Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Дополнительный образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках непосредственно образовательнойдеятельности и включает в себя:
- совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
Дополнительный образовательный процесс в ДОУ строится:
- на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника
Особенности организации дополнительного образовательного процесса в группах для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет).
- индивидуального подхода к каждому ребенку;
- индивидуализации образовательного процесса;
Требования к знаниям, умениям и навыкам детей по отдельным видам деятельности определяются, общим психическим развитием, понимаемым как становление деятельности, сознания и личности ребёнка, необходимым условием которого является развивающее обучение детей 3-5 лет.
Особенности организации дополнительного образовательного процесса в группах для детей старшего дошкольного возраста ( 5-7 лет).
Педагогический процесс предполагает, что дети старшего дошкольного возраста познают в ходе активного исследования окружающего предметного мира, взаимодействия с взрослыми, другими детьми и материалами. Доминирующую роль в педагогическом процессе занимает общение, игра, экспериментально-поисковая деятельность, труд, сотрудничество с взрослыми и сверстниками.
Система работы с детьми с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Виды
одаренности
| Составляющие
| Как проявляются
|
Академическая
одаренность
| Мотивационно-личностные характеристики
| Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому
|
Способности к обучению
| Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов
|
Творческая
одаренность
| Конструкторская одаренность
| Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации
|
Коммуникативная одаренность
| Социально-личностная одаренность
| Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты
|
Лидерская одаренность
| Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию
|
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Такими условиями являются:
· наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
· наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
· создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
· наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
· введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
· использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
· занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
· работа кружков, развивающих творческую направленность ребенка;
· участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
· тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.
Система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогический процесс направлен на то, чтобы социально адаптировать ребёнка с проблемами в развитии и его семью к дальнейшей интеграции в общество. Работа с данными детьми строиться по следующему алгоритму:
· анализ ресурсов образовательного учреждения и семьи,
· составление плана индивидуального сопровождения ребёнка и его семьи,
· организация совместной деятельности в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах.
Использование современных личностно-ориентированных технологий, направленных на партнёрство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребёнка;
Личностно-ориентированная технология
| Направлена на гуманное отношение к детям и включает в себя: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения; отсутствие прямого принуждения; терпимость к детским недостаткам. И идет от ребенка к развитию его способностей. Поэтому педагоги должны создавать каждому ребенку ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы каждый день, проведенный ребенком в детском саду, приносил ему радость; предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в специфических для дошкольников видах деятельности.
|
Технология сотрудничества
| Направлена на создание основы для коммуникативного взаимодействия, приводит к повышению статуса ребенка в социальных контактах и повышению компетентности ребенка в разных видах детской деятельности и в области отношений с другими людьми.
|
ИКТ - технологии
| Разработанные схемы и картинки позволяют детям использовать их для построения своих конструкций. При помощи веб-камеры, цифрового фотоаппарата и других подобных устройств дети под руководством взрослого могут снимать построенные образы из историй и импортировать их в интернетпространство.
|
ЛЕГО-конструирование
| Одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. ЛЕГО в переводе с датского языка означает «умная игра».В силу своей педагогической универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём ЛЕГО конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки воспитанников. Конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. Именно ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.
|
Педагогическая технология - метод проектов
Авторы: Дж. Дьюи, В. Килпатрик.
| Метод проектов – это способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (ее технологизации), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Уникальность использования технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей не только личностных, интеллектуальных, физических качеств, но и способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей.
|
Игровые педагогические технологии:
| Создание творческой атмосферы обучения творчеству
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
· дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности);
· развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения);
· воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности);
· социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды).
|
Использование культурных практик детства:
· организации саморазвития ребенка в детско-взрослой общности;
· взаимодействие детей и взрослых;
· взаимосвязь педагогического проектирования и детской проектной деятельности.
Мастерская игр (мастерилка)
(автор Ерофеева Т.И.)
| Мастерская игр или «Мастерилка», т.е. изготовление детьми (с помощью взрослых или без них) игр, пособий для себя и для малышей. Это позволяет детям применять полученные ранее знания для того, чтобы решать практические задачи.
С помощью «Мастерилки» возможно:
1) закреплять навыки, знания, полученные на занятиях;
2) создавать условия для делового сотрудничества;
3) обогащать словарь детей;
4) подготовить руку к письму через вырезывание, обведение трафаретов, шаблонов и т.д.
На «Мастерилке» предусматриваются разные формы организации детей при изготовлении игр. Дети работают индивидуально, в парах, подгруппах, но предварительно обговаривается с детьми предстоящая работа:
• Что будем делать? Как?
• Какое оборудование и материал понадобятся?
• Как назовем игру?
• Для кого мы будем ее изготавливать? (Для себя, для малышей, для друзей и т.д.)?
• Обязательно, всеми вместе, продумываются правила, которые должны выполняться детьми и взрослыми.
|
Встреча с интересными людьми
| Цель: расширение социальных контактов, расширение представлений в какой-либо области действительности, использование одного из способов получения информации - консультация со специалистом.
Необходимость приглашения гостя можно обосновать через создание проблемной ситуации или постановку проблемного вопроса, ответ на который группа найти не может. В таком случае воспитатель рассказывает о человеке, который может решить проблему, или ответить на поставленный вопрос, предлагает детям пригласить этого человека в гости.
|
Игры и задания;
Ситуации, которые можно обсудить;
Придумывание истории о предметах;
| Перечисленные формы помогают ребенку познакомиться с функциями и видами различных продуктов и материалов человеческой деятельности. Практическим подспорьем воспитателю может оказаться такой прием: предложить детям продолжить придаточные предложения, образованные при помощи союзных слов чтобы; так как; когда; зачем; потому что; из-за того что; всякий раз, когда; может быть, из-за того, что и т.п.
|
Вопросы и беседы
| Эффективный методический прием - создание стимулирующей вопросы детей вопросно-ответной ситуации. Причем вопросы должны задавать, прежде всего, дети, а взрослые должны не игнорировать прозвучавший вопрос, но заметить, поддержать и обсудить его. Прежде чем дать ответ, нужно задуматься над проблемой вместе с детьми: действительно, почему что-то происходит так, а не иначе. Оказывается, многие когда-то уже слышали что-то об этом и могут рассказать, что думают, так что возникает обмен мнениями среди детей, аналог «мозговой атаки» у взрослых. Важно дать детям возможность высказать свои версии происходящего, почувствовать себя компетентными. Поощрять вопросы взрослый может также, сам задавая вопросы детям, рассуждая вслух, высказывая гипотезы, объясняющие некоторое явление в полемическом плане, а также пытаясь интересно, компетентно, честно отвечать на прямые вопросы детей.
|
Свободная деятельность дошкольников в условиях созданной педагогами(в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды:
· обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
· позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
· содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
· позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Воспользуйтесь поиском по сайту: