Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов




3. Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т. п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.

Таблица 2.

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

I - IVкласс

Перечень учебных действия Образовательная область Учебный предмет

Личностные учебные действия

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга Язык и речевая практика     Математика Русский язык Чтение Речевая практика     Математика
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих воз- расту ценностей и социальных ролей Язык и речевая практика     Технологии Русский язык Чтение Речевая практика     Ручной труд
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию Язык и речевая практика   Искусство   Физическая культура   Технологии Русский язык Чтение Речевая практика   Музыка Изобразительное искусство   Физическая культура   Ручной труд
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей Язык и речевая практика     Естествознание Русский язык  Чтение Речевая практика     Мир природы и человека
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Язык и речевая практика     Математика   Технологии Русский язык Чтение Речевая практика     Математика   Ручной труд
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе Язык и речевая практика     Физическая культура     Технологии Русский язык Чтение Речевая практика     Физическая культура     Ручной труд
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе Язык и речевая практика     Естествознание Русский язык Чтение Речевая практика     Мир природы и человека

Коммуникативные учебные действия

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) Язык и речевая практика     Математика   Естествознание     Физическая культура   Технологии     Русский язык, чтение, речевая практика   Математика   Мир природы и человека   Физическая культура   Ручной труд
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Язык и речевая практика   Математика   Естествознание     Физическая культура   Технологии Русский язык Чтение Речевая практика   Математика   Мир природы и человека   Физическая культура     Ручной труд
Обращаться за помощью и принимать помощь Технологии   Искусство   Математика Ручной труд   Музыка Изобразительное искусство     Математика
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту Технологии   Искусство   Математика   Физическая культура Ручной труд   Музыка Изобразительное искусство   Математика   Физическая культура  
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми Естествознание     Технологии   Искусство   Физическая культура Мир природы и человека   Ручной труд   Музыка Изобразительное искусство   Физическая культура
Договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации Язык и речевая практика   Физическая культура Русский язык. Чтение. Речевая практика   Физическая культура

Регулятивные учебные действия

Входить и выходить из учебного помещения со звон- ком Язык и речевая практика   Естествознание   Математика   Технологии   Искусство   Физическая культура Русский язык. Чтение. Речевая практика   Мир природы и человека Математика   Ручной труд   Музыка Изобразительное искусство   Физическая культура
Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) Естествознание Мир природы и человека
Пользоваться учебной мебелью Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д. )    
Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место Технологии   Физическая культура Ручной труд   Физическая культура
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе    

 

Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников    
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов Технологии   Математика Ручной труд   Математика
Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения Естествознание Мир природы и человека

Познавательныеучебные действия

Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов Язык и речевая практика   Математика   Естествознание     Искусство Русский язык Чтение Речевая практика   Математика   Мир природы и человека   Музыка Изобразительное искусство    
Устанавливать видородовые отношения предметов Язык и речевая практика   Математика   Естествознание   Искусство Русский язык. Чтение. Речевая практика   Математика   Мир природы и человека   Музыка Изобразительное искусство  
Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Язык и речевая практика   Математика   Естествознание   Искусство Русский язык. Чтение. Речевая практика   Математика   Мир природы и человека   Музыка Изобразительное искусство  
Пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями Язык и речевая практика   Математика     Искусство Русский язык. Чтение. Речевая практика   Математика     Музыка Изобразительное искусство  

 

Читать Язык и речевая практика   Естествознание   Русский язык Чтение Речевая практика   Мир природы и человека  
Писать Язык и речевая практика   Русский язык. Чтение Речевая практика  
Выполнять арифметические действия Математика Математика
Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Язык и речевая практика   Математика     Искусство Русский язык Чтение Речевая практика   Математика     Музыка Изобразительное искусство  

Личностные учебные действия

V-IX классы

Перечень учебных действия Образовательная область Учебный предмет
Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами Человек и общество Основы социальной жизни Обществоведение Этика

Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей

Язык и речевая практик Русский язык Чтение
Человек и общество Основы со - ц и а л ь н о й жизни
Ф и з и ч е с к а я культура Физическая культура
Технология Профильный труд

Адекватно эмоционально откликаться на произведения литера - туры, музыки, живо- писи и др.

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности

Язык и речевая практика Русский язык Чтение
Человек и общество Мир истории История Отечества
Искусство Музыка. Рисование
Язык и речевая практика Русский язык Чтение
Технология Профильный труд

Активно включаться в общеполезную социальную деятельность

Технология Профильный труд
Естествознание Природоведение Биология

Осознанно относиться к выбору профессии

Человек и общество Мир истории История Отечества
Технология Профильный труд

Бережно относиться к культурно- историческому наследию родного края и страны

Язык и речевая практика Русский язык Чтение
Человек и общество Мир истории История Отечества
Естествознание География Биология

Понимать личную от - ветственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в со - временном обществе

Язык и речевая практика Русский язык Чтение
Человек и общество Основы со ц и а л ь н о й жизни  Обществоведение

Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе

Естествознание Природоведение Биология География
Человек и общество Основы со ц и а л ь н о й жизни  Обществоведение
Технология Профильный труд

Коммуникативные учебные действия

Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др. )

Язык и речевая практика Русский язык Чтение
Человек и общество Основы со ц и а л ь н о й жизни  Обществоведение
Технология Профильный труд

Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию

Язык и речевая практика Русский язык Чтение
Человек и общество Основы со ц и а л ь н о й жизни  Обществоведение
 

Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др. ) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый — незнакомый и др. )

Язык и речевая практика Русский язык Чтение
Человек и общество Основы со ц и а л ь н о й жизни  Обществоведение

Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач

Язык и речевая практика Русский язык Чтение
Человек и общество Основы со ц и а л ь н о й жизни  Обществоведение

Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные

Язык и речевая практика Русский язык Чтение
Математика Математика и информатика

Регулятивные учебные действия

Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск осуществления

Язык и речевая практика

Математика Естествознание Человек и общество Искусство

Ф и з и ч е с к а я культура

Технология

Р у с с к и й язык Чтение

 Математика и информатика Природоведение Биология

География

Мир истории

Основы соц и а л ь н о й жизни

История Отечества Обществоведение Этика

Рисование

Музыка

Физическая культура Профильный труд

Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное по- ведение и поведение окружающих
Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Познавательные учебные действия

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно — пространственную организацию

Язык и речевая практика

Математика Естествознание Человек и общество Искусство

Ф и з и ч е с к а я культура Технология

Русский язык Чтение Математика и информатика Природоведение Биология

География Мир истории Основы соц и а л ь н о й жизни История Отечества Обществоведение Этика

Рисование

Музыка

Физическая культура Профильный труд

Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно — следственных связей) на наглядном, доступ- ном вербальном мате- риале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (при- родных, социальных, культурных, технических и др. ) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач
Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами

Формирование учебных действий в коррекционно-образовательном процессе ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 14» с. Усть-Цильма осуществляется в контексте усвоения учащимися разных предметных дисциплин. Требования к формированию учебных действий находит отражение в планируемых результатах освоения АООП (Таблицы 1-4) учебных предметов в отношении личностного, регулятивного, познавательного и коммуникативного развития учащихся:

в 1-4 классах: «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика», «Математика», «Мир природы и человека», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура», «Ручной труд», «Ритмика».

в 5-9 классах: «Русский язык», «Чтение (литературное чтение)», «Математика», «Информатика», «Природоведение», «Биология», «География», «Обществоведение», «Основы социальной жизни», «История Отечества», «Музыка», «Физическая культура», «Изобразительное искусство», «Профильный труд»

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, помимо прямого эффекта обучения - приобретения определенных знаний, умений, навыков раскрывает определенные возможности для формирования базовых учебных действий.

Таблица 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...