Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.2. Доктринальная эволюция социалистической идеологии.




Тема 1. 2. Доктринальная эволюция социалистической идеологии.

Социал-демократия и коммунизм в современном мире

Социализм как мировоззренческая категория. Роль марксизма в развитии социалистической идеологии. Концепция исторического материализма и ее идеологическое значение. «Ревизия» классического марксизма в русле социал-реформизма и революционного марксизма. «Марксизм-ленинизм» и «западный марксизм» в ХХ в. Доктринальная эволюция международного коммунистического движения. Идеология «социализма с человеческим лицом» («пражская весна», «перестройка», «новое мышление»). Идеологическая эволюция социал-демократии. Деятельность Социалистического интернационала. «Левый эксперимент» во Франции в начале 1980-х гг. Программа «третьего пути» в политике и идеологии европейской социал-демократии 1990-х гг. в ХХ в. Социал-демократические партии в условиях общественно-политического развития начала XXI в.

Учебные материалы

Файл « Политическая идеология (учебный текст) » (папка «01 Учебные материалы»)

            Раздел 2. Социал-демократическая и коммунистическая идеология

– Становление социалистической идеи в XIX в. Революционная демократия.  

– Классический марксизм.

– «Ревизия» классического марксизма и становление социал-демократии.

– Идеологические и социальные истоки большевизма.

– Международное коммунист. движение и идеологическая эволюция марксизма-ленинизма в перв. пол. ХХ в.

– Идеологемы «реального социализма»: «социализм с чел. лицом», «развитой социализм», «перестройка».

– Эволюция социал-демократической идеологии в ХХ в.

– Идея «третьего пути» в программных установках социал-демократии конца XX в.

– файл «Политическое развитие Великобритании» (папка «01 Учебные материалы») (читать учебный текст полностью, обратив особое внимание следующие разделы: «Антикризисная политика лейбористских правительств Г. Вильсона и Дж. Калллагэна», ««Новый лейборизм» Энтони Блэра», «Политический кризис середины 2000-х гг. », «Brexit: начало новой эпохи? »).

– файл « Политическое развитие ФРГ » (папка «01 Учебные материалы») (читать учебный текст полностью, обратив особое внимание следующие разделы – «Закат «социал-либеральной эры»: политика правительства Г. Шмидта», «Германия в 1990-х гг. Смена поколений в немецкой политике», «Германия в начале 2000-х гг. От «третьего пути» к новой «большой коалиции», а также просмотреть раздел «Эпоха Меркель»).

– файл « Политическое развитие Франции » (папка «01 Учебные материалы») (читать учебный текст полностью, обратив особое внимание следующие разделы – «Президентские выборы 1981 г. Перестройка партийно-политического спектра», ««Левый эксперимент» и причины его провала», «Избирательные кампании 1986 и 1988 гг. Первый опыт «сосуществования»», «Внутриполитическое и экономическое развитие Франции в 1990-х гг. », «Президентские выборы 2012 г. и политика Ф. Олланда», а также просмотреть раздел «Франция в поисках новой стратегии национального развития: Эммануэль Макрон»)

+ файлы из папки «03 Социализм. Коммунизм»

Третий путь - Новая середина (социал-демократия) {!!! } (текст по ФРГ + отдельные разделы по Франции и Великобритании)

– Блэр Э Принципы политики «третьего пути» (Великобритания)

– Байере С. Третий путь (Великобритания)

– Милибэнд Э. Будущее новых лейбористов (Великобритания)

– Программа СДПГ (1989) (ФРГ)

– Г. Шредер о программе «Повестка – 2010» (ФРГ)

– Рокар М. Политический словарь французских социалистов (Франция)

– Стокгольмская декларация Социнтерна (1989)

– Курс социальной демократии (Гомберт Т. и др., 2010)

и др. материалы из папки «03 Социализм. Коммунизм»

 

Для анализа текущих политических событий рекомендуется использовать:

o http: //www. newsru. com/allnews – Новостной портал Newsru;

o http: //www. novoteka. ru/r/World – Новотека «В мире»;

o http: //inosmi. ru/ – Новостной портал ИНОСМИ. РУ;

o http: //www. sov-europe. ru/index. htm – журнал Современная Европа.

 

Формат занятия (предварительный вариант)

Групповая работа по методике «мозгового штурма» с элементами ролевой игры.

Проблемно-аналитическое задание для семинара (предварительный вариант)

1. Принято считать, что существуют люди с ярко выраженным либеральным и консервативным мировоззрением. О таком человеке можно сказать: «Он – либерал», «Он – консерватор», считая это вполне емкой мировоззренческой, мотивационной и даже поведенческой характеристикой. Существуют ли люди, о которых можно сказать: «Он – социалист»? Насколько корректно говорить о «социалистическом мировоззрении»?

2. Почему именно философия марксизма стала базой для превращения социалистических идеалов в целостную мировоззренческую систему и особый тип политического мышления?

3. (ролевое задание) Рассуждая с позиции представителей 1) классического марксизма 2) классической социал-демократии (берншенианства) 3) классического революционного марксизма (большевизма) ответьте на вопросы:

– каким образом человечество сможет достичь справедливого общественного строя?

– каковы актуальные задачи рабочего движения?

– кто является основным политическим противником рабочего движения?

3. 1. Опираясь на знания, полученные при изучении учебного текста, а также межпредметные связи с дисциплиной «Новейшая отечественная история», проанализируйте траекторию становления и развития доктрины марксизма-ленинизма. Существуют ли основания считать, что на определенном историческом этапе марксизм-ленинизм утратил черты идеологии большевизма? (если да, то, когда это произошло; аргументируйте свой ответ). Остался при этом марксизм-ленинизм коммунистической идеологией? (если да, то аргументируйте свой ответ).

3. 2. Что можно считать наследием большевизма в идеологии современного коммунистического движения? Или это наследие исчерпало себя и исчезло? Какую роль играет коммунистическая идеология в современном мире?

4. 1. Каким образом можно охарактеризовать вектор идеологического развития европейской социал-демократии в ХХ веке? Претерпела ли социал-демократическая идеология радикальные изменения на определенном этапе (определенных этапах), или ее доктрина оставалась неизменной в своей основе?  

4. 2. Почему, на ваш взгляд, социал-демократы 1990-х гг. предпочли позиционировать свое идеологическое кредо как «третий путь»? Являлся ли такой выбор способом сохранить преемственность в развитии социал-демократической идеологии, или речь шла о разрыве с традицией классической социал-демократии?

4. 3. (ролевое экспертное задание с предварительной подготовкой) Сценарная роль – группа независимых экспертов, работающая по гранту руководства 1) Лейбористской партии, 2) Социал-демократической партии Германии, 3) Французской социалистической партии. Задача экспертов: на основе анализа участия партии в политическом развитии ФРГ / Франции / Великобритании со второй половины 1970-х гг. по 2020 г., выявить «сильные» и «слабые» места в партийной стратегии и тактике. По итогам анализа подготовить выступление о группы. В вводной части выступления необходимо кратко охарактеризовать динамику участия данной «левой» партии в политическом развитии данной страны со второй половины 1970-х гг. по 2022 г., в том числе выделив периоды доминирования «левых» на «политической арене» в данной стране, определив ретроспективно «сильные» и «слабые» места в партийной стратегии и тактике «левых». По итогам анализа подготовить выступление от группы. В первой части выступления необходимо кратко описать «траекторию» успехов и поражений (определить периоды доминирования, нахождения в оппозиции, возможно – переломные моменты обновления или кризисы); во второй части выступления сделать обобщающее аналитическое резюме по всему изучаемому периоду, выделив «сильные» и «слабые» места в партийной стратегии и тактике «левых», определив в каких условиях и для решения каких задач деятельность «левых» была наиболее успешной и в каких условиях, для решения каких задач она была наименее эффективна; в третьей части выступления сформулировать прогноз о перспективах «левых» в нынешней политической ситуации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...