Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автоматизация [З'] в словах и предложениях.




Автоматизация [З'] в словах и предложениях.

 

1. Слова с ударным и безударным слогом –зи-

Зина – Как зовут девочку? – Девочку зовут Зина.

зимний – Какой был день? –

лозина – Что у дома? –

магазин – Куда идет Зина? –

мизинец – Что болит у Зои? –

лимузин – Что едет? –

низина – Где село? –

корзина – Что у Зои? –

зигзаг – Что на бумаге? –

зима – Что наступила? –

зимовать – Какие птицы остались зимовать? –

зевать – Что делает Зина? –

зеленеть – Что зеленеет весной? –

зеленка – Что у Зои? –

зеленая – Какая у Зины юбка? –

озимь – Что на полях? –

бузина – Что у дома? –

возить – Кто будет возить сына на санках? -  

возиться – Что делает котенок под диваном? –

грузил – Что делал папа? –

землянка – Что сделал Саня? –

земляника – Что Зины? –

землекоп – Кто копает землю? -

зефир – Что ест Зоя? –

зерно – Что у дедушки? –

резеда – Что саду? –

зерновые – Что убрали с полей? –

зернистая – Икра какая? - 

 

2. Слова с ударным слогом –зе-

зелень – Что зеленеет на полях? –

зебра – Кто полосатая? –

зеркало – Что у Зины? –

газета – Что читает дедушка? –

музей – Куда идет Зоя? –

лазейка – Что под липой? –

розетка – Что в стене? –

образец – Что написал учитель? –

 

3. Слова с ударным и безударным слогом –зя-

зяблик – Кто сидит на березе? –

зябнет – Что делает на морозе зяблик? –

возят – Дети возят снег на санках.

взять – Зине надо взять зеленку.

козявка – Кто под листиком? –

хозяин – Кто позвал Тузика? –

изящная – Какая у Зины ваза? –

 

4. Слова со слогом –зё-

зерна – Что у Зои? –

козел – Кто у бабушки? –

везет – Кто везет на санках Зину? –

ползет – Что делает змея? –

поземка – Зимой бывает поземка

призер – Кто получил приз? –

 

5. Слова со стечением согласных

Кузьма – Кто зовет Зину? –

ездил – Кузьма ездил в музей.

возьми – Зина, возьми землянику

резьба – Что на шурупе? –

друзья – Зина и Зоя – друзья

обезьяна – Кого видел Кузьма? –

 

Автоматизация [З'] в текстах и стихотворениях.

 

ДРУЗЬЯ.

Зина и Зоя – друзья. Летом друзья ходят с корзинами за земляникой и грибами. Лазят за орехами. Загорают и купаются на озере. Зимой Зина и Зоя на улице. Морозец их не пугает. Зимними вечерами они смотрят телевизор.

 

Мама Лизы, мама Зины

Побывали в магазине.

Лизе купили зайку

А Зине – мозаику.

 

Много у зимы забот:

Выпустить поземки, вьюги,

Замести везде пути –

Ни заехать, ни зайти.

 

 

Зелень у Зины зимует в корзине,

Зелень в корзине в земле,

Зелень зеленая радует Зину,

Зелень у Зины в тепле.

 

Зеленеет зеленая озимь

Хоть озябла та озимь зимой

Не морозит теперь, не морозит

Зеленеет пусть озимь весной.

 

Зябкие зяблики зябнут,

Зябко зимуя зимой,

Зябкие зяблики зябнут,

Но не озябнут весной.

 

Зеленеют зеленые ели

И не мерзнут морозной зимой:

Замели, заровняли метели

И запрятали пол земляной.

 

Зябнут птицы, зябнут звери.

Замерзают в норах звери,

Залезают в дупла, в гнезда.

В синем небе звезды мерзнут.

 

Вам сегодня не везет?

Вас автобус не везет?

Вы возьмите вездеход!

Вездеход вас повезет

Верно, правильно назвали

Вездеходом вездеход.

 

В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок, как флажок, я несу.

Зеленая шишка под елкой лежит.

Зеленая музыка где-то звучит.

Зеленый кузнечик в зеленой траве

Играет зеленую песенку мне.

 

 

Формирование правильного звукопроизношения: звук [ц]

( речевой материал )

Постановку звука [ц] можно начинать только при условии хорошего произношения звуков [т] и [с], т. к. звук [ц] относится к группе аффрикат (смычно- щелевых) и образуется в результате быстрого слияния звуков [т] и [с].

Уклад органов артикуляции.

При произнесении звука [ц] губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного. Расстояние между зубами 1-2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента ( как при [т] ), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку; боковые края языка прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым элементом (как при [с]), который звучит очень кратко. Граница между взрывным и щелевым элементом не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, т. к. они слиты воедино. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная.

Характеристика звука.

Звук[ц] согласный, глухой, твердый.

Артикуляционные упражнения.

Хорошее произнесение звуков [т] и [с] в отдельности не всегда гарантирует постановку звука [ц] по подражанию.

1. Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха.

Просунуть между зубами кончик языка, прижать его зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный [т].

2. «Катушка». Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык                          

« выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...