Типология по принципу активности
Типологию политической культуры, учитывающую изменившуюся к концу XX в.композицию культур, предложили голландские исследователи Ф. Хьюнкс и Ф. Хикспурс. Совокупность типов политической культур они подразделили на две основные группы: пассивные и активные культуры. Ученые провели сравнительные исследования в США, Великобритании, Западиной Германии, Италии, Мексике (1990) и России (1996). Их результаты позволили выявить долю каждого типа в структуре политической культуры страны [189, с.294]. Они исходили из того, что при типологизации политической культуры необходимо учитывать такие индикаторы, как: · интерес индивидов к политике (или политический интерес); · установки в отношении политической системы (про- или антисистемные ориентации); · политическое доверие к государственным институтам и чиновникам; · ориентации относительно «выхода» системы; · оценки возможностей личного участия в политической жизни и воздействия на политику, т. е. политическая активность.
К пассивным типам они отнесли уже известные политические культуры из типологии Алмонда и Верба (патриархальная и подданическая), а также новую подгруппа типов, названная «культурой наблюдателей». Последняя отличается от первых двух более высоким уровнем субъективного политического интереса к политическим явлениям. Общей характерной чертой всей группы этого типа является политическая апатия. К активным типам относятся следующие политические культуры: · протестная, характеризующаяся низким уровнем политических интересов и доверия власти; · клиентистская, отличающаяся низким уровнем политических интересов, но высоким доверием к власти;
· автономная, определяющаяся средним уровнем политических интересов и низким уровнем политического доверия; · гражданская, характеризующаяся средним уровнем политических интересов и высоким уровнем доверия к власти; · партиципатная (участие), отличающаяся высоким уровнем политических интересов и низким уровнем политического доверия; · гражданская партиципатная, выделяющаяся высоким уровнем субъективных политических интересов и высоким уровнем политического доверия [203, с.191].
Общей характерной чертой этой группы является высокий уровень участия в политике, убежденность людей в своей возможности реально влиять на принятие политических решений.
Типология Панарина
А.С. Панарин [170, с.328] пришел к выводу, что по сей день остающаяся столь влиятельной классификация культур, предложенная американскими политологами Г.Алмондом и С.Вербой, уже не является адекватной. Во-первых, она игнорирует реальности современного глобального мира, мгновенно втягивающего в современность все мировые культуры, не дожидаясь их естественноисторической эволюции в каком-то заранее заданном, "формационном" направлении. Во-вторых, она недооценивает вызов никем незапрограммированного, непредопределенного и непредсказуемого будущего, перед которым все культуры могут равным образом оказаться "не совсем приспособленными" и принуждаемыми к более или менее адекватной реконструкции. В-третьих, она исходит из старой этнографической посылки относительно целостности типов национального культурного опыта, тогда как сегодня нации раскалываются по культурному признаку и выделяют культурные типы, отличающиеся разными способами сборок трех типов времени (прошлого, настоящего и будущего) и разными стратегиями освоения будущего. Он предложил следующее определение поля культурного выбора в современной политике:
· экономикоцентризм - как выбор, дающий соответствующий (экономико-центристский) тип политической культуры; · этноцентризм - как выбор, дающий этноцентристскую политическую культуру; · социоцентризм - как выбор, дающий социальноориентированный тип политической культуры.
Экономико-ориентированный человек ставит во главу угла материальные ценности, которые он получает в результате своей деятельности, а все остальное считает второстепенным. Его успехи главным образом материального характера — высокая зарплата, дивиденды; его неудачи определяются недостатком материальных благ. Здесь провинциализм особого рода — уход в экономико-центризм, как в «провинцию». Представителю такой культуры нет дела до политической борьбы, если она не приносит непосредственных материальных благ. Экономико-ориентированным может быть и политик, если рассматривает политическую борьбу и свой успех в ней как способ увеличить материальное благосостояние. В этноцентристской политической культуре главной мотивирующей ценностью является не развитость, а этническая «самостийность». Наиболее вдохновительные мотивы связаны не с проектом будущего, ожидающего всех, а с культурной памятью, в которой находит свой «дом бытия» данный конкретный этнос, пуще всего боящийся обезличенности и растворения в более масштабной общности суперэтнического типа». Примерами такого типа политической культуры могут служить современный религиозный фундаментализм и стремление к национальной обособленности. Эти два типа политической культуры — крайности обезличивающего глобализма и местного этноцентризма. Как писал Н.С. Трубецкой, «между чересчур конкретным народом и чересчур отвлеченным человечеством лежит понятие «особый мир». Совокупность народов, населяющих хозяйственно самодовлеющее (автаркическое) месторазвитие и связанных друг с другом не расой, а общностью исторической судьбы, совместной работой над созданием одной и той же культуры или одного и того же государства...» [228, с.441]. В противоположность экономико-центризму и этноцентризму социоцентризм «означает владение таким механизмом, который, вместо того чтобы разрывать экономику, культуру и мораль, позволяет осознавать их взаимозависимость в рамках нерасторжимого целого, называемого социальностью». Эта целостность позволяла возникнуть великим цивилизациям: «Великие суперэтнические общности, ныне разрушаемые глобалистами и этноцентристами, отстаивали ценности и воодушевительные смыслы не на этническом, а на гражданском уровне».
Социоцентристская политическая культура является солидаристской, космоцентристской и этикоцентристской, она отождествляет онтологию и этику. Она сменяет модель космоса как кладовой ресурсов на модель органического, живого космоса Он открывает культуроценозы — невидимые целостности, скрепленные подобно биоценозам в природе тонкими взаимоподдерживающи-ми нитями любви, доверия, самопожертвования, социальной солидарности, сострадательности, сотрудничества и ответственности. Данный тип политической культуры близок к демократии участия и объединяет «не наиболее приспособленных, а наиболее совестливых и чувствительных к проблемам социальной и нравственной неустроенности современного мира». Представители данного типа политической культуры связывают социальную защиту не с деятельностью государства, а с гражданской самодеятельностью, с низовым политическим творчеством. Каждый из этих типов образует определенный ансамбль, объединяющий в некое целое известные когнитивные, мотивационные, нормативные и проективные установки, отличающиеся от соответствующих установок других культурных типов. И хотя распределение трех указанных типов политической культуры имеет свою специфику в разных регионах планеты, в целом все же не столько история и география, сколько логика современного политического бытия и современных вызовов, по мнению А.С. Панарина определяет распространенность этих типов и характер их взаимоотношений [170].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|