Национальный характер и политическая ментальность
Для анализа политической культуры целесообразно использовать понятие национального характера. Несмотря на императивно-публицистическую нагрузку, несколько затрудняющую его нейтральное применение, данное понятие помогает синтетично охватить три исследовательские сферы: историко-культурную традицию, общественно-политическую практику и индивидуальный образ мышления. В известном смысле национальный характер можно трактовать как наиболее распространенный в данном народе тип личности или, в более динамичном понимании, наиболее распространенный тип поведения. Через свободную аналогию с характером индивида национальный характер можно рассматривать как комплекс типичных образцов поведения, складывающийся на основе импульсов и традиций, регулирующих поведение нации на протяжении длительного срока. По мнению Ю.В. Ирхина, изучение национального характера и традиций, несомненно, является существенной предпосылкой для понимания политической культуры любого народа[83, с.464]. При анализе политической культуры целесообразно учитывать политический менталитет ее носителей. Ментальность (от англ, mentality, фр. mentalite—«склад ума», «мироощущение») представляет собой: · глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; · совокупность устойчивых, распространенных в социальной группе интеллектуально-психологических установок и представлений, выражающих особое, своеобразное видение (осознание) принадлежащими к ней людьми окружающих реалий и ориентирующих социальное поведение индивида; · единая, синкретическая форма осознания социальной и политической системы, которая формируется в результате воздействия всех жизненных факторов на массив коллективного сознания и выражает актуальные для данного сообщества ценности.
Ментальность: · выражает характер, стиль, способ группового мышления и восприятия социальной жизни; · влияет на состояние умонастроений и устойчивых ориентации членов социума, характер их отношений, поведение и деятельности; · не имеет четко выраженных границ: на него могут влиять элементы обыденного, мифологического или религиозного сознания, осмысливающего политические реалии в форме стереотипов, локально-актуальных ценностей; · определяет восприимчивость классов, народа, нации и иных общностей и групп типу идеологий, культурных норм, политических ценностей и т.д.; · обладает способностью оказывать относительно автономное воздействие на социальное поведение соответствующих групп, их представителей; · обеспечивает (доминирующий в обществе) политическую преемственность, социальное единство на основе традиций, ценностей и идеалов; · неустойчив в переходных обществах: старые ценностные ориентации разрушаются, новые находятся в стадии становления либо иллюзорны. По мере развития общества и его структур, влияния международных факторов в менталитете происходят соответствующие изменения [83, с.458].
Мифы и стереотипы
Даже самый точный и скрупулезный анализ социально-экономических, политических и иных интересов различных категории населения, мер и решений, законов и реформ, принимаемых и осуществляемых государством, партиями или политическими деятелями, без учета человеческого фактора не может дать правильного представления о реальных механизмах, мотивах и сущностных характеристиках политического процесса. Экономический интерес не единственный определяющий фактор всех сторон и проявлений человеческой жизни, в т.ч. и в политической сфере. Ведь человек — существо не только экономическое и политическое, но и социокультурное. Рациональные элементы в его сознании и поведении тесно переплетаются с эмоционально-волевыми и национально-психологическими, человек живет в мире традиций, мифов и легенд.
Естественно, материальные интересы социальных слоев, классов и групп представляют собой могущественный фактор развития общественно-исторического процесса. Однако такие качества, как патриотизм, дружба, преданность семье, забота о больных и стариках, инвалидах, а также мифы, стереотипы, обычаи и традиции тоже играют значительную роль в определении содержания и направленности интересов и политического поведения людей. Человеком движет не только рациональный выбор, расчет, соображения выгоды, материальный интерес, но вера и убеждения. Они передаются от поколения к поколению и далеко не всегда подвержены рациональному истолкованию. Наивно считать простыми заблуждениями мифы и верования и полагать, что они рассеиваются в свете объективной информации. Мифы не поддаются разрушению с помощью рациональных аргументов, и потому вполне правомерна их оценка как ненаучного знания или как полуправды. Для политических мифов, естественно, характерна непосредственная связь с политической реальностью: они призваны оправдывать ход событий, обеспечивать уверенность людей в правильности осуществляемых политических акций. Установить истинный смысл и содержание общественной политической жизни можно лишь в том случае, если изучается не только сама объективная реальность, но и область мифологического, традиционного, оказывающая значительное влияние на формирование основных представлений людей об окружающем их мире. В современных условиях ряд важнейших социальных и политических проблем в обществе имеет социокультурное измерение и правильно оценить политическое поведение людей в той или иной конкретной ситуации невозможно без учета состояния нравов, социально-психологической атмосферы, национальных отношений, уровня религиозности населения [41, с.164]. Помимо чувств и переживаний эмоционально-психологический компонент политической культуры включает элемент, являющийся важнейшим фактором вовлечения в политику широких народных масс. Это — миф, в основу которого положена абсолютная вера в то, что при достижении поставленных политических целей будет достигнуто идеальное состояние общества. Испанский политолог Л.С. Санистебан [206] подчеркивал, что каждое крупное политическое движение порождает свой миф, принимаемый как надежда, наполняющая смыслом коллективное действие. Миф воодушевляет и сплачивает политических лидеров и народные массы. Он является постоянно действующим мотивом коллективного поведения людей в политике.
Политический миф — это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. В многочисленных исследованиях, посвященных политическому мифу, раскрываются социальные и психологические предпосылки его возникновения. Мифология, в т.ч. и политическая, возникает тогда, когда группа или большая часть общества сталкиваются с новыми, непонятными и неподконтрольными ей явлениями, несущими в себе явную или тайную угрозу ее существованию. Именно поэтому расцвет мифотворчества наблюдается в периоды социальных катастроф, глубинных кризисов общества, войн, революций и т.п. С психологической точки зрения творение мифа связано с невозможностью логически объяснить происходящие радикальные перемены и обусловленным этим защитным возвратом индивида к раннему жизненному опыту восприятия окружающего мира и взаимодействия с ним. Значительный интерес представляет также интерпретация мифа аналитической психологией К. Юнга[270], согласно которой миф является проекцией коллективного бессознательного (архетипов) на те или иные реальные объекты. В определенных критических ситуациях возможна активизация, оживление архетипов, и тогда их перенос на социальные и политические объекты становится источником коллективных мифов. Основными свойствами любого мифа, в том числе и мифа политического, являются:
· полиморфность – один и тот же набор символов может присутствовать в разных мифах, а одна и та же тема мифа может иметь разную направленность и различное эмоциональное восприятие; · ограниченность — миф использует ограниченное число символов, но в мифах возможны их многочисленные комбинации; · отвлеченность — миф не соотносится с эмпирической действительностью; · фундаментальность веры — миф опирается на допущения, не требующие их проверки и независимо от их истинности; · статичность — миф не соотносится с историческим и социальным временем, он живет в своем собственном временном измерении.
Политические мифы, закрепившиеся в массовом сознании людей, можно рассматривать как набор представлений, опирающихся, главным образом, на эмоциональную почву. Можно утверждать, что политический миф — это регулятор политических отношений. Он выполняет свои функции на двух уровнях. На индивидуальном уровне мифические убеждения проявляют следующие качества: · существенно воздействуют на жизнь людей; · основываются на вере; · опираются на общественные авторитеты; · навязываются группой; · необоснованны (иррациональны); · недоступны для верификации под воздействием опыта.
На уровне социальной группы политический миф выполняет интегрирующую функцию по отношению к данной общности. Миф дает индивидууму возможность идентифицировать себя с целями и ценностями, выводящими его за сферу его повседневного опыта, определяя его нахождение в более широком пространстве социально-политических отношений (индивид-нация, индивид-государство, индивид-класс) [183а, с.74]. Из всех возможных сюжетов политического мифа можно выделить четыре классических темы: о заговоре, о золотом веке, о герое-спасителе, о единстве. Миф о заговоре истолковывает негативно воспринимаемые явления как результат тайного действия сил тьмы. Это могут быть «враги народа», агенты тайных спецслужб и сект. Скрытные действия представителей этих коварных организаций обязательно направлены на завоевание или уничтожение группы, общества, государства. Поскольку заговор творят демонические силы, противостоять им можно, используя любые средства борьбы. Миф о золотом веке либо призывает вернуться к «истокам» в светлое прошлое, где царили любовь, равенство, братство, где мир был прост и понятен, либо зовет в светлое будущее, рассматривая предыдущие периоды как «предысторию», существование которой оправдано лишь в той мере, в какой она подготавливала это идеальное будущее. Миф о герое-спасителе наделяет конкретные персонажи харизматическими чертами. Герой должен обладать даром пророка, непревзойденным талантом полководца-воителя, высочайшими моральными качествами и т.п.
Миф о единстве основан на противопоставлении «друзья» – «враги», «свои» — «чужие», «мы» — «они». Они или, иначе, враги — причина всех наших бедствий и несчастий. «Они» стремятся отобрать «наши» ценности и потому спасение в единстве и противостоянии «им» [187, с.262]. Особенностью современного политического мифа стало, по выражению немецкого философа Э. Кассирера[92], создание «техники» «производства» новых мифов. Уже не только бессознательное, но и мастера мифотворчества создают новые и новые мифы. Политические мифы тесным образом переплетены с определенными знаниями и представлениями о социальной действительности. Хотя они не в состоянии обеспечить научную основу представлений об образах реального мира, однако политические мифы способны компенсировать недостаток научных знаний в политической сфере на основе эмоционально-психологических механизмов. Апеллируя к эмоциям и вере, национал-социализм в Германии создал миф о расовом превосходстве арийской нации, фашизм — о новой Римской империи как идеальном сверхгосударстве, социализм — о возможности построения социально однородного, бесклассового общества. Каждое достаточно крупное движение для того, чтобы привлечь широкие массы в политику, убедить их в правоте своего дела, воодушевить на подвиг, облекает поставленные цели в формы мифа. Мифотворчество присутствует в любом политическом действии, куда вовлечено большое число людей [188, с.146]. Отсюда нацеленность на манипулирование общественным мнением с помощью создания удобных политических мифов, пригодных для общего пользования. К наиболее распространенным в развитых странах современным политическим мифам относят следующие: · об эгоистической природе человека и его склонности к приобретательству; · об отсутствии там социальных конфликтов и эксплуатации; · об индивидуальной свободе и личном выборе граждан; · об объективности действий государства и СМИ; · о плюрализме СМИ.
Развитие СМИ облегчает распространение и пропаганду мифов, и манипуляция сознанием приобретает угрожающие размеры. А.Л. Горелов считает, что правящей элите не нужно, чтобы подлинно свободные люди участвовали в принятии политических решений, но ей выгодно, чтобы люди думали, что они свободны и сами решают свою судьбу. От того, насколько удается внушить это массам, зависит прочность власти элиты и стабильность управляемого ею общества[52, с.304] В политической жизни устойчивы только те политические представления, которые принимают форму образцов или стереотипов, вошедших в привычку людей и ставших неотъемлемой чертой их мышления. И независимо от того, являются эти представления правдивыми или ложными, человек (носитель политической культуры) воспринимает их как истинные. Они существенным образом оказывают влияние на развитие политического процесса. Стереотипы представляют собой упрощенный, схематизированный образ социальных, политических объектов или событий, явлений. Они обладают большой устойчивостью и включают явные или скрытые признаки этих явлений. Политические стереотипы, естественно, отражают реальность, но воспринимается она чаще всего чувственно, эмоционально. Принципиально важное значение имеет тот факт, что стереотипы формируют чувство политической идентичности с группой. Стереотип не только деформирует образ общественных явлений, но и суммирует мнение данной социальной группы. Политический стереотип — это упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политических объектах. Его отличительными чертами являются: · персонификация событий (причина тех или иных явлений связывается с деятельностью конкретного лица или определенной группы); · сильная эмоциональная окрашенность в восприятии и интерпретации событий (как правило, резко негативное или резко позитивное отношение к чему-либо или кому-либо); · иррациональность (обычно факты, противоречащие стереотипу, не замечаются или с негодованием отвергаются); · устойчивость (стереотип статичен, долговечен, он не подвержен изменениям и способен к самосохранению даже в радикально меняющейся ситуации).
Как правило, в политических стереотипах суммируется в упрощенной и деформированной форме опыт какой-либо группы. В обыденном сознании стереотипы могут заменять знания о политических объектах, значительно упрощая процесс ориентации, выработки и принятия решений в сложном и противоречивом мире. Стереотипы способствуют формированию политической идентичности, разделяя социальный и политический мир по оси «мы» – «они», «свои» — «чужие», «друзья» — «враги», «хорошие-плохие» [187, с.262]. Например, в народе дооктябрьской России устойчиво бытовало представление о деятельности царя как о высшей справедливости. Все несправедливости, существовавшие в государстве, относились на счет чиновников, местных властей и даже придворных вельмож, но царь представлялся всегда правым и милосердным. Народ в своем большинстве твердо в это верил. Так было и в период правления Сталина. Лишь немногие видели в проводившихся репрессиях вину его самого лично. А в основном винили его окружение и органы НКВД. Не говоря уже о периоде Великой отечественной войны, когда почти никто не допускал мысли о вине Сталина в наших поражениях первых месяцев войны. Существовало устойчивое представление о правоте Сталина во всем — большом и малом. Только благодаря политике Н.С. Хрущева, граждане СССР узнали, что эти представления были неправдивыми [38]. Политические стереотипы – это политические установки (ориентации), - это предрасположенность, отношение субъекта к политическим явлениям, к определенным моделям политического поведения под влиянием традиций, исторической памяти, мотивов, норм, чувств. Политическое поведение — это практическое взаимодействие человека, социальной группы с политической средой. Политическая установка и политическое поведение существуют в органическом единстве. Существует несколько оснований, по которым можно классифицировать политические стереотипы. По отношению к различным видам политической деятельности выделяют установку на: · политическое отчуждение, означающую неприятие всего, что связано с политикой; · политически пассивное поведение, выражающуюся в том, что человек не чувствует себя и не стремится быть субъектом. К социальным переменам, происходящим в обществе без его усилий, он относится положительно; · политически активное поведение, которое может осуществляться как в рамках традиционных политических организаций и структур, так и способствовать возникновению новых.
Другим основанием для различения политических стереотипов является отношение к средствам политической деятельности. Здесь выделяют политический радикализм и реформаторскую ориентацию. Политический радикализм нацелен на форсирование событий, выбор жестких средств политического действия. Формой его существования является экстремизм. Реформистская установка означает приверженность к постепенным, поэтапным изменениям. Объектами, на которые направлена установка субъектов, является политическая система в целом, текущий политический процесс, политический режим, отдельные партии, политические лидеры, политические ценности, нормы, сам субъект как участник политического процесса. Если обратиться к показателям, характеризующим установки субъекта на политическую систему, т.е. страны с устойчиво позитивным отношением граждан к политической системе, это проявляется в наличии у населения интереса к политике, информированности о политических событиях, процессах, в положительной оценке конституции, флага, гимна. Как уже говорилось выше, политическая культура не ограничивается элементами сознания. Ее установочно-поведенческий компонент содержит набор политических действий как практическое отношение субъектов политического процесса к политической системе, к самому этому процессу и друг к другу. Политическое поведение обусловлено политическим сознанием и уровнем развития общества в целом. Оно находит свое проявление в политической деятельности людей и тем самым обнаруживает уровень их политической культуры на практике [187, с.148].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|