Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы политической психологии




18.3.2.2.1. Психобиографический и психоисторический подходы к исследованию лидерства

 

Наибольшее распространение получило психоаналитическое исследование феномена политического лидерства, в рамках которого выделяются два направления: психобиографическое и психоисторическое. С позиций психобиографии корни лидерства надо искать в сфере бессознательного личности, в особенностях детского и юношеского развития. Поэтому в рамках этого направления значительное внимание уделяется влиянию ранних периодов жизни на структуры бессознательного личности. Достаточно часто при этом подходе уделяется внимание компенсаторным механизмам (путям и способам компенсации низкой самооценки) и их влиянию на политическое поведение. Психобиографический подходит отражение во многих работах, среди которых: «Томас Вудро Вильсон 28-й президент США. Психопатология и политика» Фрейд З., Буллит У. [236], «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромма[238], «Революционная личность. Ленин. Троцкий. Ганди» В. Вильфенштейна и др.

Психоисторию же, в отличие от психобиографии, интересуют бессознательные механизмы поведения личности в контексте социальных и политических событий, «точки пересечения» индивидуальных и социальных бессознательных травм. Эта парадигма была сформулирован в 1957 г. У. Лангером, а свое дальнейшее развитие получила в трудах америкаяского психолога Э. Эриксона [199, с.319], политолога Л. Пая [168] и психоисторика Р. Лифтон) Основы психоанализа политических режимов были заложены в работах Э. Фромма «Бегство от свободы» и В. Райха «Психология масс и фашизм». Методологический подход к исследованию политического поведения был сформулирован Фрейдом в работе «Массовая психология и анализ человеческого "Я"». Политический психоанализ помогает за обычными фактами политической жизни увидеть глубинные существенные причины их возникновения и развития.

Одним из источников современного психологического подхода стали идеи психоанализа. По справедливому утверждению Г. Лассуэлла [109], «политология биографии подобна таксидермии — ремеслу набивания чучел». Психоанализ выявляет скрытые бессознательные мотивы поступков политических деятелей и нaxодит их в особенностях детского развития, в тех конфликтах, которые оставили в душе будущего политика шрамы психологических травм. На основе психоазнализа возможно объяснение различных типов политического поведения (в частности, поведения толпы, авторитарного типа личности). Политический психоанализа необходим при изучении процесса политической социализации, мотивов поведения лидера и малых групп [190, с.164].

Выходом из дилеммы: материалистичны или идеалистичны механизмы политики — является отказ от самого принципа монизма и замена его более плюралистическим и гибким принципом дуализма, дающим возможность осмыслить сложный механизм политической активности, в котором предполагается взаимная обусловленность и «оборачиваемость» обоих «начал»; и идеального, и материального. В связи с этим выделяют две основных формы политической активности социальных субъектов:

· духовно-рефлексивную;

· материально-практическую.

 

Первая «исторически и логически» предшествует второй.

Проблема соотношения материально-практического и духовно-рефлексивного измерений (начал) в механизме политической активности особенно остро обозначилась в сфере современной политической психологии в дискуссии между сторонниками поведенческого (бихевиористского) и когнитивного подходов [61]. Первые, то есть «бихевиористы», в центр внимания ставят категорию «поведение», которая, по их мнению, и соединяет политическую активность социального субъекта с внешним миром посредством его «мотивов» и «установок». В противоположность этому подходу «когнитивисты» «в центр исследования ставят политическую картину мира индивида, его политическое сознание, но выносят за скобки собственно поступок, политическое действие, которое они считают вторичным по сравнению с картиной мира индивида».

18.3.2.2.2. Бихевиористское направление в политической психологии

В политической психологии существует несколько основных школ, и одним из них является бихевиоризм. Бихевиоризм — это направление в политической психологии, которое базируется на изучении политического поведения индивидов, применении количественных методов изучения и сравнения политических объектов. Он возник как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политическая жизнь анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических ин­ститутов, их формальной структуры, процедур их деятельности.

Этот метод появился в США в начале XX в., а его родоначальником считается Э. Торндайк. Сам же термин «бихевиоризм» был предложен Дж. Уотсоном[231]. Вид­ными бихевиористами были У. Липман, Г. Лассуэлл[109],Ч. Мерриам [138]. Большое влия­ние на развитие идей бихевиоризма оказали труды И.П. Павлова [167] и В.М. Бехтерева [21]. Наивысший расцвет бихевиоризма приходится на годы после Второй мировой войны. В это время стали говорить о т. н. бихевиористской (поведенческой) рево­люции в политологии, связанной, прежде всего, с применением новых эмпириче­ских и количественных методов, заимствованных из арсеналов психологии, соци­ологии, экономической науки, математики, кибернетики, географии и медицины.

Политологи-бихевиористы заявили, что главным и единственным объектом изучения должно быть политическое поведение личности или социальных групп. Исследование структур, по их мнению, не имеет смысла, т.к. любые социальные институты надо изучать через поведение их индивидуальных членов. Кроме того, они посчитали несовместимым научный характер исследования и ценностную ориентацию исследователя. Поэтому они потребовали отсеять ценностный под­ход и т.о. сделать исследования полностью объективными. Базируясь на методо­логии позитивизма, они восприняли принцип верификации, т.е. требования, что любой вывод должен подвергаться проверке и перепроверке. Этот принцип они дополнили принципом квантификации, т.е. требованием количественного изме­нения изучаемых явлений, даже таких как настроение, мотив и т.д. По их мнению, только квантификация сможет сделать возможным раскрытие и точные утвержде­ния о взаимосвязях и повторяемости.

Политологи-бихевиористы внесли значительный вклад в изучение поведения электората, политического лидерства, процесса принятия решений. Кроме того, бихевиоризм сыграл заметную роль в становлении и развитии прикладной и срав­нительной политологии. Именно в рамках бихевиоризма были выработаны ос­новные методы прикладных политических исследований:

· статистические исследования политической активности, в частности иссле­дования, касающиеся выборов;

· анкетные исследования и опросы;

· лабораторные эксперименты;

· применение теории игр в изучении принятия политических решений.

 

Бихевиористы склонны абсолютизировать свои методы, дело доходит порой до утверждения, что вся политическая активность обусловлена психикой человека и психологией социальных субъектов. Авторы, придерживающиеся подобной позиции, считают, что,

· «структура психики человека определяет структуру деятельности субъектов политики»;

· сама «структура политической деятельности является отражением психологической потребности человека в ориентации»;

· политическая активность это лишь ориентационная сторона (или часть) деятельности человека, его так называемая «интеллектуальная экспансия» в окружающее информационное поле.

 

Политика становится, таким образом, некой производной индивидуальной психики и коллективной психической жизни.

Не подлежит сомнению, что в структуре политической активности ее духовно-рефлексивная сторона, включающая политическую психологию и идеологию, действительно выполняет роль определенной ориентационной структуры или ориентирующей фазы в актуальном поле политики. Которая, в свою очередь, состоит из ряда компонент. В их число входят познавательные, когнитивные элементы, включающие теоретические знания и идеологические убеждения, политическую информацию и верования, а также оценочно-мотивационные компоненты, связанные с ценностями и установками, мотивами и чувствами. Рефлексивная активность социального субъекта, следовательно, состоит из:

· познавательной активности (анализа политической информации);

· аксиологической ее стороны (оценки информации);

· проективного аспекта (прогноза и проекта активности);

· аспекта мотивационно-установочного, как бы завершающего формирование рефлексивной модели грядущей политической деятельности того или иного социального субъекта.

 

Подытоживая рассмотрение различных подходов к проблеме, и разграничивая эти стороны политической жизни, можно отметить, что политическое бытие (или реальность) связано в большей мере с «объективированной» политической действительностью, ее реальными структурами и процессами, их функционированием и развитием, результирующими действие и материальных, и идеальных факторов. Тогда как политическое сознание в основном имеет дело с рефлексивной «субъективацией» политики, то есть с субъективной рефлексией и умонастроениями тех или иных агентов политических отношений. [61, с.94].

18.3.2.2.3. Когнитивный подход в политической психологии

Еще одним ведущим направлением в политической психологии является когнитивизм. Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола «знать». Сторонники этого подхода утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события внешнего мира, напротив, разуму человека доступно большее:

· анализировать информа­цию о реальной действительности;

· проводить сравнения;

· принимать решения;

· разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

 

Одним из основателей этого подхода является Дж. Келли. Он считал, что любой человек — своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. Объективную реальность люди осознают по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных точек зрения. Человеку предоставлен большой набор возможностей в интерпретации внутреннего переживания внешнего мира политических событий. Любой человек выделяет гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни, предвидеть будущее и строить планы, основанные на ожидаемых результатах. Люди главным образом ориентированы на будущее, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Точка зрения человека на жизнь такова, что она преходяща, что редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. Люди обладают способностью активно формировать представления о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1980) [180], пытался выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка. Он пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Примерно то же самое происходит и в зрелом возрасте.

Оказавшись в какой-то реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), но ему нужно принимать решение. Человек делает выбор и совершает поступок. На этом этапе бихевиористы завершают анализ поведения. Однако когнитивисты считают, что поступок еще не завершен, поскольку сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Следовательно, после реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на душе [190, с.164].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...