Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Мониторинг базовых учебных действий.




Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения обучения в школе. Но отслеживать процесс формирования БУД необходимо в течение всех лет обучения в начальной школе. Для этого требуется специальная диагностическая процедура – мониторинг БУД.

Цель мониторинга – отслеживание процесса развития и формирования БУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Задачи мониторинга:

Ø определение уровня сформированности БУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе;

Ø отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам;

Ø определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных БУД;

Ø определение успешности работы педагога по формированию БУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.

Данные мониторинга дают завучу начальной школы и директору возможность управления качеством образовательного процесса с учетом обоснованных и объективных показателей.

Периодичность. Мониторинг проводится 1 раз в год, в апреле, и позволяет отследить приращение в уровне сформированности основных БУД начальной школы.

В 1 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре – первичная диагностика, позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле – первый срез мониторинга.

На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.

В качестве основного инструментария отслеживания результатов формирования БУД используются:

· наблюдения за обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности;

· специально разработанные дифференцированные индивидуальные задания предметного или межпредметного характера;

· участие обучающегося в совместных творческих делах, конкурсах. (Приложение 1)

· психологическая диагностика (пакет диагностических оценочных методик). (Приложение 3)

Проведение диагностических процедур отражено в графике, который составлен на основе рекомендаций по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться.

Оценка результатов. В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Применение норм оценки БУД учащихся I-IV классов по учебным предметам вносит единообразие в оценке устных ответов и письменных работ учащихся с учетом их психофизического развития и продвижения в овладении знаниями. Чтобы оценка стимулировала работу учащихся, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

 

1) Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1 балл – смысл действия понимает частично, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, или не воспринимает помощь;

2 балла – смысл действия понимает, выполняет действие по указанию учителя, помощь использует с трудом, с ошибками в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла – способен самостоятельно применять действие после первичной и дополнительной фронтальной инструкции, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя, помощь использует;

5 баллов – самостоятельно выполняет действие в любой ситуации после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с незначительной ошибкой, которую исправляет сам, в помощи педагога практически не нуждается.

2) Оценка динамики сформированности каждого учебного действия (в баллах):

0 –регресс;

1 – отсутствие динамики.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Анализ результатов мониторинга. Предметом анализа могут быть как данные одного ребенка, так и группы детей с близкими результатами. Определенную информацию, важную для построения педагогом образовательного процесса, может дать анализ данных по всему классу. В первом классе мониторинг только начинается. Данные, полученные в результате проведения мониторинговых срезов в конце второго, третьего и четвертого классов, в совокупности с результатами мониторинга первого класса позволят в полном объеме проследить и оценить динамику развития БУД за все время обучения в начальной школе.

Ежегодное отслеживание развития и формирования БУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

Документы, отражающие оценку результатов сформированности БУД:

1) В процессе проведения мониторинга, по мере выполнения детьми учебных заданий полученные данные вносятся в мини-таблицы на каждого ребенка и сводные таблицы. Их необходимо хранить все годы обучения ребенка в начальной школе.

2) Результаты сформированности БУД за каждую учебную четверть и учебный год вносятся в «Лист индивидуальных достижений по формированию базовых учебных действий» (на каждого обучающегося) (Приложение 3).

3) Результаты сформированности БУД по классу отражаются в «Мониторинге уровня сформированности базовых учебных действий обучающихся класса» (составляется один раз в год, апрель).

4) Все вопросы, регламентирующие проведение оценки сформированности базовых учебных действий, отражены в «Положении о системе оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы обучающимися с умственной отсталостью»

 

Приложение 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...