Индивидуальный план работы. Перспективный план
Индивидуальный план работы (подробный) I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (ш – ж) в слогах, начале слова, в игре «Покажи пальчиком (на картинку), кто говорит Шура или Жанна? » (ш, ж, ж, ш; ша, жа, жо, шо, шу, жу, ши, жи, шар, жаба, жук, шуба, шея, жир, шина, Женя, шаль, жаль, жил, шил, шил, шутка, жутко, шар, жар).
II. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука Ж. 1. «Вкусное варенье» - вести широким кончиком языка с верхней губки внутрь в рот, губы в улыбке, рот приоткрыт (4-5 раз). 2. «Чашечка» - поднять широкий кончик языка и принять положение чашечки (4-5 раз). 3. «Качели» - попеременное поднимание и опускание кончика языка за верхние и нижние зубки (4-5 раз). 4. «Почисти зубки» - водить кончиком языка то за нижними, то за верхними зубами (4-5 раз). 5. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не прижимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх (4 раза).
III. Постановка звука Ж от Ш, положа ладошку на горло или грудь: спой звук Ш так, чтобы в горлышке зазвенел голосок, получается Ж. Звук ставится по подражанию. Логопед подносит попеременно руку ребёнка то к своему горлу, то к горлышку ребёнка.
IV. Автоматизация поставленного звука Ж. 1. Изолированно в игре «Жук жужжит» - ж-ж-ж-ж-ж несколько раз (можно то громче, то тише: много жуков жужжит, один жук жужжит, с показом соответствующих картинок). 2. В слогах: жа-жа-жа, жу-жу-жу, жо-жо-жо, же-же-же, жи-жи-жи. 3. В начале слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам. (в слогах и словах звук Ж произносится медленно и утрированно) Например:
· Жук – Кто летает? - Жук летает. · Жулик - Кто обманывает? – Жулик обманывает. · Жутко – Как одному ночью? – Ночью одному жутко. · Жуёт – Что делает овца? – Овца жуёт. · Жучка – Кто лает? (бегает) – Жучка лает (бегает) и т. д. 4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ж в слове. Например: жу-лик – 2 части (слога), звук Ж в начале слова; жу-ёт – 2 части (слога), звук Ж в начале слова.
5. Автоматизация звука Ж на последующих занятиях в середине слова в словах и фразах по картинкам и карточкам. Например: · Бежал – Что делал Женя? – Женя бежал. · Лежала – Что делала Жанна? – Жанна лежала. · Ле-жа-ла – 3 части (слога). Звук Ж в середине слова. И так делается разбор с каждым изучаемым словом. 6. Затем на последующих занятиях звук Ж отрабатывается в слогах со стечением согласных и словах сначала в начале слова, а затем в середине слова. Например: -жда-ждо-жду-жди. · Ждала – Что делала Жанна? – Жанна ждала. · Дожди – Что идёт осенью? – Осенью идут дожди и т. д. 7. Далее звук Ж автоматизируется в текстах чистоговорок, потешек, стихах, загадок, пересказе рассказов и т. д. жа-жа-жа – жаль ужа, жи-жи-жи – лежат ужи, жу-жу-жу – жуком жужжу и т. д.
Жук -Жук жужжит: -«Жу-жу-жу» -Я живу, не тужу, -Всё над ухом жужжу -И детишек бужу. 8. Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков: (ж – з), (ж – ш) по той же схеме: изолированно, в слогах, начале и середине слова, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх. Например: «Закончи предложение »–(шар или жар). · Женя надула большой… шар. · Шура заболел, у него … жар и т. д.
V. Дифференциация звуков (j – л, ) в речи. 1. В игре: «Что подарим Лёне, а что Яне? » Л. – Надо отобрать картинки со звуком Л, - это будут подарки для Лёни, а картинки, где нет звука Л, - те подарим Яне. Например, Лене – лев, лимон, малина, телефон, тюль; а Яне – юбка, ёжик, йогурт, йод, ящерица, еда и т. д. Можно спросить в каких словах (по картинкам) есть звук Л, , где он слышится, сколько в слове частей.
2. Игра «Договори предложение» или «Вставь нужное слово». · лёд – йод В аптеке продают …йод. Зимой на реке …. лёд. · ямка – лямка В земле маленькая…ямка. У юбки оторвалась …лямка.
· Любочка – юбочка Девочку зовут …Любочка. У неё новая …юбочка. · люк – юг Там, где всегда тепло – это …юг. В земле есть глубокий …люк. · моль – мой Маленькая бабочка – это …моль. Этот мячик …мой.
VI. Доработка того материала, который ребёнок не усвоил на занятии. Например, предлог В - в игре «Где находится предмет? »
Перспективный план
I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков: (а-у-о-и-ы), (л, -j), (с-ш), и других проблемных звуков, которые дети смешивают (по результатам диагностики).
II. Развитие органов артикуляционного аппарата (укрепление кончика языка за нижними и верхними зубами – при межзубном сигматизме); выработка направленной воздушной струи посередине языка.
III. Коррекция звукопроизношения. 1. Постановка звуков: л, , с, с, , з, з, , ц, ш, ж, ч, щ, р, . 2. Автоматизация звуков: j, л, р в словах, фразах и самостоятельной речи. 3. Дифференциация звуков: (j- -л, ), (с-ш), (л-р) и др. в самостоятельной речи.
IV. Отработка слоговой структуры и звуконаполняемости сложных слов.
V. Развитие понимания речи.
VI. Обогащение, уточнение и активизация словаря по лексическим темам.
VII. Формирование грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, построение распространенного предложения с предлогами и т. д. ).
VIII. Обучение связной речи (пересказу, составлению описательных рассказов с опорой на план-схему, рассказу по серии сюжетных картинок).
IX. Развитие навыка звукового анализа и синтеза.
X. Обучение грамоте (в подготовительной группе).
XI. Воспитание интереса к знаниям, желания заниматься; развитие внимания, памяти, логического мышления; мелкой моторики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|