Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическая символика и обрядность




Неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизводства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности являются национально-государственные символы и идеалы. Учитывая это, ряд авторов, например Л. Дитмер, даже предлагают рассматривать политическую культуру как «символическую систему». По его словам, «политическая культура - это система политических символов, входящая в более широкую систему, которую можно обозначить термином политическая коммуникация» [40, с.342]. Следуя традиции Т. Арнольда, ряд авторов считают символы цементирующим элементом любой политической системы и лежащей в ее основе политической культуры. Более того, для них «институционализация приверженности общим политическим символам является необходимой предпосылкой образования национального государства».

Символ представляет собой идейную или идейно-образную структуру, содержащую в себе в скрытой форме все возможные проявления вещи, для которой он является обобщенным и неразвернутым знаком. Символ в широком смысле слова - это образ. Он содержит в себе определенный смысл, нераздельно слитый с образом, но ему не тождественный. В структуре символа предметный образ и смысл выступают как два неразделимо связанных друг с другом полюса. Символ характеризуется многослойностью и многозначностью и требует активной умственной или рассудочной работы воспринимающего субъекта. Символ составляет средство общения между людьми, призванное представлять тот или иной объект, социальную общность, идею и т.д.

Символы можно изображать:

· графически, как, например, христианский крест, серп и молот, разного рода гербы и т.д.;

· человеческими фигурами, как, например, Марианна (Франция), Джон Булль (Англия), дядя Сэм (США);

· символически, так символами власти и государства выступают меч, войско, дворцы, правительственные здания (например, Кремль, Белый дом, Уайт-холл, Елисейский дворец).

 

Символы и знаки играют огромную роль в жизни человека, и без них невозможно представить себе практическую и духовную жизнь общества. С помощью символов и знаков люди взаимодействуют друг с другом, и в этом отношении они являются средствами регуляции социального поведения. Это определяется прежде всего тем, что любая информация, воспринимаемая субъектом, представляет собой некоторую совокупность визуальных или звуковых символов. Субъект, воспринимающий эти символы, расшифровывает их в формулах, имеющих для него смысл. Как отмечал О. Шпенглер[263], единство всякой культуры покоится на общем языке ее символики. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. Они строятся на длительной традиции, в которой важное место занимают знамена, флаги и гербы, другие символы и атрибуты государственно-политической самоидентификации. Часть символов формируется спонтанно в процессе жизнедеятельности всех или большинства членов национального сообщества, а другая часть создается и целенаправленно внедряется элитами. Со времени возникновения национального государства политические лидеры создавали и использовали национальные символы, такие как флаги, гимны, конституции, праздники, денежные знаки и т.д., с целью привлечения внимания, интегрирования граждан, стимулирования тех или иных действий. Министр иностранных дел Франции Ламартин говорил в 1848 г.: «Если вы отнимете у меня трехцветный флаг... то отнимите у меня половину мощи Франции как здесь в стране, так и за границей».

Одно из центральных мест среди символов занимают национальные гимны, которые представляют собой официальные патриотические символы или, как пишет К. Серулоу, «музыкальный эквивалент девиза, герба, или флага страны». Как таковые они представляют идентичность или характер нации - ее настроение, желания и цели так, как они сформулированы теми, кто стоит у власти. Гимны, подобно другим национальным символам, становятся чем-то вроде «визитной карточки» нации. Они - современные знаки, с помощью которых народы отличают себя друг от друга или подтверждают границы своей «идентичности» [40, с.342].

Каждая страна имеет свой государственный или нацио­нальный флаг, олицетворяющий ее независимость и суверенитет как полноправного участника мирового сообщества. На фоне государственного флага главы государств (президенты, монархи), вступая в должность, произносят клятву верности стране и народу. Какое бы то ни было оскорбление флага в большинстве стран рассматривается как уголовно наказуемое преступление. Флаг в сочетании с гимном и другими атрибутами государственности во многих странах воспринимается как воплощение нации. Не случайно нередко, когда граждане одной страны хотят выразить свой протест и недовольство действиями другого государства, они прибегают к публичному сожжению его флага.

Как правило, ни одна официальная церемония не обходится без государственного флага. Он водружается на зданиях резиденции главы государства и правительства. В дни официальных праздников государственный флаг вывешивается на общественных зданиях. Он является неизменным атрибутом международных встреч, двусторонних или многосторонних переговоров. Флаги, развевающиеся на флагштоках перед зданием ООН, символизируют страны, входящие в эту международную организацию.

Наряду с флагом символом страны в представлении, как ее граждан, так и иностранцев выступает герб. Часто в качестве центрального элемента гербов используются изображения растений (например, кедр — у Ливана, кленовый лист - у Канады), животные (лев — у Великобритании), птицы (орел - у США, Германии, России). В последних двух случаях аналогии весьма очевидны: стилизованные фигуры льва царя зверей, или орла, царствующего среди птиц, были призваны символизировать мощь и величие страны, непобедимость ее армии и одновременно — верховную власть монарха (главы государства).

В государственном гербе России центральное место за­нимает изображение двуглавого орла. Двуглавый орел - один из древнейших символов власти, силы и мудрости. Орлы в таком качестве предстают уже на документах времен Древнего Египта. В VII в. до н.э. двуглавый орел символизировал объединение Мидийского царства с Ассирией [41].

По данным ряда исследований, в России двуглавый орел появляется среди геральдических символов в XV в. Как полагают историки, изображение византийского золотого орла на красном фоне было заимствовано Русью после женитьбы Великого Московского князя Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. С тех пор российский герб неоднократно подвергался изменениям. В 1993 г. утвержден новый герб Российской Федерации, в котором воспроизведены основные атрибуты традиционного государственного герба Российской империи.

Наряду с девизом, гербом, флагом немаловажное место в национально-государственной символике занимает гимн: он исполняется на официальных церемониях, в дни общенациональных праздников, под его звуки спортсмены получают высшие награды на международных соревнованиях.

Национально-государственные символы и идеалы более или менее тесно связаны между собой, они взаимодополняют и поддерживают друг друга. Идеал не существует сам по себе, а выражается с помощью какого-либо документа, произведения искусства, изречения и т.д. В отношении нашей страны эта задача затрудняется тем, что она в настоящее время переживает, по сути дела, процесс перехода от одной государственно-политической системы к совершенно иной. В такие периоды происходит отказ от старых символов и утверждение новых. Мы являемся свидетелями восстановления таких традиционных российских символов, как трехцветный государственный флаг, андреевский флаг, двуглавый орел и др., которые снова занимают свои места наряду с Московским Кремлем, Красной площадью, храмом Василия Блаженного и другими традиционными символами российской государственности. В этом плане знаменательны похороны первого президента России – Б.Н. Ельцина.

Выразителями национального духа, фактором, способствующим формированию национального самосознания и в то же время воплощением лица страны, могут выступать также места крупнейших сражений, религиозные центры, те или иные города. Не случайно, когда речь идет о вопросах политического характера, под Вашингтоном, как правило, подразумевают Америку вообще или же правительство США, подобно тому, как при упоминании Москвы, Лондона, Парижа имеют в виду соответственно Россию, Великоританию, Францию [41, с.164].

Политические обряды наряду с обычаями и политическими праздниками выступают формами реализации традиций политической культуры. Их цель состоит в том, чтобы при помощи символов и символических действий выра­зить, передать, закрепить традиционные для субъектов политики идеи, идеалы, нормы, вызвать у участников действий определенные чувства, настроения, пе­реживания, создать соответствующую морально-психологическую атмосферу инаглядно-образными средствами отметить важные события политической жизни. К ним относится, например, обрядовое оформление событий националь­ного и государственного значения (манифестации, возложение венков, несение почетного караула, исполнение гимнов, склонение знамени, преклонение коле­на перед знаменем, чествование политических лидеров и т.д.).

Весьма важными средствами политической культуры являются ритуалы, устанавливающие определенные правила поведения.

Политические ритуалы как разновидность обрядов представляют собой исто­рически сложившиеся или специально установленные канонизированные нормысимволических действий, реализация которых почти не допускает каких-либо отклонений и проявлений самодеятельности. К ритуализированным актам относятся, например, вручение верительных грамот, церемонии вступления в должность политических лидеров, принесение присяги и т.д. Система исполь­зуемых в обрядах символов создает устойчивое отношение к политическим ценностям, опосредуя через них действие общественного мнения на индиви­дов. При этом все участники обрядов выступают в роли не зрителей, а действую­щих лиц ритуализированных церемоний [83, с.458].

Немаловажное значение приобретают так называемые политические ритуалы, составляющие важный компонент своего рода "гражданской религии" или "политической религии", характерной для того или иного общества. С помощью таких ритуалов, например церемонии инаугурации президента США или коронации королей в Англии, простые смертные превращаются в президентов и монархов. Коронация представляет собой религиозную церемонию, осуществляемую в Вестминстерском аббатстве под руководством архиепископа Кентерберийского, а президент США, вступая в свою должность, произносит свою клятву на Библии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...