3.2. Комплекс логопедических упражнений по преодолению оптической дисграфии у учащихся 2-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
На основе анализа констатирующего эксперимента мы составили комплекс логопедических упражнений по развитию предметного, лицевого, буквенного гнозиса. В течении трех месяцев 2-3 раза в неделю во второй половине дня проводить 2-3 занятия. Мы разработали занятия с учетом онтогенетического принципа. Работа по устранению оптической дисграфии у учащихся 2-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, проводилась нами по следующим направлениям: I) Развитие зрительного гнозиса. (развивать узнавание цвета, формы, величены предметов, цифр, букв. ) II)Расширение объема зрительной памяти. III)Формирование пространственных представлений. IV)Развитие зрительного анализа и синтеза.
I) Развитие зрительного гнозиса. Здесь мы рекомендуем развивать узнавание цвета, формы, величены предметов, узнавание цифр и букв. Нами были разработаны следующие упражнения: 1) Определи кто спрятался в пруду? Цель: Узнавание наложенных друг на друга изображений. (См. Приложение 15, пункт 1. ) 2) Какая буква спряталась? Цель: Узнать какие буквы изображены. ( См. Приложение 15, пункт 2. ) 3) Закрой игрушку в домике? Цель: Правильно соотнести форму. ( См. Приложение 15, пункт 3. ) 4) Раздай морковку зайчатам? Цель: Правильно соотнести по величине. ( См. Приложение 15, пункт 4) 5) Угадай цифру и ее цвет? Цель: Отгадать последующую цифру и дорисовать нужным цветом. ( См. Приложение 15, пункт 5) II) Расширение объема зрительной памяти. Нами были разработаны следующие упражнения. 1) Узнай, какая карточка спряталась и вспомнить как записать слово? Цель: Определить карточку по счету и правильно написать слово. Предъявляются ученику карточки, он запоминает, затем одна карточка убирается. Ребенок должен вспомнить какая по счету исчезла карточка и записать слово, которое было на ней написано, причем вспомнить как было написано: письменно или печатными буквами. ( См. Приложение 16, пункт 1)
2) Упражнение. Что изменилось? Цель: Узнать кто поменялся местами. Детям предлагаются игрушки: пирамидка, кукла, ведерко, пистолет. Ребята запоминают их расположение. Далее меняют местами куклу и ведерко и спрашивают, что изменилось и как изменилось и т. д. 3) Упражнение. Вспомнить кто спрятался? Цель: Вспомнить через 20-30 минут кто находится под платком и в каком порядке стоят игрушки. В начале урока расставить игрушки: собака, кот, петух, корова. Дети запоминают в каком порядке стоят игрушки и накрывают платком. В конце урока спросить у детей в каком порядке стоят игрушки, записать их ответы на доске, а затем снять платок и проверить. 4) Вспомни и прочитай? Цель: Вспомнить предыдущие слоги, соединить в слово и прочитать. Первый ученик выходит к доске с карточкой, на которой написан первый слог, дети запоминают. Затем ученик отворачивает слог. Выходит второй ученик и показывает на карточке второй слог. Дети вспоминают первый слог, соединяют со вторым слогом и произносят слово. Также, делается и с тремя слогами. Слова записываются в тетрадь. (См. Приложение 16, пункт 2)
III) Формирование пространственных представлений. Здесь мы используем упражнения на ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых сторон, упражнения на ориентировку в окружающем пространстве и по уточнению пространственного расположения предметов и букв. 1) Скопируй позу у сверстника? Цель: Правильно сделать позу. Ребенок делает позу «ласточка», учитель помогает, контролирует. Затем ученики повторяют. Далее учитель помогает делать позу, похожую на буквы: «К», «Т», «П» и т. д. Остальные ученики на примере сверстника повторяют.
2) Выполни позу по картинке? Цель: Правильно выполнить позу по картинке. Учитель показывает детям картинки, на которых изображены позы, а они копируют. 3) Найди и прочитай? Цель: Правильно поворачиваться по инструкции и суметь прочитать. Дети сидят на своих местах. Учитель перед уроком развесил карточки со словами по классу. Затем по инструкции дети поворачиваются: - повернитесь назад и прочитайте, -повернитесь вправо и прочитайте, затем скажите, что получилось и т. д. Далее задание усложнять до 3-4 слов. 4) Найди спрятанную игрушку? Цель: Правильно ориентироваться в пространстве. Ученик уходит из класса, учитель прячет игрушку в определенное место. Ученик входит в класс и по инструкции учителя делает шаги в заданном направлении, а остальные дети контролируют. 5) Посчитай, нарисуй и угадай фигуру? Цель: Правильно отсчитать клетки и ориентироваться на листе бумаги. По инструкции учителя дети отсчитывают заданное количество клеток в определенной стороне листа бумаги и ставят точку. Затем, получается много проставленных точек, и их соединяют, называя изображенную фигуру.
IV) Развитие зрительного анализа и синтеза. Здесь мы используем разбитые слоги с преобразованием их в слова. Нахождение буквы, ее последовательность расположения в представленном варианте букв, сделать заданные буквы из шаблона – овал и палочек. 1) Ромашка. Цель: Придумать слово с заданным слогом. На доске нарисована ромашка, а на каждом лепестке расположен слог. Детям, нужно придумать слова, чтобы там присутствовал этот слог. (См. Приложение 17) 2) Поставь правильно букву? Цель: Найти букву в алфавитном ряду и приставить к ней данную. Детям раздаются листочки с алфавитом и отдельно буквы. Ученики должны найти в алфавите эти буквы и приставить. (См. Приложение 19) 3) Соедини слово? Цель: Правильно соединить слово. На карточке слева расположен первый слог, горизонтально в правой стороне расположен второй слог. Детям нужно соединить слово и записать его. 4) Сделай букву? Цель: Выполнить заданную букву из представленного материала. Ученикам выдают шаблоны – овал и палочки. Ребята должны сделать буквы: «в, д, т, п, к, р» и т. д.
Также нами проводилась работа с учетом обходного пути, поэтому мы широко использовали опору на тактильные и кинестетические ощущения. Для этого нами были предложены упражнения: 1) Прокатывание массажера – «каштан» по нарисованной букве. 2) Ощупывание букв из разных материалов ( бархат, шелк, дерево, пластмасс, картон, объемная из синтепона. ) 3) Делали из теста полотно и на нем выдавливали буквы, затем когда тесто застывало, дети пальчиками обводили контур букв. 4) Сравнивали буквы на кинестетическом уровне. Брали буквы из разных материалов, ощупывали и сравнивали какая буква легкая, очень легкая, тяжелая, очень тяжелая и т. д. Вся работа строилась на индивидуальном подходе к учащимся. Поэтому мы работали не только над изолированном написанием буквы, но и на материале слогов, слов, предложений. 1) Работа на уровне буквы. Дорисовать из овалов буквы прописью: а, б, в, д, ф, ю и т. д. 2) Работа на уровне слога. Написать по точкам и прочитать слоги. (См. Приложение 18) - карандашом обвести продавленные в тесте слоги. 3) Работа на уровне слова. Ученикам раздаются карточки, на которых написаны вертикально слова, а дети должны написать в тетради горизонтально. ( См. Приложение 20, пункт 1) - слова разделить и написать горизонтально в тетради. (См. Приложение20, пункт 2) 4) Работа на уровне предложения. - на доске в виде треугольника висят картинки (девочка, мяч, пирамидка). Учитель сначала приводит пример предложения, а затем дети самостоятельно придумывают предложения. -закончить предложение словом, а слово на картинке. -детям предложить не правильное расположение слов, чтобы они составили предложение. Так как, наша работа строилась с учетом психологических особенностей учащихся 2-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, для которых ведущим видом деятельности остается пока игра, нами были разработаны занимательные стихотворения с изображениями к ним по дифференциации: в - д, т – п, б – д, х – ж. ( См. Приложение21-22)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|