Конспект занятия и его методическое обоснование
План/Этапы урока
| Деятельность учеников
| Деятельность студента-учителя
| Методическое обоснование
|
1. Начало урока
|
|
|
|
2. Основная часть урока
|
|
|
|
3. Заключительная часть урока
|
|
|
|
Критерии оценки задания:
· 1 балл - задание не соответствует требованиям: в таблице не представлен подробный конспект урока, нет методического обоснования и анализа;
- 2 балла - задание выполнено частично: в таблице представлен подробный конспект урока, но нет методического обоснования и анализа;
- 3 балла - задание содержит ответ, иллюстрирующий приведенные параметры, но в методическом обосновании и анализе не использована научная терминология, текст не содержит ссылок на методическую теорию, изучаемой в курсе методики и на теории возрастной психологии, изучаемой в рамках психолого-педагогического модуля;
- 4 балла - задание содержит ответ, иллюстрирующий приведенные параметры, использована методическая терминология модуля, в методическом обосновании и анализе использованы знания курсов психологии и педагогики; но есть отдельные моменты несоответствия критериям анализа, не всегда верно использована терминология;
- 5 баллов - то же, что и при оценке на 4 балла, но без указанных недостатков, адекватное использование научной (методической и психолого-педагогической терминологии).
Выход на практику 20-21 декабря
Методическое задание на практику в мини-группе №10
Срок выполнения: до 23.12.16
Тема: Проведение аттестационного внеурочного занятия в форме утренника (спектакля, викторины, карнавала), спланированного самостоятельно.
Дорогие студенты! Во время последнего выхода на практику во 2 класс ваша задача будет состоять в том, чтобы
-самостоятельно спланировать урок в соответствии с продуманным ранее сценарием,
-распределить роли между учащимися и учителями –студентами,
- провести мероприятие согласно сценарию, наблюдать за деятельностью учеников, с которыми вы занимались английским языком.
- з аполнить таблицу с учетом предложенных параметров. Отснять видеоматериал (5-10 минут) фрагмента утренника/ карнавала/ викторины.
Сценарий организации деятельности в ситуации внеурочного занятия в форме утренника на английском языке
Деятельность учащихся и учителя /
Параметры описания
| Действия учеников, их речевое и неречевое поведение
Здесь вы описываете, что конкретно делают ученики (их речевые и неречевые действия) в соответствии с избранной игровой ситуацией
| Действия студента-учителя, его речевое
и неречевое поведение
Здесь описываются действия студента: как он создает игровую ситуацию, вовлекает детей в деятельность иноязычного общения, как хвалит детей.
| Методическое обоснование
|
Начало занятия –урока (карнавала, утренника, викторины):
Приветствие и создание атмосферы праздника, мотивация учащихся на активное участие в предлагаемых заданиях (конкурсах и т.д.)
|
| | |
Основная часть утренника.
Может включать любые фрагменты, отражающие владение детьми языковым материалом и умениями устной речи, например:
-дети рассказывают считалку/ поют песенку (чтобы пришел Санта Клаус);
- называют цвета любимых игрушек;
- рассказывают о своем питомце;
- отвечают на вопросы Санта Клауса;
-отгадывают его загадки;
И т.д.
|
| | |
Завершение утренника:
- раздача призов;
- оценка деятельности учеников;
|
| | |
При методическом обосновании обратите внимание на:
1) обоснование задач и организации деятельности: почему выбрана именно эта тема, чем она может быть полезна и интересна учащимся; как это мероприятие соответствует поставленным задачам; какие аудиовизуальные, вербальные/невербальные средства использовались и почему; способствовали ли они созданию мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка и культуры народа других стран.
2) Особенности организации внеурочного занятия утренника на иностранном языке во втором классе (как реагировали школьники, что было легко/ сложно учителю-студенту и детям при создании мотивации, проведении занятия, оценивании и подведении итогов.
3 ) Насколько успешно прошло мероприятие, были ли решены поставленные задачи: чему научились дети; чему научились вы, как будущие учителя ИЯ
Параметры оценки задания. Выполненное задание обязательно должно включать:
1. Сценарий проведенного занятия и его обоснование (заполненная таблица).
2. Анализ проведенного занятия (заполненная таблица)
2. Фрагмент видеозаписи (не более 10 минут) и возможные фрагменты интервью с учениками, отражающие их впечатления от урока (5-7 минут).
Критерии оценки задания:
- 1 балл - задание не соответствует требованиям, таблицы не заполнены;
- 2 балла - задание выполнено частично, методическое обоснование и анализ сделаны формально;
- 3 балла - задание содержит сценарий, видеозаписи ситуаций, иллюстрирующих приведенные в сценарии упражнения и задания; но методическое обоснование и анализ носят формальный характер, в нем не использована научная терминология, нет ссылок на методическую теорию, изучаемой в курсе методики и на теории возрастной психологии, изучаемой в рамках психолого-педагогического модуля;
- 4 балла - отчет о проведенном занятии содержит: сценарий с обоснованием, анализ занятия, но не всегда верно использована терминология, есть видеозапись урока;
- 5 баллов - то же, что и при оценке на 4 балла, но без указанных недостатков, адекватное использование научной (методической и психолого-педагогической) терминологии; смонтированная видеозапись, в полной мере отражающая весь процесс проведения фрагмента занятия.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА (4 СЕМЕСТР)
ПАССИВНЫЙ БЛОК
Выход на практику • 28.02\1.03
Задание по методике № 1
Тема: Наблюдение за деятельностью учителя по ознакомлению детей с новой лексикой и тренировки в её употреблении.
КРИТЕРИИ МЕТОДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФРАГМЕНТА УРОКА
| Методический анализ
|
7. Опишите подготовительный этап работы над лексикой:
· была ли сформулирована коммуникативная задача и каким образом?
· Было ли введение в ситуацию иноязычного общения? Если да, то отметьте её плюсы и минусы.
| |
8. Какой способ семантизации (переводной/беспереводной) предпочел учитель? Какие приёмы раскрытия значения слов он использовал? Оправдан ли его выбор и почему?
| |
9. Затрагивал ли этап тренировки все формы слова (звуковую, графическую) и его употребление? Опишите систему упражнений, с помощью которых учитель формирует у учащихся лексические навыки.
| |
10. Учитывает ли учитель при выборе упражнений значимый для детей игровой вид деятельности?
| |
11. Оцените атмосферу на уроке по параметрам включенности детей в игровую\учебную деятельность, степени эмпатии в системе учитель-ученик.
| |
12. Удалось ли учителю решить поставленные задачи? Чему научились дети?
| |
Тема: Проведение учителем фонетической зарядки на уроке. (в том числе на этапе отработки звуковой формы слов)
7. Каково место фонетической зарядки на данном уроке? Согласны ли Вы с данным выбором учителя? Какие при этом задачи ставит учитель на Ваш взгляд? Согласны ли Вы с его выбором?
|
|
8. Какие упражнения использует учитель для фонетической зарядки? Какие фонетические навыки (слуховые или произносительные) развивает данная фонетическая зарядка в большей степени?
|
|
9. Насколько связана фонетическая зарядка с работой над лексикой (предшествует ознакомлению с лексикой, следует после ознакомления с лексикой и пр.)?
|
|
10. Интересна ли фонетическая зарядка школьникам? Аргументируйте свой ответ практическими наблюдениями.
|
|
11. Уделяет ли учитель время каждому ученику по-отдельности, спрашивает учеников выборочно или выбирает исключительно групповую форму работы? Каково Ваше общее впечатление от фонетической зарядки на данном занятии?
|
|
Выход на практику •14.03\15.03
Задание по методике № 2
Тема: Наблюдение за деятельностью учителя по ознакомлению детей с новым грамматическим явлением и тренировки в его употреблении
КРИТЕРИИ МЕТОДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФРАГМЕНТА УРОКА
| Методический анализ
|
Ознакомление с грамматическим явлением:
-формой,
-значением,
-употреблением
|
|
Тренировка учащихся в употреблении грамматического явления:
- упражнения, соединяющие репродукцию и подстановку известных слов в речевой образец,
- упражнения на трансформацию речевого образца,
- упражнения на комбинирование двух речевых образцов (нового и ранее изученного)
|
|
Выведение грамматической конструкции в речь
-условно-речевые упражнения
-речевые упражнения
|
|
Подведение итогов работы учащихся и оценка их деятельности
|
|
Выход на практику •28.03\29.03
Задание по методике № 3
Тема: Наблюдение за деятельностью учителя по обучению детей чтению
КРИТЕРИИ МЕТОДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФРАГМЕНТА УРОКА
| Методический анализ
|
Опишите подготовительный этап работы:
· была ли сформулирована коммуникативная задача и каким образом?
· Было ли введение в ситуацию иноязычного общения? Если да, то отметьте её плюсы и минусы.
|
|
Какие навыки чтения формируются на уроке?
|
|
Какой(ие) типы чтения практикует учитель на уроке?
|
|
Какие этапы работы над текстом представлены на уроке и как?
|
|
Какие тексты использует учитель на уроке?
|
|
Какой метод обучения технике чтения выбирает учитель?
Удачен ли этот выбор на ваш взгляд?
|
|
Подведение итогов работы учащихся и оценка их деятельности
|
|
АКТИВНЫЙ БЛОК
Выход на практику •4.04\5.04
Задание по методике № 4
Тема: Проведение фрагмента занятия, направленного на ознакомление детей с новой лексикой, а также на её тренировку.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИКОЙ
| СЦЕНАРИЙ ФРАГМЕНТА ЗАНЯТИЯ
| МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И АНАЛИЗ
|
5. Начальный этап работы над лексикой
· Постановка коммуникативной задачи
· Введение в игровую ситуацию иноязычного общения
|
|
|
6. Этап ознакомления с лексикой
Знакомство со звуковой и графической формой слова, его значением и употреблением.
· Способ семантизации
|
|
|
7. Этап тренировки учащихся в употреблении новой лексики
а) Фонетическая зарядка
б) Задания на узнавание новой лексики на слух
в) Задания на употребление слова в составе словосочетания
г) Задания на употребление слова в речевом образце
| | |
8. Заключительный этап работы над лексикой
· Подведение итогов занятия
· Оценка деятельности детей
· Создание мотивации ожидания следующего занятия.
| | |
Выход на практику •18.04\19.04
Задание по методике № 5
Тема: Тренировка детей в употреблении грамматического явления.
ЭТАП РАБОТЫ НАД ГРАММАТИКОЙ
| СЦЕНАРИЙ ФРАГМЕНТА ЗАНЯТИЯ
| МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И АНАЛИЗ
|
Введение в ситуацию иноязычного общения и постановка задач фрагмента, посвященного тренировке учащихся в употреблении грамматического явления.
|
|
|
ТРЕНИРОВКА:
- упражнения на репродукцию речевого образца и подстановку известных слов в речевой образец,
- упражнения на трансформацию речевого образца,
- упражнения на комбинирование двух речевых образцов (нового и ранее изученного)
|
|
|
Подведение итогов, оценка деятельности детей, создание мотивации ожидания следующего занятия.
|
|
|
Выход на практику •25.04\26.04
Задание по методике № 6
Тема: Обучение чтению и работе с письменным текстом.
ЭТАП РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ
| СЦЕНАРИЙ ФРАГМЕНТА ЗАНЯТИЯ
| МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И АНАЛИЗ
|
Введение в ситуацию иноязычного общения и постановка задач фрагмента, посвященного тренировке учащихся в употреблении грамматического явления.
|
|
|
Дотекстовый этап
|
|
|
Текстовый этап
|
|
|
Послетекстовый этап
|
|
|
Подведение итогов, оценка деятельности детей, создание мотивации ожидания следующего занятия.
|
|
|
N.B! По желанию можно включить элемент работы над техникой чтения.
Выход на практику •2.05\3.05
Задание по методике № 7
Тема: Обучение говорению – развитие умений диалогической и монологической речи.
Студентам предлагается разработать один из предложенных макетов сценария – направленный на развитие умений диалогической или монологической речи
Воспользуйтесь поиском по сайту: