В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т. п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
Таблица 2.
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
| I - IVкласс
|
Перечень учебных действия
| Образовательная область
| Учебный предмет
|
Личностные учебные действия
| Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
| Язык и речевая практика
Математика
| Русский язык Чтение Речевая практика
Математика
|
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих воз- расту ценностей и социальных ролей
| Язык и речевая практика
Технологии
| Русский язык Чтение Речевая практика
Ручной труд
|
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию
| Язык и речевая практика
Искусство
Физическая культура
Технологии
| Русский язык Чтение Речевая практика
Музыка Изобразительное искусство
Физическая культура
Ручной труд
|
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей
| Язык и речевая практика
Естествознание
| Русский язык
Чтение Речевая практика
Мир природы и человека
|
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
| Язык и речевая практика
Математика
Технологии
| Русский язык
Чтение Речевая практика
Математика
Ручной труд
|
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе
| Язык и речевая практика
Физическая культура
Технологии
| Русский язык
Чтение Речевая практика
Физическая культура
Ручной труд
|
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
| Язык и речевая практика
Естествознание
| Русский язык
Чтение Речевая практика
Мир природы и человека
|
Коммуникативные учебные действия
| Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс)
| Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Физическая культура
Технологии
| Русский язык, чтение, речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Физическая культура
Ручной труд
|
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
| Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Физическая культура
Технологии
| Русский язык
Чтение Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Физическая культура
Ручной труд
|
Обращаться за помощью и принимать помощь
| Технологии
Искусство
Математика
| Ручной труд
Музыка Изобразительное искусство
Математика
|
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
| Технологии
Искусство
Математика
Физическая культура
| Ручной труд
Музыка Изобразительное искусство
Математика
Физическая культура
|
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
| Естествознание
Технологии
Искусство
Физическая культура
| Мир природы и человека
Ручной труд
Музыка Изобразительное искусство
Физическая культура
|
Договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации
| Язык и речевая практика
Физическая культура
| Русский язык. Чтение. Речевая практика
Физическая культура
|
Регулятивные учебные действия
| Входить и выходить из учебного помещения со звон- ком
| Язык и речевая практика
Естествознание
Математика
Технологии
Искусство
Физическая культура
| Русский язык. Чтение. Речевая практика
Мир природы и человека
Математика
Ручной труд
Музыка Изобразительное искусство
Физическая культура
|
Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
| Естествознание
| Мир природы и человека
|
Пользоваться учебной мебелью
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д. )
|
|
|
Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
| Технологии
Физическая культура
| Ручной труд
Физическая культура
|
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
|
|
|
| Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
|
|
|
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
| Технологии
Математика
| Ручной труд
Математика
|
Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
| Естествознание
| Мир природы и человека
|
Познавательныеучебные действия
| Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
| Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Искусство
| Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Музыка Изобразительное искусство
|
Устанавливать видородовые отношения предметов
| Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Искусство
| Русский язык. Чтение. Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Музыка Изобразительное искусство
|
Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
| Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Искусство
| Русский язык. Чтение. Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Музыка Изобразительное искусство
|
Пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями
| Язык и речевая практика
Математика
Искусство
| Русский язык. Чтение. Речевая практика
Математика
Музыка Изобразительное искусство
|
| Читать
| Язык и речевая практика
Естествознание
| Русский язык
Чтение
Речевая практика
Мир природы и человека
|
Писать
| Язык и речевая практика
| Русский язык.
Чтение
Речевая практика
|
Выполнять арифметические действия
| Математика
| Математика
|
Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
| Язык и речевая практика
Математика
Искусство
| Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Музыка Изобразительное искусство
|
Личностные учебные действия
|
V-IX классы
|
Перечень учебных действия
| Образовательная область
| Учебный предмет
|
Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами
| Человек и общество
| Основы социальной жизни Обществоведение Этика
|
Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей
| Язык и речевая практик
| Русский язык Чтение
|
Человек и общество
| Основы со - ц и а л ь н о й жизни
|
Ф и з и ч е с к а я культура
| Физическая культура
|
Технология
| Профильный труд
|
Адекватно эмоционально откликаться на произведения литера - туры, музыки, живо- писи и др.
Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности
| Язык и речевая практика
| Русский язык Чтение
|
Человек и общество
| Мир истории
История Отечества
|
Искусство
| Музыка.
Рисование
|
Язык и речевая практика
| Русский язык Чтение
|
Технология
| Профильный труд
|
Активно включаться в общеполезную социальную деятельность
| Технология
| Профильный труд
|
Естествознание
| Природоведение Биология
|
Осознанно относиться к выбору профессии
| Человек и общество
| Мир истории
История Отечества
|
Технология
| Профильный труд
|
Бережно относиться к культурно- историческому наследию родного края и страны
| Язык и речевая практика
| Русский язык Чтение
|
Человек и общество
| Мир истории
История Отечества
|
Естествознание
| География
Биология
|
Понимать личную от - ветственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в со - временном обществе
| Язык и речевая практика
| Русский язык Чтение
|
Человек и общество
| Основы со ц и а л ь н о й жизни
Обществоведение
|
Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе
| Естествознание
| Природоведение Биология
География
|
Человек и общество
| Основы со ц и а л ь н о й жизни
Обществоведение
|
Технология
| Профильный труд
|
Коммуникативные учебные действия
| Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др. )
| Язык и речевая практика
| Русский язык Чтение
|
Человек и общество
| Основы со ц и а л ь н о й жизни
Обществоведение
|
Технология
| Профильный труд
|
Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию
| Язык и речевая практика
| Русский язык Чтение
|
Человек и общество
| Основы со ц и а л ь н о й жизни
Обществоведение
|
| Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др. ) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый — незнакомый и др. )
| Язык и речевая практика
| Русский язык Чтение
|
| Человек и общество
| Основы со ц и а л ь н о й жизни
Обществоведение
|
Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач
| Язык и речевая практика
| Русский язык Чтение
|
Человек и общество
| Основы со ц и а л ь н о й жизни
Обществоведение
|
Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные
| Язык и речевая практика
| Русский язык Чтение
|
Математика
| Математика и информатика
|
Регулятивные учебные действия
| Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск осуществления
| Язык и речевая практика
Математика Естествознание Человек и общество Искусство
Ф и з и ч е с к а я культура
Технология
| Р у с с к и й язык Чтение
Математика и информатика Природоведение Биология
География
Мир истории
Основы соц и а л ь н о й жизни
История Отечества Обществоведение Этика
Рисование
Музыка
Физическая культура Профильный труд
|
Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
|
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное по- ведение и поведение окружающих
|
Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность
|
Познавательные учебные действия
| Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно — пространственную организацию
| Язык и речевая практика
Математика Естествознание Человек и общество Искусство
Ф и з и ч е с к а я культура Технология
| Русский язык Чтение Математика и информатика Природоведение Биология
География Мир истории Основы соц и а л ь н о й жизни История Отечества Обществоведение Этика
Рисование
Музыка
Физическая культура Профильный труд
|
Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно — следственных связей) на наглядном, доступ- ном вербальном мате- риале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
|
Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (при- родных, социальных, культурных, технических и др. ) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач
|
Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами
|
Формирование учебных действий в коррекционно-образовательном процессе ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 14» с. Усть-Цильма осуществляется в контексте усвоения учащимися разных предметных дисциплин. Требования к формированию учебных действий находит отражение в планируемых результатах освоения АООП (Таблицы 1-4) учебных предметов в отношении личностного, регулятивного, познавательного и коммуникативного развития учащихся:
в 1-4 классах: «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика», «Математика», «Мир природы и человека», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура», «Ручной труд», «Ритмика».
в 5-9 классах: «Русский язык», «Чтение (литературное чтение)», «Математика», «Информатика», «Природоведение», «Биология», «География», «Обществоведение», «Основы социальной жизни», «История Отечества», «Музыка», «Физическая культура», «Изобразительное искусство», «Профильный труд»
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, помимо прямого эффекта обучения - приобретения определенных знаний, умений, навыков раскрывает определенные возможности для формирования базовых учебных действий.
Таблица 1.