зи- (-зя-, -зё-, -зю-, -зе-_, сколько счетных палочек на столе. 3. Повтори зя – зи – зя – зи зи – зя – зю – зе зю – зе – зя – зё и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|