Критериальный подход к дифференциации политических культур
А.Г. Грязнова в основу типологии [107, с.256] положила отличительные черты политических культур, не дифференцируя их по важности. Первый критерий — степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. На этом основании выделяются два типа политической культуры: интегрированная (однородная) и фрагментарная (разнородная). Интегрированная политическая культура характеризуется: тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны; низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием гражданских процедур в разрешении конфликтов; лояльностью по отношению к существующему политическому режиму. Здесь особенно сказывается влияние экономических факторов. Политическая стабильность поддерживается высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом, который выступает социальной основой политической стабильности. Примером такого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо, благосостояние и стабильность, широкое участие граждан в политическом процессе, представительность органов власти, традиции. Непреходящее значение для граждан Великобритании имеют представления о своей стране как о содружестве, мировой державе, социальном государстве. Англичане гордятся тем, что их страна имеет высокую степень экономического развития, высокий доход на душу населения, практически полную грамотность. Далеко не последнюю роль в достижении такого уровня развития общества сыграла национальная политическая культура. Этот пример отчетливо показывает характер взаимовлияния экономических и политико-культурных факторов.
Фрагментарная политическая культура характеризуется отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между отдельными группами, лояльности к государственным структурам. Этому типу политической культуры присущи такие черты, как высокая степень конфликтности, применение насилия, отсутствие общепризнанных эффективных процедур улаживания конфликтов, нестабильность правительств. В качестве примера такого типа политической культуры можно привести политическую культуру Италии. На ее фрагментарность оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время, разительное отличие региональных политических субкультур северных и южных областей. Второй критерий выделения типов политической культуры — базовые ценности, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе. В соответствии с данным критерием выделяются следующие три типа политической культуры. Культура высокой гражданственности. Базовой ценностью в этом типе политической культуры является человек с его потребностями и интересами. Политическая система в целом и все ее структурные элементы носят демократический характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока политическая активность участников политического процесса. Элитарная политическая культура. Для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, которую ставит политическая элита. Основная часть общества отстранена от решения политических проблем, уровень политической активности низкий.
Архаическая политическая культура. Главная ценность носителей данного типа культуры — интересы этноса, к которому они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности. Третий критерий дифференциации политической культуры — характер поведения людей в той или иной политической системе. Этот критерий позволяет выделить два типа политической культуры: подданническую и гражданственную. Подданническая политическая культура характеризуется повиновением, подчинением, исполнением со стороны участников политического процесса, которые по сути превращаются в объекты принуждения. Для гражданственной политической культуры характерны участие людей в принятии решений, наличие возможностей и права выбора и контроля властных структур. Четвертый критерий для типологизации политической культуры — ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы. История общества знает два основных регулятивных механизма — рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры — рыночный или бюрократический. Рыночная политическая культура есть культура, рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разновидность бизнеса, сам политик — или «товар», или «бизнесмен». Политические решения — результат «торговой сделки». Эта культура ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, высшей целью являются частные (реже групповые) интересы. Государство и другие политические структуры рассматриваются и оцениваются как средство реализации интересов. Бюрократическая (этатистская) политическая культура — это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами. Рациональность воспринимается как организованность (или «порядок») и бюрократизированное управление.
В основании типологии политических культур могут лежать достаточно приземленные факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба [2]), типов ориентации граждан в политической игре (в частности моралистских, индивидуальных или традиционных — Д. Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость (бездискурсивность) политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шванценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр), общекультурные поведенческие особенности человека (М. Даглас) [199].
Марксистская типология
В основе марксистского подхода лежит классовый и формационный принцип. Согласно ему выделяют крестьянскую, пролетарскую, буржуазную, мелкобуржуазную и т.д. политическую культуру или политическую культуру общественно-экономических формаций: рабовладельческого общества, феодального, буржуазного, социалистического. Политическая культура определялась ими через политические действия. В марксистской концепции подчеркивались достоинства политической культуры рабочего класса как исторически прогрессивного, а также его союзника в лице трудового крестьянства. Содержание политической культуры в эпоху социализма сторонники данной концепции видели в способности трудящихся подняться «до самостоятельного участия не только в голосованиях и выборах, но и в повседневном управлении» (В.И. Ленин [115]). Структура политической культуры социализма рассматривалась как сплав классово ориентированного политического сознания (идеологии) с правосознанием отдельных граждан. Эта политическая культура, по мысли советских политологов, выражалась в практической деятельности по строительству нового общества. Упрощенная модель классовой политической культуры строилась на основе признания возможности всеобщего участия населения в политике, взаимозаменяемости политических ролей и функций, которые могут выполняться каждым индивидом.
Основным недостатком концепции является упрощенное понимание процесса политической социализации, недостаточное внимание к изучению и учету сложной взаимосвязи переменных, влияющих на формирование политических ориентации, включая индивидуальные воззрения и переживания. Политические предпочтения автоматически не вытекают из материальных основ жизни, жестко не детерминируются господствующей идеологией и не «вносятся в сознание» индивида исключительно средствами пропаганды. Наличие этих изъянов в концепции обусловили существенные расхождения ее выводов с мировыми тенденциями политического развития [155, с.322]. Наиболее разработанную классификацию политических культур на основе данного подхода выполнил польский политолог Е. Вятр[39]. По его мнению, рабовладельческому и феодальному обществу соответствует тип традиционной политической культуры, характеризующийся признанием священного характера власти и традиции в качестве регулятора политических отношений. В рамках данного типа политической культуры ученый выделяет племенную, теократическую и деспотическую разновидности, которые могут различным образом сочетаться друг с другом. В буржуазном обществе Е. Вятр выделяет два основных типа политической культуры: демократический и автократический. Первый характеризуется высокой активностью граждан и их широкими политическими правами. Второй тип политической культуры в качестве идеала государства признает сильную и неконтролируемую власть, ограничивающую демократические права и свободы граждан.
Типология Алмонда и Вербы
Типология политической культуры, предложенная в 1963 г. американскими учеными Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» [2], считается классической. Изучив политическую жизнь пяти стран — США, Англии, Германии, Италии, Мексики, они высказали гипотезы относительно важнейших типов политических культур, характерных для данных государств. Исследователи выделили три «чистых» типа политической культуры, взяв за основу классификации ориентации субъектов политического процесса: · патриархальный (провинциалистский); · подданнический; · активистский (политическая культура участия, или партиципаторная).
Патриархальная политическая культура характерна для социальных общностей, единовластно управляемых вождями, шаманами, олицетворяющих в себе единство религиозных, социальных и экономических ролей. Политические интересы членов сообщества не выходят за рамки своего племени, деревни или района, а значит, местные вожди и подданные совершенно безразличны к политическим институтам, центральным властям. Знаний о политике у них нет, политическая информация сообщество не интересует. Поэтому у личностей с патриархальной культурой нет никаких ожиданий, связанных с политической системой.Этот тип политической культуры встречается у отсталых племен, хотя, к примеру, китайская политическая культура и культура ряда развивающихся стран содержат немало элементов патриархального типа. Второй «чистый» тип политической культуры — подданнический. Он отличается сильной ориентацией граждан на политическую систему, но слабой степенью личного участия. Человек с такой культурой имеет о ней определенные представления, негативное или позитивное отношение. Здесь личность уже ориентирована на политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в то же самое время опасается санкций с ее стороны. Представление о возможностях влияния на систему отсутствует. Носитель подданнической культуры не склонен принимать участия в политической жизни, не готов к активному взаимодействию с властью, и подчиняется ей в силу традиций или страха. Этот тип политической культуры сформировался в условиях феодального общества, когда существовала жесткая иерархия отношений между разными «этажами» политической системы. Согласно традиции, нижестоящие подданные должны были с почтением относиться к вышестоящим. Во многих политических культурах и до настоящего времени присутствует подобная «почитательная» модель отношений. Третий «чистый» тип — активистский — отражает сильную ориентацию индивидов на существующую политическую систему независимо от положительной или отрицательной ее оценки и активное участие в политической жизни общества. Граждане стремятся играть существенную роль в политике, активно влиять на все стадии политического процесса. Граждане умело артикулируют свои интересы и оказывают влияние на процесс выработки политики через выборы, группы интересов, партии. В то же самое время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым решениям. В реальной жизни «чистые» типы политической культуры не встречаются. Как правило, в действительности происходит смешение «чистых» типов и образование патриархально-подданнического, подданническо-активистского и патриархально-активистского типов политической культуры. Эти смешанные формы, по мнению американских ученых, преобладают в истории различных обществ. Особое внимание Алмонд уделил трем типам таких комбинаций. Демократической индустриальной политической системе, как правило, 60% индивидов являются представителями активистской культуры, 30% — подданнической, 10% — патриархальной; в авторитарной переходной системе соответственно — 30, 40 и 30%; в демократической доиндустриальной — 20, 20 и 60%. Указанные пропорции, конечно же, условны, но они характеризуют соотношение различных типов политических культур в разнообразных обществах. Демократической индустриальной политической системе, по Алмонду, соответствует гражданская политическая культура смешанного характера. Автор концепции гражданской культуры утверждает, что она опирается на античную традицию «смешанного правления», представителями которой являлись Аристотель, Полибий, Цицерон. Этот тип культуры предполагает наличие: · трех фрагментов политической культуры в обществе (патриархального, подданического и активистского); · наличие качеств подданных и патриархалов даже у активных участников.
Алмонд и Верба подчеркивали, что патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность и политическое участие индивида, обеспечивая тем самым устойчивость и стабильность демократической политической системы. Таким образом, «идеальный гражданин» должен стремиться оказывать влияние на власть и в то же самое время сохранять к ней лояльность. Основными чертами гражданской политической культуры являются: · консенсус относительно легитимности политических институтов; · терпимость по отношению к другим ценностям и интересам; · компетентность.
Это черты нормативной модели политической культуры. Утопичным оказалось предположение о всеобщем участии граждан в политике. «В идеальной культуре гражданственности, — замечают они, — активность и вовлеченность граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия». Итоги обследования выявили «несовершенство» и «неидеальность» американской и английской моделей политической культуры, несмотря на то, что до исследования авторы наделяли их статусом самых развитых культур. Так, носитель культуры гражданственности по их предположениям характеризовался целым рядом достоинств: · осознанно оценивает деятельность национального правительства как положительную для себя лично; · проявляет высокий интерес к работе правительства и хорошо осведомлен в этой области; · обладает чувством гордости за политические институты своей нации; · рассчитывает на оказание ему внимательного отношения со стороны официальных лиц; · с желанием обсуждает вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых; · открыто и лояльно выражает оппозиционные настроения; · с удовольствием участвует в общенациональных политических мероприятиях, например, кампаниях по выборам; · компетентно оценивает правительственную политику и считает своим долгом оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан; · грамотно использует правовые установления в целях успешного противодействия актам произвола; · верит в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.
В результате проведенного опроса «идеальная модель» политической культуры натолкнулась на реальные политические позиции граждан пяти обследованных стран. Так, воздействие правительства на их повседневную жизнь полностью отрицали 11% опрошенных американцев, 23% англичан, 17% западных немцев, 19% итальянцев, 66% мексиканцев. Регулярно интересуются политическими событиями 27% американцев, 23% англичан, 35% западных немцев, 11% итальянцев, 15% мексиканцев. «Посмешищем и глупостью» выглядят избирательные кампании в глазах 58% опрошенных американцев, 37% англичан, 46% западных немцев, 15% итальянцев и 32% мексиканцев. Если сравнить эти данные и данные о характере ориентации на политическую систему граждан в развитых европейских странах в 1985 г., то есть 20 лет спустя, то можно установить следующую картину: «недовольство тем, как действует демократия» высказали 43% англичан, 48% французов, 38% голландцев, 45% ирландцев, 72% итальянцев. Естественно, следует учитывать, что и уровень притязаний граждан значительно вырос. Высказанное же негативное отношение к существующей демократической политической системе и развитых странах не мешает ей оставаться самой стабильной и социально эффективной [155, с.323]. Типология политической культуры, предложенная Г. Алмондом, неоднократно подвергалась критике. Ее критиковали, · во-первых, за чрезвычайно абстрактный характер; · во-вторых, за америкацентризм, так как за термином «гражданская культура» просматривалась вполне конкретная культура — культура американская; · в-третьих, за то, что вся западная культура в предлагаемой концепции выглядела весьма однообразно, в то время как существовали серьезные различия между политическими культурами западных стран, · в-четвертых, за «статичный» характер политических ориентации.
Критика концепции политической культуры Г. Алмонда за преимущественно психологическую трактовку феномена не умаляет ее революционного влияния на политическую науку. Введение идеи политической культуры в политологический анализ позволило сформулировать универсальный объяснительный принцип: конечной причиной политики конкретного общества является система его политической культуры. Тем самым был дан толчок развитию сравнительной политологии. В контексте концепции политической культуры оказалось возможным объяснить различную эффективность схожих политических институтов, действующих в разных странах. Она объясняется доминирующей в обществе политической культурой, уровнем ее однородности. Это позволило Г. Алмонду выделить по характеру культуры четыре типа политических систем: · англо-американские политические системы, характеризующиеся гомогенной и секуляризированной политической культурой; · континентальные западноевропейские системы с фрагментарной политической культурой, состоящей из смешанных политических субкультур; · доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы с дифферецированными политическими культурами; · тоталитарные политические системы с гомогенной политической культурой, «гомогенность в которых искусственна».
Например, при всей автономности участников политического процесса в Великобритании стабильность и эффективность политической системы объясняется приверженностью граждан одним и тем же политическим ценностям — традиционализму, элитаризму, индивидуализму, политической лояльности, законопослушанию, политическому активизму и викторианским ценностям [155, с.324]. Не менее важно и то, что определение политической культуры через совокупность политических ориентации позволяет логически различать переменные величины политических взаимодействий и дает возможность измерить их качественные и количественные параметры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|