Тема 1.5. Корпоративные (органические) и тоталитарные идеологии
Проблематика темы Предпосылки формирования корпоративизма как политической идеологии «по ту сторону левого и правового». Синтез категорий витализма, органицизма и корпоративизма. Идеология солидаризма и ее этический императив. Развитие традиций солидаризма в современной идеологии коммунитарного движения. Влияние солидаристских идей на развитие национализма. Специфика механистического и органического национализма. Национализм на Востоке. Фашизм как тотальная версия корпоративного солидаризма. Идея этнокультурной органической солидарности в доктрине народничества (фёлькиш). Идеология «консервативной революции» в Германии. Немецкая расовая теория. Идеология национал-социализма. Сущность тоталитаризма и тоталитарных идеологий. Учебные материалы Файл « Политическая идеология (учебный текст) » (папка «01 Учебные материалы») Р аздел 4. Корпоративные, тоталитарные и протестные идеологии - Идеологии «по ту сторону левого и правового». - «Философия жизни» и идеал органической солидарности. - Идеология солидаризма. - Развитие традиций солидаризма современным коммунитарным движением - Идея этнокультурной органической солидарности в доктрине народничества (фелькиш). - Фашизм как тотальная версия корпоративного солидаризма. - Расовая теория. - Идеология национал-социализма. - Определение тоталитаризма. Сущность и разновидности тоталитарных идеологий. Файлы из папки «05 Корпоративизм. Тоталитаризм. Протест» – Франк С. Л. По ту сторону «правого» и «левого» – Ильин И. О формальной демократии. Об органическом понимании государства и демократии – Всероссийская фашистская партия. Программа
– Итальянская фашистская партия. Документы – Муссолини Б. Доктрина фашизма – Родзаевский К. Азбука фашизма – Розенберг А. Национал-социализм – Гитлер А. О партийном движении. О государстве Формат занятия (предварительный вариант): Групповая работа по методике «мозгового штурма» с проблемно-аналитическими заданиями и элементами дискуссии Проблемно-аналитическое задание для семинара (предварительный вариант) 1. Идея органического единства общества, восприятие общественного развития как естественной эволюции, определяемой универсальными законами бытия, ощущение неизменности глубинных основ социальной жизни были основой мировоззренческого кредо классических консерваторов. Почему на рубеже XIX-XX вв. принципы органицизма и витализма (от лат. vita – жизнь) уже воспринимались как альтернатива и консерватизму, и остальным политическим идеологиям? 2. Какая из двух метафор: «третий путь» или «по ту сторону левого и правового», наиболее точно характеризует политическую идеологию, возникшую на основе органического мышления? 3. Из предложенного перечня цитат выберите два высказывания, одно из которых наиболее полно характеризует органицизм как мировоззренческую систему, а другое – как основу особой политической идеологии (аргументируйте свой выбор) 1. «Организм есть живое целое, состоящее из живых частей. Эта формула применима и обществу» (Р. Вормс). 2. «Добрый и злой, богатый и бедный, высокий и низкий: все должно быть оружием и кричащим символом и указывать, что жизнь должна всегда сызнова преодолевать самое себя! » (Ф. Ницше). 3. «Поскольку зло в человеческой жизни обусловлено глубочайшими свойствами человеческой личности, оно не может быть устранено никакими изменениями общественного строя». (Н. Лосский). 4. «Дело человеческое в том только и состоит, чтоб человек поминутно доказывал себе, что он человек, а не винтик, а не штифтик! » (Ф. Достоевский).
5. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри». (А. Герцен). 6. «Мир должен или свободно солидаризироваться, или погибнуть. Почти во всех областях жизни нужна солидаризация частных интересов во имя их гармонии». (С. Левицкий). 7. «Нет зрелища более впечатляющего, чем борьба человека с самим собой». (Ж. А. Гобино). 8. «Отдельный человек утрачивает не только достоинство личности, но и качество индивида». (Э. Юнгер). 9. «Связи, в которых хозяйство, право, религия, искусство, знание находятся как между собой, могут сделаться понятными только на почве охватывающего их душевного комплекса, из которого они возникли и в силу которого они существуют в жизненном единстве». (В. Дильтей). 10. «Ненависть – это смысл души, все страсти даны нам для воспитания, и правильная ненависть может воспитать благородного человека, не знающего расслабленности и усталости». (Г. Гюнтер). 11. «Жизнь слагается не арифметически, а органически. Люди суть не отвлеченные “граждане”, а живые личности, телесно-душевно-духовные организмы» (И. Ильин) 12. «Будущее принадлежит той партии, которая будет смелее всех манипулировать призраком революции. И речь идет не об оправдании применяющих насилие, а об установлении роли насилия в современном обществе» (Ж. Сорель) 13. «Государство считается органичным, если оно обладает центром, отражающим определенную идею, представляет собой сочлененное и развернутое духовно единое целое, а не простую сумму или совокупность элементов, в котором беспорядочно сталкиваются частные интересы. (Ю. Эвола). 14. «Величие человека – быть в каком-то смысле больше себя самого. Величие народа – быть чем-то сверх того, что он являет собой и способен рассказать о себе» (А. Мёллер ван ден Брук). 15. «”Правое” и “левое” … сходны в том, что оба не считаются с органической непрерывностью развития, присущей всякой жизни, и потому вынуждены и хотят действовать принуждением, насильственно – все равно насильственной ли ломкой или насильственным “замораживанием”» (С. Франк). 4. Если органическое мировоззрение в своем политическом выражении опирается на идею «органической демократии», то такое состояние общества должно быть достигнуто за счет консолидации людей вокруг государства или в противовес государству как властному институту? Органическая демократия отражает корпоративное единство наиболее жизнеспособных социальных групп или корпоративное единство всего общества?
Сравните в контексте своего ответа два высказывания классиков солидаризма: - Леон Дюги: «Синдикализм есть могучее средство социального единения. Это организация аморфной массы индивидов, свободное конституирование в обществе сильных и связанных групп, составленных из людей, уже объединенных общностью работы и интересов. Это последствие уничтожения субъективного права государственной власти и основа для уничтожения субъективного права, представляющего собой синтез индивидуальных прав. И пусть не говорят, что это поглощение, уничтожение индивида в синдикальной группе. Человек есть общественное животное». - Иван Ильин: «Человек участвует в жизни своего государства – как живой организм, который сам становится живым органом государственного организма; он участвует в жизни своего государства всем – телесным трудом, ношением оружия, воинскими лишениями, напряжениями и страданиями; своею лояльною волею, верностью сердца, чувством долга, исполнением законов, (всем своим частным и публичным) правосознанием. Он строит государство инстинктивной и духовной преданностью, семейной жизнью, уплатой налогов, службой и торговлей, культурным творчеством и даже славой своего личного имени». 5. Каково соотношение идеи корпоративного (органического) единства общества и национализма? Какое из приведенных ниже двух высказываний более точно отражает специфику «органического национализма»? - Артур Мёллер ван ден Брук: «Для националиста нация не есть самоцель, стоящая перед нами испокон веку: ясная, зримая и уже осуществленная. Национализм всегда направлен на будущее нации. Он консервативен, ибо понимает, что нет будущего без укорененности в прошлом. И он политичен, ибо знает, что может быть уверен в прошлом, как и будущем, лишь в той мере, в какой обеспечена уверенность нации в настоящем. Но в духовном плане он устремлен за пределы этого настоящего. Национализм трактует нации исходя из их предназначения».
- Эрнст Юнгер: «Для националиста складывается абсолютно новая ситуация. Первейшая, очевидная обязанность национализма – подготовка и вооружение изо всех сил к битве против теперешнего состояния дел. Тут необходимо не оставить камня на камне. Абсолютно необходимо сделать этот путь полностью революционным, и это необходимо для усиления националистической воли как таковой. Националист не имеет права даже рассматривать другую возможность. Революция, революция! Вот то, что следует проповедовать безостановочно, злостно, систематически, безжалостно». 6. На основе идей корпоративной солидарности, органического национализма, консервативной революции сложилось такое идеологическое явление как фашизм. Какое из приведенных ниже высказываний, на ваш взгляд, более точно отражает причины превращения фашизма в массовое политическое движение? (аргументируйте свой ответ) - Луиджи Лонго: «Фашизм – результат бунта мелкой буржуазии, задавленной в схватке между рабочим движением и крупным капиталом». - Борис Стругацкий: «Фашизм есть диктатура националистов. Соответственно, фашист – это человек, исповедующий (и проповедующий) превосходство одной нации над другими и при этом активный поборник «железной руки», «дисциплины-порядка», «ежовых рукавиц» и прочих прелестей тоталитаризма. И всё. Больше ничего в основе фашизма нет. Диктатура плюс национализм». - Георгий Димитров: «Фашизм – это открытая террористическая диктатура самых шовинистических и самых империалистических элементов финансового капитала». - Вильгельм Райх: «Объяснение успеха политической реакции в форме фашизма тем, что она " запутала", " развратила" и " загипнотизировала" массы, неэффективно. Психологию фашистских масс можно понять только с сексуально-энергетической точки зрения. Фашистская ментальность – это ментальность порабощенного " маленького человека", стремящегося к власти». - Роджер Гриффин: «Фашизм лучше всего определяются как революционная форма национализма, сплав популистской риторики новых элит, направленной на превращение «народа» в динамичное национальное сообщество и достижение национального возрождения в противовес волне декаданса». 7. Какой из двух приведенных ниже фрагментов можно считать наиболее точным отражением идеологической сущности фашизма? Из «Азбуки фашизма» Константина Родзаевского
1. Фашизм родился из разочарования во всех прежних политических и социальных системах, доказавших полную свою несостоятельность и банкротство, из искания новых путей и решительной переоценки всех обанкротившихся ценностей. 2. Фашизм есть религиозное, национальное, трудовое движение. Фашизм как мировое движение стремится к переустройству современных либерально-демократических (капиталистических) и социалистических (коммунистических) государств на началах: господства духа над материей (религии), нации и труда (социальной справедливости). 3. Из «старого» фашизм берет все то, что дорого сердцу каждого человека; он сохраняет завещанную предками религию и духовную семью человека – Нацию. На основе исторически сложившейся нации, на ее корнях, он создает новый специальный строй, оставаясь верным традициям прошлого, бережно их охраняя, он в то же время обеспечивает возможность постоянного совершенства социально-политических форм, применения их к последним потребностям жизни. Фашизм создает новый социальный строй, построенный на принципе примирения классовых интересов посредством корпоративной системы. Фашизм примиряет труд и капитал. Он обеспечивает каждому гражданину и каждому классу в отдельности возможность улучшать свое личное благополучие, обеспечивает им здоровое развитие в пределах нации. Фашизм несет установление полной гармонии между личностью и классом, с одной стороны, и нацией - с другой. 4. Взамен классовой борьбы и классового угнетения фашизм несет классовый мир и сотрудничество между классами на основе здорового соревнования. Фашизм организует живые силы страны – народ в самоуправляющиеся национальные группы – союзы и корпорации, примиряя труд с капиталом через корпоративную систему, при которой рабочие имеют свои объединения рабочих, а работодатели свои, причем однородные объединения рабочих и работодателей объединяются вместе, разрешая все спорные вопросы, все конфликты внутри таких объединений – путем межклассового арбитража с участием представителей всех заинтересованных сторон.
Из «Доктрины фашизма» Бенито Муссолини 1. Фашизм – воспитатель и двигатель духовной жизни. Он стремится переделать не форму человеческой жизни, но ее содержание, самого человека, характер, веру. Для этой цели он стремится к дисциплине и авторитету, проникающему дух человека и в нем бесспорно властвующему. Фашизм понимает жизнь, как борьбу, помня, что человеку следует завоевать себе достойную жизнь, создавая прежде всего из себя самого орудие (физическое, моральное, интеллектуальное) для ее устроения. Фашизм желает человека активного, со всей энергией отдающегося действию, мужественно сознающего предстоящие ему трудности и готового их побороть. Фашизм есть одновременно действие и мысль, действие. 2. Фашизм концепция религиозная, в ней человек рассматривается в его отношении к высшему закону, к объективной Воле, которая превышает отдельного индивида, делает его сознательным участником, духовного общения. Фашизм концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации. Нация для фашиста не есть раса или определенная географическая местность, это длящаяся в истории группа, т. е. множество людей, объединенных единым сознанием и волей, одной линией развития и духовного склада. 3. Фашистская концепция государства антииндивидуалистична; фашизм признает индивида, поскольку он совпадает с государством, представляющем универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании. Для фашизма человек это индивид, единый с нацией, Отечеством, подчиняющийся моральному закону, связующему индивидов через традицию, историческую миссию, который путем самоотрицания, жертвы частными интересами, даже подвигом смерти осуществляет чисто духовное бытие. 4. Для фашиста все в государстве и ничто человеческое или духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм тотален и фашистское государство как синтез и единство всех ценностей, истолковывает и развивает всю народную жизнь, а также усиливает ее ритм. Не нация создает государство, а государство создает нацию, давая волю, а следовательно, эффективное существование народу, сознающему собственное моральное единство. 5. Государство есть сила, осуществляющая вовне свою волю, и заставляющая признавать и уважать себя, доказывающая свою универсальность во всех необходимых проявлениях своего развития. Отсюда его организация и экспансия. Фашистское государство, высшая, и самая мощная форма личности, есть сила, но сила духовная. Она синтезирует все формы моральной и интеллектуальной жизни человека. Поэтому фашизм является настоящей формой демократии, если народ понимать качественно, а не количественно, т. е. как наиболее мощную, моральную, истинную и последовательную Идею. 8. В контексте теории тоталитаризма идеология фашизма рассматривается в одном ряду с большевизмом и национал-социализмом. Сравните приведенные ниже песенные произведения. Прослеживаются ли общие черты в символике, зрительных образах, представленных в этих произведениях, их музыкальной ритмике? Какие идеологические концепты являются опорными для каждого из произведений? Являются ли какие-либо концепты общими для них? Если вы обнаружили общность, но попробуйте объяснить ее.
9. Подтверждает или опровергает обсуждение предыдущего вопроса высказывания Генриха Гиммлера «Фашизм и национал-социализм – это два глубоко различных явления. Абсолютно не может быть сравнения между ними, как между духовными, идеологическими движениями» и Фридриха Хайека «Национал-социализм и большевизм боролись за людей с определенным, схожим типом сознания и ненавидели друг друга, как ненавидят еретиков»? Если подтверждает, то как отнестись к высказыванию Уинстона Черчилля «Фашизм был тенью, или, скорее, уродливым ребенком коммунизма»? 10. Кейс: В ноябре 2010 г. на странице «ВКонтакте» ярославского отделения молодежного патриотического движения «Сталь» появилась запись с перечислением «Заповедей чести». После того, как блогеры обратили внимание на схожесть этого документа с «Заповедями национал-социализма» (автор – Й. Геббельс), запись была удалена. Как вы думаете, может ли быть размещение такого текста провокацией со стороны противников молодежного патриотического движения? Если да, то какие политические сила могут быть заинтересованы в такой провокации, и в чем заключается провокационность размещенного текста? Если представить, что текст был составлен и размещен активистами самого молодежного движения, то каким образом можно объяснить столь явные заимствования из национал-социалистической листовки?
11. Существует ли вероятность фашизации в современном обществе? Какие образом вы определили суть процесса «фашизации», отвечая на предыдущий вопрос? Касается ли угроза фашизации любых стран современного мира, или можно выделить наиболее «уязвимые» страны и регионы (аргументируйте свой ответ). 12. Возможно ли преодолеть тенденцию фашизации, если ее признаки уже присутствуют в общественной жизни, или этот процесс имеет настолько мощные причины, что обществу лучше «переболеть» с «высокой температурой»? (аргументируйте свой ответ) 13. Если борьба против угрозы фашизации возможна и необходима, то какие средства наиболее важны и эффективны в этой борьбе? Соотнесите свой ответ со следующим кейсом: В апреле 2015 г. после многолетней реконструкции в Москве был открыт «Центральный детский магазин на Лубянке»; в одной из секций были выставлены для продажи комплекты солдатиков, в том числе игрушки в виде солдат и офицеров нацистской Германии, бюсты и фигурки были раскрашены в форму, имеющую нацистскую символику. По факту реализации данной продукции Мещанский межрайонный следственный отдел ГСУ СК возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды, а также унижение достоинства группы лиц по признакам принадлежности к ветеранам Великой Отечественной войны). Генеральному директору ОАО «Детский мир» вынесено предостережение о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремизму. Следует ли по аналогии с таким решением запретить размещение нацисткой символики на обложке книг, посвященных истории Третьего Рейха? Существует ли вообще «разумная граница» в действиях общества и государства, стремящихся преодолеть угрозу распространения «привлекательного образа экстремизма», или в такой борьбе целесообразны любые средства? 14. Необходимо ли для противоборства с угрозой фашизма «изучать фашизм», в том числе обеспечивать общественный доступ к произведениям и символике фашистской направленности? Какую из двух позиций вы поддержите в контексте данной проблемы – Эриха Фромма («Если мы хотим бороться с фашизмом, то мы должны его понимать» или Семена Франка («”Объяснить” зло значило бы “обосновать” и, тем самым, “оправдать” зло»)? 15. Соотнесите свои рассуждения с высказыванием Эриха Фромма: «Кризис демократии угрожает каждому современному государству. При этом совершенно несущественно, под каким знаменем выступают враги человеческой свободы. Если на свободу нападают во имя антифашизма, то угроза не становится меньше, чем при нападении во имя самого фашизма». Обоснуйте свое согласие или несогласие с этим утверждением. 16. Выберете наиболее корректный из перечисленных тезисов и попробуйте аргументировано поддержать его: а) Историческая память о Второй мировой войне является важным сдерживающим фактором для фашизации современного общества; б) Историческая память о Второй мировой войне не только не сдерживает, но и парадоксальным образом усиливает угрозу фашизации в современном обществе; в) Историческая память о Второй мировой войне не может быть соотнесена с угрозами фашизации современного общества, поскольку речь идет о совершенно разных исторических явлениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|