Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социал-демократическая идеология




 

Ряд политиков (например, М.С. Горбачев) полагает, что, хотя марксизм-ленинизм потерпел идейный крах, идеи коммунизма еще долгое время будут жить в народе, и предлагают социалистическую идею (в ее социал-де­мократическом или посткоммунистическом варианте). Они предлагают ее слегка обнов­ленной применительно к современному процессу реформ, имея в виду в первую очередь социально ориентированную рыноч­ную экономику.

Социал-демократическую идеологию в западном варианте пропагандирует небольшой слой интеллигенции, не имеющий сильного влияния на массы и не имеющий заметных полити­ческих лидеров. В итоге по содержанию основные идеи привле­кательны, но они активно не пропагандируются и не находят широкой поддержки.

Вместе с тем, российская социал-демократия относится к традиционным для нашего общества политическим идеологиям. Определенный потенциал развития по реформистскому пути, по-видимому, был заложен в той части российской социал-демократии, которая была представлена меньшевиками, в особенности Г.В. Плехановым [182], Ю.О. Мартовым [133], А.Н. Потресовым, И.Г. Церетели, Н.С. Чхеидзе и др. Но не сумев добиться внутреннего организационного и идейного единства, пойдя на сотрудничество с Временным правительством в 1917 г., партия меньшевиков в конце концов потеряла свои позиции в обществе и в начале 1920-х годов сошла с политической арены.

В современной России на звание социал-демократических претендует немало организаций. Среди них Социал-демократическая партия России, Российская партия социальной демократии, Республиканская партия Российской Федерации, Крестьянская партия России, Социал-демократический союз, Социалистическая народная партия, «Союз реалистов», «Союз труда», являющийся политической организацией ФНРП, Российский союз молодежи, Партия самоуправления трудящихся, Российская объединенная промышленная партия, «Союз народовластия и труда» и другие. Все эти организации группируются на одном идеологическом пространстве, хотя и отличаются по своим подходам к таким ключевым проблемам, как степень государственного вмешательства в экономику, соотношение государственного, коллективного и частного сектора в многоукладной экономике, частная собственность на землю и др.

Попытки ответить на вопрос, какой должна быть современная российская социал-демократия делают Г.Х. Попов, А.Н. Яковлев, Н.П. Шмелев и другие видные политики. В конце апреля 2000 г. экс-президент СССР и бывший Генсек КПСС М.С. Горбачев объявил о создании на базе 11 социал-демократических организаций и партий Объединенной российской социал-демократической партии. В конце 2001 г. состоялся объединительный съезд нескольких социал-демократических организаций России.

О высоком потенциале социал-демократии говорит успех партии С.М. Миронова «Справедливая Россия» – члена Социнтерна, с первой попытки прошедшей в декабре 2007 г. в Государственную думу.

 

Судьба либеральной доктрины в России

Некоторые исследователи и политики продолжают считать, что России нужна идеология либерализма с ее опорой на индивидуализм, минимизацию роли государства в эко­номике и свободный рынок. Отдельные политики предлагают так называемый социал-либеральный вариант по­литической идеологии и практики. Однако, маргинальная роль либерализма в политической жизни России обусловлена тем, что чисто западный вариант либерализма предполагает опору на средний класс, у нас же этот класс пока составляет не более 10-12% общества, тогда как в США и Великобритании — более 70%.

С исторической точки зрения российский либерализм можно рассматривать как идейно-интеллектуальную традицию (пик развития пришелся на 50-80-е гг. ХIХ вв., когда сформировались его социально-философская концепция и политическое кредо). А можно и как форму активности духовной элиты (апогеем считаются 90-е гг. ХIХ – начало ХХ вв., когда определилась теоретическая доктрина партии конституционных демократов) и как социально-политическое движение. Российский либерализм всегда развивался под сильным влиянием либеральных идей Запада, из чего, впрочем, нельзя сделать вывод, что первый является копией второго. Однако либерализм не получил широкого распространения в России, а владел умами лишь тонкого слоя интеллигенции и части высшего чиновничества. После Октябрьской революции 1917 г. таких возможностей у него не стало совсем.

Возрождение либерализма как мировоззрения и политического движения началось лишь в конце 80-х гг. ХХ в., на закате перестройки. В эти годы либерализм, называвшийся уже «советским либерализмом», получил возможность не только самовыражения, но и институционального и организационного оформления. В результате начали быстро развиваться самые различные формы либерализма:

· духовно-культурный либерализм (свободное распространение философских, религиозных идей и систем, в т.ч. классического и нового либерализма);

· политический (конституция и политическая система, партии либерального типа);

· экономический (свобода предпринимательства, внутренней и внешней торговли).

 

Уровень развития либерализма в современной России способствовал не только формированию основных ценностей этой идеологии, но и организации тех сил, которые являются ее носителями, прежде всего партий. Появились и первые либеральные идеологии.

В роли главных субъектов либеральной идеологии в конце ХХ – начале ХХI вв. оформились партия «Демократический выбор России» (Е.Т. Гайдар), объединение «Союз правых сил» (С.В. Кириенко). К числу современных российских либералов относят себя и члены ЛДПР во главе с В.В. Жириновским. С чем, впрочем, не согласны ни отечественные, ни зарубежные либералы. Платформа ЛДПР зиждется на пяти основных идеалах, которые составляют основу либерально-демократической идеологии: либерализме, демократии, справедливости, правопорядке, патриотизме.

Поскольку основные субъекты либеральной идеологии в нашей стране так или иначе относились и относятся к так называемой «партии власти», т.е. принадлежали к правящим силам, постольку речь должна идти не только о теории, но и о практике либерализма в современной России. Практика же эта состояла главным образом в решительном (фактически революционном) сломе прежних систем жизнедеятельности общества и государства и попытках выстроить новые системы либерального типа.

Реальный ход событий показал, что либеральная идеология сегодня не пользуется достаточной популярностью среди широкой российской общественности и зачастую связывается с именами тех, кого общество считает виновником многих нынешних бед России [183].

 

Консервативная идеология

 

Консервативную идеологию на Западе поддерживают пред­приниматели и академическая элита. В России слой национальных предпринимателей слишком узок, а в самом кон­серватизме очень много течений — от монархистов до уме­ренно правых, которые до конца еще не определились в своих идеологемах.

История российского консерватизма как идейно-политического течения берет свое начало с конца ХVIII –начала ХIХ вв., когда российские правящие круги стали предпринимать различные меры, чтобы оградить страну от влияния идей Великой французской революции. Активными помощниками властей в этом деле были такие популярные и авторитетные деятели того времени, как историк Н.М. Карамзин, поэты Г.Р. Державин и В.А. Жуковский, явившиеся первыми идейными российскими консерваторами.

Особенно сильно влияние консерватизма проявилось после восстания декабристов в 1825 г. Политический курс Николая I, подкрепленный теорией «официальной народности» графа С.С. Уварова, основанный на формуле православие – самодержавие – народность, господствовал вплоть до середины 50-х гг. и поддерживался многими видными учеными и общественными деятелями, в частности профессором истории Московского университета М.П. Погодиным.

С началом реформ Александра II консервативная идеология превратилась из господствующей в идейно-политической жизни в оппозиционную. Несмотря на это, она продолжала успешно развиваться такими учеными и общественными деятелями, как С.С. Гогоцкий, О.М. Новицкий, П.Д. Юркевич, М.Н. Катков. Оригинальный вклад в российский консерватизм внесли писатель Ф.М. Достоевский, философ В.С. Соловьев, представитель позднего славянофильства К.Н. Леонтьев.

Столпом консерватизма второй половины ХIХ в. был ярый сторонник неограниченного самодержавия К.П. Победоносцев, который играл особую роль в общественно-политической жизни страны, так как был близок к императору и принимал активное участие в подготовке государственных законов и указов царя. Убежденными сторонниками охранительной идеологии и защитниками монархии были также С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, Л.А. Тихомиров, В.В. Розанов, И.А. Ильин и другие.

В начале ХХ в. на идейной основе консерватизма стали формироваться различные политические организации, в т.ч. партии и движения: «Русская монархическая партия», партия «Союз русского народа», «Союз 17 октября», «Русский народный союз Михаила Архангела» и др. Основу их программных документов составляли идеи незыблемости царского самодержавия, частной собственности, упрочения русской нации, неделимость России, пропаганда православной религии. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. они прекратили свое существование, а возрождение консерватизма дооктябрьского типа началось в конце 80-х гг. ХХ в.

Одним из основных идеологов современного российского консерватизма стал молодой политик, один из лидеров НДР В.А. Рыжков, который сформулировал его в концептуальном плане. В основу своей идеологии нынешние российские консерваторы положили три ценности: свободу, развитие и традиции.

Предлагая обществу новую систему ценностей, консерваторы надеются, что она станет фундаментом для общественного сознания новой России. Эта система, полагает В.А. Рыжков, включает в себя ценности сильного национального государства, свободного гражданского общества, современной рыночной экономики, общества социальной солидарности. Кроме системы ценностей, будущая политика консерваторов будет строиться также на принципах свободы, демократии, верховенства закона.

К числу консерваторов относят себя многие российские политические и общественные деятели: известный ученый-политолог, президент фонда «Политика» В.А. Никонов, политик С.М. Шахрай и др. Семь постулатов консерватизма, которые называет и кратко раскрывает В.А. Никонов, коррелируются с общеизвестными мировыми ценностями консерватизма и неоконсерватизма, о которых речь шла выше, и с теми ценностями, которые предлагает российскому обществу НДР.

То представление об идеологии современного российского консерватизма, которое исповедуется нашими младоконсерваторами, вполне согласуется с тем, которое отстаивает "Консервативное движение" - предвыборный блок, образовавшийся вокруг Консервативной партии России (КПР) во главе с Л.Убожко. В начале апреля 1999 г. вокруг этой партии объединилось около трех десятков партий и движений консервативного толка, заявивших, что они отстаивают следующие ценности: «человек, семья, здоровье, образование, наука, культура, права человека, частная собственность, всяческая поддержка отечественных товаропроизводителей, среднего класса, национальных культурных традиций, законности и порядка». Современные младоконсерваторы, как можно было видеть выше, никак не обозначают свое родство со своими российскими предшественниками, а скорее подчеркивают свое родство с западными сородичами.

Кроме тех сил, которые вступили на консервативную тропу совсем недавно и являются, так сказать, младоконсерваторами, в сегодняшней России действуют и такие консервативные силы, которые называют себя в той или иной мере наследниками консерваторов императорской России. Это: «Консервативное движение России», «Консервативная партия России», «Общероссийский земский союз «Земство», «Российское земское движение» и некоторые другие. В их программные цели входит восстановление консервативных начал российской жизни дооктябрьского периода, в частности, монархического устройства, роли православной церкви и пр.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...