Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.1. Организация и методика проведения эксперимента.




Констатирующий эксперимент проводился на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида №3 Кировского района, г. Красноярска, с учащимися 2-х классов, в период с сентября 2004года по январь 2005 года. Это учреждение основалось в 1969 году, сначала это была просто специальная (коррекционная) школа VIII вида, а затем с нарастанием большого количества сирот, впоследствии образовалась школа-детский дом. Школой разработаны программы «Юный фермер», «Юный эколог». Дети в летнее время выезжают в лагерь, где занимаются приусадебным хозяйством так развивается отношение к труду. Целью программы «Юный эколог» является забота о животных, кормить ухаживать в «Роевом ручье», там же проводится иппотерапия для детей с нарушением координации движений.

Вовремя проведения эксперимента, мы ознакомились с режимом школы, работами с медицинскими картами, личными делами учащихся, провели исследование по особенностям проявления оптической дисграфии у испытуемых. Исследования проводилось на базе двух классов 2«А» и 2«Б». Где были поделены 2«А» - экспериментальная группа, а 2«Б» - контрольная группа.

В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей, из них 15 мальчиков и 5 девочек. Возраст детей 8-10 лет (9 детей – 10 лет, 6 детей – 9 лет, 5 детей – 8 лет).

Все учащиеся были определены в специальную (коррекционную) школу VIII вида по заключению городской психолого-педагогической комиссии и имеют клинический диагноз «нарушение интеллекта легкой степени, F-70»

Почти все дети, принявшие участие в экспериментальном исследовании, имеют серьезные нарушения здоровья: 18 детей – имеют остаточные явления ППЦНС с выраженным гипертензионным синдромом; 5 детей заражены туберкулезом; 7 детей заражены вирусным гепатитом «В»; нарушение осанки имеют 10 детей; косоглазие имеют 4 детей; у всех детей в медицинской карте отмечено ОРВИ, ОРЗ и т. д.

Семьи таких детей 70% - неблагополучные, 30% - составляют неполные и благополучные. Практически у всех детей мотивация к учебной деятельности снижена, т. к. все они имеют негативный отпечаток по отношению к своей неуспеваемости в массовой школе и т. д.

К труду в большинстве случаев приспособлены т. к. участвуют в программе «Юный фермер», «Юный эколог» - им очень нравиться.  

   Для правильной организации коррекционной работы по преодолению нарушений письма у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида мы провели специальное логопедическое обследование.

Методика и приемы проведения обследования направлены на изучение особенностей нарушений письма у учащихся младших классов с нарушением

В ходе работы был использован ряд методов:

I. Обследование начиналось со сбора общих сведений 6 испытуемых, которые записывались со слов матери. Изучалась медицинская и педагогическая документация: заключения специалистов (психиатр, невропатолог, отоларинголог, окулист), заключение медико-педагогической комиссии. По данным педагогических наблюдений давалась краткая характеристика на учащегося (отмечалась устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему дефекту).

Обращалось внимание на жалобы родственников. Записывались данные о

родителях ребенка (возраст, данные о здоровье, профессия, социальные

условия).      

Изучался общий анамнез: уточнялось от какой беременности ребенок, отличается характер беременности (болезни, травмы, токсикозы, употребление алкоголя во время беременности, курение) и протекание родов (досрочное, срочное, стимулированное, наложение щипцов, асфиксия), перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации.

Изучались данные о раннем психомоторном развитии: когда стал держать головку, когда стал самостоятельно сидеть, ходить; поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал); появление навыков самообслуживания.

Речевой анамнез: время появления гуления, лепета, первые слова, фразы; как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно; причины и время отклонения в развитии); с какого времени замечено нарушение речи; речевая среда, в которой рос ребенок; занимается ли с логопедом.

На основе анамнеза общих сведений о ребенке подводился итог о протекании пренатального, постнатального периодов развития, отмечались основные отклонения.

Цель беседы - узнать объем активного словаря, оценить качество произношения звуков, проверить адекватность понимания слов.

Цель объяснения - перед выполнением диктанта дать учащимся чёткие инструкции и пояснить значения непонятных слов, ответить на возникшие вопросы, повторить правила.

Цель наглядных методов - сопровождение объяснения. Это облегчает понимание текста упражнения (диктанта), помогает представить то, о чем говорится в тексте.

Цель наблюдения - следить как с тем или иным заданием справился отдельный участник эксперимента, и какие трудности у него возникали.

Цель анализа письменных работ - анализ всех дисграфических ошибок, выделение и более тщательный разбор ошибок. Констатирующий эксперимент включил в себя четыре серии заданий: 1. Диктант. 2. Задания на исследование предметного гнозиса. 3. Задания на исследования буквенного гнозиса. 4. Задания на ориентировку в собственном теле и пространстве

1. Серия заданий. Диктант.

Цель исследования: выявить специфические ошибки, встречающиеся в письменных работах учащихся.

 Этапы работы:

Первый этап: знакомство испытуемых с текстом.

Учащимся зачитывается весь текст с целью ознакомления школьников с темой предстоящей работы. Разбираются слова трудные в написании (родились, ящик, пищать) и незнакомые ученикам (миска).

 Второй этап: непосредственно диктант.

Учитель диктует по предложению текст, учитывая скорость письма учащихся.

 Третий этап: самоконтроль. После написания диктанта учащиеся сами проверяют свои ошибки, сверяясь с текстом. Исправления делаются цветным карандашом.

Четвертый этап: проверка диктанта логопедом.

Текст диктанта взят умеренной сложности, на уже пройденные правила:

                                                Котята.

У нашей Мурки родились котята. Они жили в ящике. Мать кормила их. Мурка уходила, и котята начинали пищать.

Саша любила смотреть на котят. Мурка не позволяла брать котят из

ящика. Саша приносила Мурке молока и мяса. Котята не могли еще пить

молоко из миски.      

Критерии оценки: каждая ошибка на оптическую дисграфию равняется одному баллу. Затем баллы суммируются.

 

 2. Серия заданий.     

Цель: исследование предметного гнозиса.

 Она включала в себя 5 заданий каждое из которых имеет три пробы.

Испытуемым предъявлялись разные объекты и предметные картинки в условиях постепенного изменения количества информативных признаков: 1) пунктирные рисунки; 2) с зашумленным фоном; 3) наложенные друг на друга рисунки; 4) вписанные друг в друга геометрические фигуры; 5) пунктирные изображения предметов с недостающими деталями.   

Критерии оценки: за каждую выполненную пробу 1- балл, 0- баллов, если проба не выполнена. (См. Приложение 1. )

 

3. Серия заданий.                                                    

Цель - исследование буквенного гнозиса.

Она представляла собой набор из 7 заданий каждое из которых имеет  три пробы.

Испытуемым предлагалось: 1) нахождение буквы, предъявленной зрительно, среди ряда других букв; 2) узнавание букв в условиях зашумления; 3) изображенных пунктирно; 4) в неправильном положении; 5) наложенных друг на друга; 6) правильно и зеркально написанных; 7) нахождение среди сходных по начертанию букв нужной.

Критерии оценки: за каждую выполненную пробу 1-балл, 0- баллов, если проба не выполнена. (См. Приложение 2. )

 

4. Серия заданий.

Цель - исследование оптико-пространственного гнозиса.

Она включала в себя набор заданий, в ходе выполнения которых исследовались следующие способности детей

1) умение ориентироваться в собственном теле.

Инструкция: покажи правое ухо, левый глаз, левый мизинец, правое колено, левую руку;

2)умение ориентироваться в окружающем пространстве.

 

Инструкция: поверни голову вправо, наклонись назад, наклонись в лево, подними правую ногу, покажи кулак- ребро- ладонь.

3) определение своего положения среди предметов.

Инструкция: положи тетрадь справа от себя, встань слева от парты, поставь стул позади себя, принеси ближайший левый стул, встань перед партой.

4) умение ориентироваться на плоскости (на бумаге).

Инструкция: нарисуй в правом верхнем углу солнышко, нарисуй в центре листа мяч, в левом верхнем углу нарисуй звезду, в правом нижнем углу нарисуй квадрат, в левом верхнем углу напиши букву «А».

Критерии оценки: каждый правильный ответ- 1 балл, 0- баллов.

Все подобранные задания для испытуемых были подобраны с учетом возрастных неинтеллектуальных особенностей и позволяли решать цель нашего констатирующего эксперимента. Полученные результаты исследования были подвергнуты качественной и количественной обработке данных. Результаты, полученные в ходе исследования, представлены в следующем разделе работы.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...