Соотношение политики и идеологии
Мир политического невозможно представить без идеологии. С момента возникновения государственная власть, связанные с ней формы правления и проводимый власть имущими политический курс, нуждались в обосновании и оправдании. Идеология — не важно, как она называлась в разные исторические эпохи — и была призвана выполнить эту задачу. Поэтому вопрос о соотношении политики и идеологии занимает значимое место в политической науке. Мир политического имеет идеологическое, или идейно-политическое, измерение, проявляющееся, в частности, в приверженности, как политических деятелей, так и их избирателей тому или иному течению идеологии, или идейно-политической мысли. Хотят они того или нет, но все в той или иной форме и степени подвержены влиянию идеологических пристрастий, а значит, не могут быть свободны от определенной тенденциозности и идейно-политической ангажированности в трактовке важнейших политических реалий. Поэтому в обиходе и в прессе принято характеризовать каждого политика, государственного деятеля, партию, движение, объединение в соответствии с их ориентациям, симпатиям и антипатиям - консерватором, либералом, социал-демократом, марксистом, радикалом и т.д. Проблема в степени и масштабах такой ангажированности и тенденциозности. Политическая деятельность имеет целеполагающий и осмысленный характер. Она всегда конкретно ориентирована, будь то голосование на выборах, участие в политических акциях или работа в представительных или административных органах. Направленность и способы политической деятельности людей обусловливаются их представлениями о разумном устройстве общества и приоритетных ценностях. Эти представления и определяют смысл и значение человеческих поступков.
Утверждения относительно ценностей, актуальных для конкретной социальной группы, индивида и выражающие их интересы, называются идеологией. Система утверждений и предпочтений социальной группы (класса, нации и т.д.) или отдельной личности представляет собой способ понимания и объяснения действительности, идеальную форму выражения их притязаний на социальные блага, статусы и роли. Наделяя смыслом и значениями политическую деятельность индивидов, групп, партий в пределах актуально значимых для них идеалов и ценностей, политические идеологии выступают в качестве рационально-ценностной формы мотивации политического поведения и составляют мировоззренческую основу политики [155, с.338]. Идеология и политика тесно взаимосвязаны: · идеология направляет политику, наделяя ее системой определенных идеалов, ценностей и целей, к которой та должна стремиться; · политика во многом идеологична, поскольку не только определение и постановка политических целей, но и выбор соответствующих средств и методов их практического достижения осуществляются на основе той или иной идеологии [83, с.441].
Отсюда возникает проблема допустимых пределов идеологизации политики. Очевидно, что неоправданно широкое проникновение идеологии в политику способно привести к идеологизации других сфер общественной жизни, нарастанию в обществе авторитарных идеократических тенденций. А стремление абсолютизировать роль идеологии, подчинить ей нравственные, правовые и иные духовные регуляторы политических отношений на постоянной основе порождает так называемое «идеократическое» (тоталитарное) общество, пытающееся насильственно утвердить идеалы господствующей идеологии в сознании и в практической жизни граждан. Коммунистическая и фашистская идеологии являются наиболее контрастным выражением политической системы, внутри которой правящая элита, реализуя свои цели, использует прямое насилие, оправдывая его идеологическими принципами, и подвергает систематической идеологической обработке основную массу населения.
Специфический тип идеократии тоталитарных государств, характеризуется навязыванием обществу при помощи насилия и манипуляций сознанием системы воспитания, основанной на официальной идеологии при строгом запрете других идеологий. Идеократия в этом смысле является синонимом политического режима, при котором идеология выступает в качестве важнейшего средства легитимизации государственной власти. Иногда понятие «идеократия» используется в более общем смысле для того, чтобы показать, какое значение приобрел идеологический стиль политики для формирования современных политических систем вообще и современной демократии, в частности (Д. Сартори[207]). Только с эпохи европейского Ренессанса возник тот особенный духовный климат, когда человеческие судьбы во многом стали зависеть от искусственно созданных идей. А, следовательно, от способности людей производя такие идеи, создавать символический мир, который, как показало время, обладает мощной способностью воздействовать на мир политических отношений. В то же время искусственная и чрезмерная деидеологизация в значительной мере ослабляет и подрывает духовные ресурсы нации, нормативно-регулятивную, мобилизационную и социализирующую функцию государства и других политических институтов. Вот почему доводы и рассуждения относительно необходимости отказа от идеологии в пользу деидеологизации, как непременного условия строительства демократического государства, лишены каких бы то ни было серьезных оснований. В современном мире политика как арена столкновения различных конфликтующих интересов немыслима без идеологии. Речь в данном случае должна идти не о деидеологизации, а об утверждении плюрализма идейно-политических течений, подходов, методологических принципов, их сосуществования, терпимости и открытости в отношении друг друга [41, с.167]. Идеология не только является одним из важнейших компонентов политического процесса, но вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни общественно-политические движения, ни политические партии. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства.
Идеология и политика в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, программ. Идеология неизбежно поляризуется на различные (зачастую прямо противоположные) направления с положительными и отрицательными оценками, на «левые» и «правые», революционные и реакционные, прогрессивные и консервативные. Вместе с тем идеология, как и политика не чурается компромиссов, хотя и не считает их обязательными [183, с.228]. Вместе с тем, ряд отечественных исследователей отрицает, что идеология и политика вообще неразделимы. По их мнению, это ошибочное представление сложилось в XX в. под влиянием ожесточенной идеологической конфронтации различных социальных систем. Они исходят из возможности существования вполне прагматической, идеологически не ангажированной политики [187]. При этом они ссылаются на М. Дюверже[70], который в своем классическом исследовании «Политические партии» (1951), характеризуя природу партийной борьбы и партийных конфликтов, выделил три различных типа: · конфликт без принципов; · конфликт по второстепенным принципам; · конфликт вокруг основополагающих принципов.
Первый тип конфликтов характерен для политики в США. Две основные политические партии – республиканская и демократическая — представляют собой команды соперников, борющихся за места в конгрессе и президентский пост. Политическая борьба никогда не приобретает фанатического характера, не порождает глубоких расколов в стране. «Провинциализм» американской политики является, прежде всего, следствием отсутствия у соперничающих партий каких-либо доктринальных принципов. Поэтому на выборах в конгресс преобладают местные интересы. На президентских выборах на передний план выступают фигуры и личные качества самих претендентов на этот пост.
Великобритания и страны Северной Европы относятся ко второй категории. Различия между консервативной и лейбористской партиями в Англии, отражая социальные неравенство и конфликты, имеют доктринальный характер, связанный со способом производства и характером распределения общественного богатства. Тем не менее, партии постоянно приходят к согласию в отношении основополагающих принципов существующего политического режима: они не ставят под сомнение демократическую систему, гражданские права и сам принцип многопартийности. Напротив, в Италии и во Франции в 1950-70-е гг. политическая борьба затрагивала основания государственного устройства и природу демократического политического режима. Коммунистические партии не разделяли ценностей политического плюрализма и свободы, рассматривая другие политические партии в качестве своих классовых противников. В свою очередь, партии, не разделявшие взглядов коммунистов, отвергали тоталитарный подход к государству и подавление политических свобод. Поэтому борьба между партийными группировками принимала крайне ожесточенный характер. По мнению автора, в США отсутствуют столкновения на базе идеологических принципов, по причине того, что обе правящие там партии являются сторонниками одной политической идеологии. Поэтому их разногласия сводятся только к проблеме выбора стратегии ею обусловленной, а более всего тактических форм, методов и средств ее реализации. Политика и идеология тесно связаны: · политика привлекает на свою сторону людей, основываясь на интересах; · идеология овладевает людьми, используя идеи и общественные идеалы.
В совокупности они выступают как созидательная сила, мобилизующая людей на достижение поставленных целей. В процессе их взаимодействия теоретические концепции способствуют обоснованию принимаемых политических решений и действий, а практические оценки политических событий и явлений влияют на идеологические постулаты. Следовательно, идеология обосновывает целесообразность политических решений и действий, а политика выдвигает перед идеологией практические задачи, требующие идеологического осмысления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|