Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.  Братец. 4.На границе. Цыплята. индивидуального занятия




         3.                                                         Братец

У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ваней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Может сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вырастет Ваня — будет молодец.

4. На границе

Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами он охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.

Упражнение 14. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Цыплята

Вывела курица цыплят. Все они одинаковые, пушистые. Дала курица им имена. Цыплёнка, который родился первым, курица назвала Цып. Цыплёнка, который родился вторым, курица назвала Цып-Цып. Цыплёнка, который родился третьим, она назвала Цып-Цып-Цып.

Чем позже родился цыплёнок, тем длиннее у него было имя. Самое длинное имя было у десятого цыплёнка Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып. Когда цыплята получили имена, они стали ссориться. Цыплёнок, имя которого было длиннее, ссорился со всеми, у кого имена были короче. Цып-Цып не здоровался с Цыпом. Цып-Цып-Цып задирал нос перед Цыпом и Цып-Цыпом. Самым гордым был десятый цыплёнок. Он носил самое длинное имя.

(По М. Петрову. )

Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [ш]

 (краткий)

I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков     (с – ш) в слогах, начале слова в игре:

«Кто говорит Саня или Шура? »

 

II. Отработка артикуляционных упражнений и выработка направленной воздушной струи для постановки звука Ш.

1. «Рупор» – 4-5 раз.

2. «Качели» – 4-5 раз.

3. «Почисти зубки» – 4-5 раз.

4. «Вкусное варенье» – 4-5 раз.

5. «Чашечка» – 4-5 раз.

6. «Фокус» – 4-5 раз.

 

III. Постановка звука Ш (по подражанию, основываясь на тактильных ощущениях).

 

IV. Автоматизация поставленного звука Ш изолированно, в слогах, начале слова (со слогом – ша, фразах (ответах на вопросы со словами: шаг, шар, шапка, шарф и т. д. ).

 

 

V.  Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ш в этих словах.

 

VI. Дифференциация (ранее отработанных) звуков.

 

 

План

индивидуального занятия

(подробный)

I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков        (с – ш) в слогах, начале слова в игре «Кто говорит Саня или Шура? »

Покажи пальчиком (на картинку), кто говорит Саня или Шура? (с, ш, ш, с; са, ша, су, шу, со, шо, сы, ши, сэ, ше; сад, шар, санки, шапка, сук, шут, сын, шина, сок, шок, сутки, шутки, сумка, суп, шуба).

II. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука Ш.

1. «Рупор» - губы округлены и чуть вытянуты вперед, зубы сомкнуты (4-5 раз).

2. «Качели» - попеременно поднимание и опускание кончика языка за верхние и нижние зубки (4-5 раз).

3. «Почисти зубки» – водить кончиком языка то за нижними, то за верхними зубами (4-5 раз).

4. «Вкусное варенье» - вести широким кончиком языка с верхней губки внутрь в рот, губы в улыбке, рот приоткрыт (4-5 раз).

5. «Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов (4-5 раз).

6. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не прижимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх (4-5 раз).

III. Постановка звука Ш.

Сначала пробую поставить звук Ш по подражанию, основываясь на тактильные ощущения. Если у ребенка не получается, то ставлю звук с помощью следующего приема.

Ребенок несколько раз произносит слог СА и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного Ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выходу звук а ( в результате слышится слог Ша).

Ребенок произносит слог СА при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.  

IV. Автоматизация поставленного звука Ш.

1. Изолированно в игре «Змея шипит» - ш-ш-ш-ш несколько раз (можно то громче, то тише).

2. В слогах: ша-ша-ша, шу-шу-шу, шо-шо-шо, ши-ши-ши, ше-ше-ше (медленно и утрированно).

3. В начале слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам.

Например:

· Шаль – Что у мамы? – У мамы шаль.

· Шакал – Кто в клетке? – В клетке шакал.

· Шалун – Кто Вова? – Вова шалун.

· Шапка – Что у Димы? – У Димы шапка и т. д.

4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ш в слове. Например: шу-ба – 2 части (слога), звук Ш в начале слова.

5. Автоматизация звука Ш на последующих занятиях в середине слова в словах и фразах по картинкам и карточкам.

Например:

· Лошадка – Что у Шуры? – У Шуры лошадка.

· Кушал – Что делал Дима? – Дима кушал.

· Каша – Что кушал Дима? – Дима кушал кашу.

6. Зачем на последующих занятиях звук Ш отрабатывается в слогах со стечением согласных и в словах в начале слова.

Например: шка-шко-шку

· Шкаф – Что купили? – Купили шкаф.

· Школа – Куда идет Шура? – Шура идет в школу.

7. Далее звук Ш автоматизируется в закрытых слогах.

Например: аш-ош-уш-ыш-иш

· Кошка – Кто ловит мышку? – Кошка ловит мышку.

· Ушки – Что у кошки? – У кошки ушки.

8. Далее звук Ш автоматизируется в чистоговорках, потешках, стихах, загадках, пересказе рассказов и т. д.

· Шапка да шубка.

Вот и весь Мишутка.

· Шайба да клюшка,

Вот и весь Илюшка.

· Чашка да ложка

Вот и весь Антошка.

9. Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков: (ш-с) по той же схеме: изолированно, в слогах, в начале и середине слова, в закрытых слогах, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх.

Например: игра «Вставь нужное слово»

1. сок – шок

Маша пила …(сок).

У Сани от боли был … (шок).

2. шутки - сутки

    Папа приехал на следующие … (сутки).

    Он сразу начал говорить … (шутки).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...