3. Братец. 4.На границе. Цыплята. индивидуального занятия
3. Братец У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ваней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Может сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вырастет Ваня — будет молодец. 4. На границе Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами он охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика. Упражнение 14. Произносить (читать) и пересказывать текст. Цыплята Вывела курица цыплят. Все они одинаковые, пушистые. Дала курица им имена. Цыплёнка, который родился первым, курица назвала Цып. Цыплёнка, который родился вторым, курица назвала Цып-Цып. Цыплёнка, который родился третьим, она назвала Цып-Цып-Цып. Чем позже родился цыплёнок, тем длиннее у него было имя. Самое длинное имя было у десятого цыплёнка Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып. Когда цыплята получили имена, они стали ссориться. Цыплёнок, имя которого было длиннее, ссорился со всеми, у кого имена были короче. Цып-Цып не здоровался с Цыпом. Цып-Цып-Цып задирал нос перед Цыпом и Цып-Цыпом. Самым гордым был десятый цыплёнок. Он носил самое длинное имя. (По М. Петрову. ) Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [ш] (краткий) I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (с – ш) в слогах, начале слова в игре:
«Кто говорит Саня или Шура? »
II. Отработка артикуляционных упражнений и выработка направленной воздушной струи для постановки звука Ш. 1. «Рупор» – 4-5 раз. 2. «Качели» – 4-5 раз. 3. «Почисти зубки» – 4-5 раз. 4. «Вкусное варенье» – 4-5 раз. 5. «Чашечка» – 4-5 раз. 6. «Фокус» – 4-5 раз.
III. Постановка звука Ш (по подражанию, основываясь на тактильных ощущениях).
IV. Автоматизация поставленного звука Ш изолированно, в слогах, начале слова (со слогом – ша, фразах (ответах на вопросы со словами: шаг, шар, шапка, шарф и т. д. ).
V. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ш в этих словах.
VI. Дифференциация (ранее отработанных) звуков.
План индивидуального занятия (подробный) I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (с – ш) в слогах, начале слова в игре «Кто говорит Саня или Шура? » Покажи пальчиком (на картинку), кто говорит Саня или Шура? (с, ш, ш, с; са, ша, су, шу, со, шо, сы, ши, сэ, ше; сад, шар, санки, шапка, сук, шут, сын, шина, сок, шок, сутки, шутки, сумка, суп, шуба). II. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука Ш. 1. «Рупор» - губы округлены и чуть вытянуты вперед, зубы сомкнуты (4-5 раз). 2. «Качели» - попеременно поднимание и опускание кончика языка за верхние и нижние зубки (4-5 раз). 3. «Почисти зубки» – водить кончиком языка то за нижними, то за верхними зубами (4-5 раз). 4. «Вкусное варенье» - вести широким кончиком языка с верхней губки внутрь в рот, губы в улыбке, рот приоткрыт (4-5 раз). 5. «Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов (4-5 раз). 6. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не прижимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх (4-5 раз). III. Постановка звука Ш. Сначала пробую поставить звук Ш по подражанию, основываясь на тактильные ощущения. Если у ребенка не получается, то ставлю звук с помощью следующего приема.
Ребенок несколько раз произносит слог СА и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного Ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выходу звук а ( в результате слышится слог Ша). Ребенок произносит слог СА при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается. IV. Автоматизация поставленного звука Ш. 1. Изолированно в игре «Змея шипит» - ш-ш-ш-ш несколько раз (можно то громче, то тише). 2. В слогах: ша-ша-ша, шу-шу-шу, шо-шо-шо, ши-ши-ши, ше-ше-ше (медленно и утрированно). 3. В начале слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам. Например: · Шаль – Что у мамы? – У мамы шаль. · Шакал – Кто в клетке? – В клетке шакал. · Шалун – Кто Вова? – Вова шалун. · Шапка – Что у Димы? – У Димы шапка и т. д. 4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ш в слове. Например: шу-ба – 2 части (слога), звук Ш в начале слова. 5. Автоматизация звука Ш на последующих занятиях в середине слова в словах и фразах по картинкам и карточкам. Например: · Лошадка – Что у Шуры? – У Шуры лошадка. · Кушал – Что делал Дима? – Дима кушал. · Каша – Что кушал Дима? – Дима кушал кашу. 6. Зачем на последующих занятиях звук Ш отрабатывается в слогах со стечением согласных и в словах в начале слова. Например: шка-шко-шку · Шкаф – Что купили? – Купили шкаф. · Школа – Куда идет Шура? – Шура идет в школу. 7. Далее звук Ш автоматизируется в закрытых слогах. Например: аш-ош-уш-ыш-иш · Кошка – Кто ловит мышку? – Кошка ловит мышку. · Ушки – Что у кошки? – У кошки ушки. 8. Далее звук Ш автоматизируется в чистоговорках, потешках, стихах, загадках, пересказе рассказов и т. д. · Шапка да шубка. Вот и весь Мишутка. · Шайба да клюшка, Вот и весь Илюшка. · Чашка да ложка
Вот и весь Антошка. 9. Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков: (ш-с) по той же схеме: изолированно, в слогах, в начале и середине слова, в закрытых слогах, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх. Например: игра «Вставь нужное слово» 1. сок – шок Маша пила …(сок). У Сани от боли был … (шок). 2. шутки - сутки Папа приехал на следующие … (сутки). Он сразу начал говорить … (шутки).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|