Примеры вычисления вектора угловой скорости
Углы Эйлера. Традиционно углы Эйлера вводятся следующим образом. Переход из отсчетного положения в актуальное осуществляется тремя поворотами (рис. 4.7): 1. Поворот вокруг на угол прецессии При этом переходит в положение ( в ). Этот поворот описывается тензором .
2. Поворот вокруг на угол нутации . При этом , . Этот поворот описывается тензором . 3. Поворот вокруг на угол собственного вращения – тензор . Таким образом, результирующий тензор поворота равен . (4.18) Для наглядности на рис. 4.8 изображен волчок и углы Эйлера, описывающие его ориентацию. Покажем, что традиционная последовательность поворотов (4.18) может быть заменена последовательностью поворотов на те же самые углы вокруг неподвижных осей: 1. Поворот вокруг на угол собственного (чистого) вращения . 2. Поворот вокруг на угол нутации . 3. Поворот вокруг на угол прецессии . Поскольку , ,то по теореме (4.12) , . Подставляя эти выражения в (4.18), получим с учетом . (4.19) Разумеется, преимущество (4.19) по сравнению с (4.18) в том, что оси поворотов неподвижны. Вектор угловой скорости по теореме о сложении угловых скоростей (4.16) . Это же (правильное) выражение обычно получают из (4.18), применяя правдоподобные рассуждения о сложении «бесконечно малых» поворотов; применив их к другой последовательности поворотов, например (4.19), получим абсолютно неверный результат: . Из (4.19) видно, что при малом угле нутации , когда , тензор поворота . Видим, что углы и в линейном приближении становятся неразличимыми и входят в уравнения в виде суммы (. В этом неудобство углов Эйлера.
Самолетные (корабельные) углы (рис. 4.9). Переход из отсчетного положения в актуальное можно осуществить тремя поворотами (повернуть самостоятельно!): 1. Поворот вокруг на угол рысканья , при этом . 2. Поворот вокруг на угол тангажа , при этом .
3. Поворот на угол крена вокруг .
Тензор поворота равен: .(4.20) Выражение «можно осуществить» неслучайное; нетрудно понять, что возможны и другие варианты, например, повороты вокруг фиксированных осей. Применяя теорему о тензоре поворота с повернутой осью (4.12) из того, что , , получим: . Таким образом, получили следующую композицию поворотов вокруг неподвижных осей: 1. Поворот вокруг на угол крена (рискуя сломать крылья), 2. Поворот вокруг на угол тангажа (подъем «носа»), 3. Поворот вокруг на угол рысканья . Тензор поворота и вектор угловой скорости имеют вид: ; (4.21) . Трехстепенной гироскоп в кардановом подвесе ( рис. 4.10).Карданов подвес имеет три физических оси поворота, поэтому нетрудно догадаться, как тремя поворотами вокруг неподвижных осей перевести ротор гироскопа из отсчетного положения в актуальное. Разумеется, последовательность поворотов может быть любой, но, как мы убедились, повороты вокруг неподвижных осей самые удобные. Тензор поворота и вектор угловой скорости имеют вид: ; (4.22) .
Физические оси позволяют правильно найти угловую скорость как сумму угловых скоростей вращений вокруг этих осей в актуальном положении.
Движение конуса по конусу (рис. 4.11). Ориентация подвижного конуса (шестерни) задается двумя углами – углом поворота вокруг неподвижной оси (вектора ) и углом вращения вокруг собственной оси, актуальное положение которой задается вектором .
Тензор поворота – повороты производятся вокруг неподвижных осей. Вектор угловой скорости . (4.23) Если нет проскальзывания, то длина дуги окружности основания неподвижного конуса равна длине соответствующей дуги подвижного: , откуда и . Векторное произведение угловой скорости на вектор касающихся образующих конусов равно нулю: , следовательно, параллелен . Впрочем, геометрическому подходу следует предпочесть кинематический. Так, если вращается и нижняя шестерня (конус), то для нахождения угловой скорости проще исходить из равенства скоростей в точке контакта К: . Проецируя эту формулу на ось , получим откуда . Дифференцируя угловую скорость (4.23), получим угловое ускорение: и, с учетом , .
Читайте также: Cвойства линейных операций над векторами Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|