Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативные базовые учебные действия




Коммуникативные базовые учебные действия

 

1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения 5 год обучения
Слушает обращенную речь учителя и выполняет элементарные инструкции (учитель — ученик) Слышит обращенную речь и выполняет элементарные коммуникативные действия по заданному шаблону при сопровождении учителя (учитель — ученик, ученик — ученик) Выполняет элементарные коммуникативные действия, работая в парах, по заданному шаблону, при сопровождении учителя (учитель — класс, учитель — ученик, ученик — ученик) Выполняет элементарные коммуникативные действия, как при групповой, так и при индивидуальной работе, по заданному шаблону, при сопровождении учителя (учитель — класс, учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — класс) Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — класс, учитель — класс).
Использует элементарные ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем с помощью учителя и по образцу с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Вербально и невербально взаимодействует с учащимися в образовательном процессе, понимает и выполняет ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем с помощью учителя в соответствии с инструкцией с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Понимает и выполняет ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем по алгоритму учителя с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Выполняет по алгоритму ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем с учётом возрастных и индивидуальных особенностей Использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
Слышит обращённую речь взрослого и принимает по- мощь Обращается с просьбой о помощи прось- бой к взрослому Формулирует элементарную просьбу по образцу. Обращается с просьбой о помощи к взрос- лому Формулирует просьбу о помощи по образцу. Обращается с просьбой о помощи к взрослому и одноклассникам. Принимает помощь Обращается за помощью и принимает помощь.
Слышит инструкцию к заданиям в игровой деятельности. с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Слышит и понимает инструкцию в игровой и учебной деятельности с помощью взрос- лого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Слышит, пони- мает и выполняет инструкции в игровой, учебной, трудовой деятельности и в быту с помощью учителя в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Слышит, понимает и выполняет инструкции к учебным заданиям в разных видах деятельности быту, используя образец или план. Слушает и пони- мает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Слышит обращённую речь взрослого, вступает во взаимодействие с учителем в простых бытовых ситуациях и элементарных учебных действиях Проявляет активность в общении с взрослым, вступает в кон- такт со сверстниками при помощи учителя. Обращается к сверстникам, взрослым в совместной деятельности по предложенному взрослым алгоритму Сотрудничает с взрослыми и сверстниками в соответствии с ситуацией. Общается с друзьями. Сотрудничает с взрослыми и свер-стниками в разных социальных ситуа- циях.
Проявляет интерес к общению со взрослыми (семья, школа, социум) Понимает и принимает доброжелательное отношение к себе со стороны взрослого. Понимает, принимает и выражает доброжелательное отношение к взрос- лому, сверстникам. Выражает сопереживание в ситуациях, созданных учителем. Сопереживает друзьям, одноклассникам, конструктивно в з а и м о д е й с т в у е т в школе, дома, на улице с взрослы- ми и сверстниками. Рассказывает обо всех пережитых моментах Доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми.
Слышит обращённую речь взрослого и выполняет простые правила поведения Формулирует вопрос, обращается к одноклассникам, взрослым в бытовых и учебных ситуациях с помощью взрослого Формулирует вопрос, обращается и договаривается с одноклассниками и взрослыми бытовых и учебных ситуациях. Договаривается и изменяет свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими с по- мощью взрослого. Д о г о в а р и в а е т с я и изменяет свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими

 

4. Особенности формирования базовых учебных действий при изучении учебных предметов.

Требования к результатам изучения учебного предмета «Чтение» включают формирование всех видов базовых учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).

В 1-4 классах осуществляется работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки. Формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, формируются общеречевые навыки и навыки беглого чтения.

В 5-9 классах кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведениях; устанавливать причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Изучение учебного предмета «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции. На уроках русского языка осуществляется формирование нравственных качеств, понимания таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «природа», «родина», «уважение к старшим».

В 1-4 классах даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у умственно отсталых школьников достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.

В 5-9 классах: в процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки. Воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

«Математика» в специальной школе решает одну из важных специфических задач обучения учеников с нарушением интеллекта - преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, должно быть тесно связано с жизнью. Формируя у умственно отсталых учащихся на наглядной и наглядно­ действенной основе первые представления о числе, величине, фигуре, учитель одновременно ставит и решает в процессе обучения математике задачи развития наглядно-действенного, наглядно-образного, а затем и абстрактного мышления этих детей. Осваивая систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре учащийся в процессе обучения математике, получает и знания, необходимые знания, как для дальнейшего обучения, так и для его социализации. Развивающий потенциал предмета «Изобразительное искусство» связан с формированием личностных, познавательных и регулятивных действий. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, способствует формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек, содействует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительно-двигательной координации, развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать.

Предмет «Музыка» обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся. Специально подобранные музыкальные произведения, воздействуя на аффективную сферу ребенка, способствуют развитию высших психических функций, к которым относятся мышление, воля, мотивация, преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения, созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служащей положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников. Занятия музыкой развивают чувство ритма, речевую активность, музыкальный слух и память, способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

« Физическое воспитание»: предмет обеспечивает формирование личностных действий, духовных способностей, коррекции и компенсации нарушений физического развития, развития двигательных возможностей учащихся, освоения правил здорового и безопасного образа жизни. В области регулятивных действий - развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.

Специфика предмета «Ручной труд», как ключевого предмета специальной школы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и его значимость для формирования учебных действий трудно переоценить. В ходе учебной деятельности по трудовому обучению формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Учащимся сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются элементарные (первоначальные) трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; трудовым профессиям.

«Природоведение», «География», «Биология»: предметы из образовательной области «Естествознание» обеспечивают формирование личностных, регулятивных и познавательных учебных действий. В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, жизни растений и животных, строении организма человека и т. д. Обучающиеся учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность учащихся играет психофизического развития, их познавательных интересов. Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу.

Изучение учебных предметов «Мир истории» и «История Отечества» обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных учебных действий. В предмет заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями. Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

 Изучение учебного предмета «Обществоведение» должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Изучение «Обществознания» связано с формированием личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных учебных действий. Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушением интеллекта, создает условия для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

«Социально-бытовая ориентировка»: специфика этого предмета направлена на практическую подготовку учащихся 5-9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития, что обеспечивается через развитие личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных базовых учебных действий. Социально-бытовая ориентировка учащихся имеет логическое продолжение в системе внеурочной деятельности.

В результате изучения курса «Информатики» у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.

«Профильный труд» дает возможность овладения профессией учащимся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). Основными направлениями коррекционной работы служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Формирование личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных учебных действий осуществляется через развитие у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Профессионально­ трудовое обучение занимает наиболее важное место в учебном процессе. На него в учебном плане отводится значительная часть времени, поскольку именно трудовое обучение в максимальной степени способствует успешной социальной адаптации и подготовке учащихся к самостоятельной жизни.

 В процессе обучения и воспитания дети развиваются, приобретают определенные знания и умения, однако продвижение их неравномерно. Это вызвано неоднородностью состава учащихся, которая определяется разными потенциальными возможностями школьников и имеющимися у них нарушениями в психическом развитии и возможности для формирования базовых учебных действий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...