Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тоталитарный национализм (фашизм)




В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, ориентирующихся на интересы конкретных социальных классов и групп, фашизм опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности и обес­печивает интеграцию населения вокруг целей национального воз­рождения.

Фашизм — (итал. fascismo, fascio — «пучок», «связка», «объединение») — праворадикальное политическое к идеологическое течение, возникшее в Запад­ной Европе в период кризиса капиталистического (индустриального) общества в 30-е гг. XX в. и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил; резко отрицающее как либерально-демократические, так и эгалитарно-со­циалистические ценности, является одной из разновидностей тоталитаризма.

 

19.2.4.1.1. Подходы к осмысление феномена фашизма

Фашизм как явление существует на трех уровнях: идеологии, политическо­го движения и политического режима. Однако исследователи не всегда четко разделяют эти его ипостаси, объединяя их или выделяю одну из них в качестве главной.

Под политическими режимами понимают систему властных отношений, существовавших в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. XX столетия и служивших популистским сред­ством выхода этих стран из послевоенного кризиса. А так же режимы, сформировавшиеся в послевоенный период в Греции и Аргентине.

В рамках такого подхода характеристика фашизма непосредствен­но связывается с описанием разного рода националистических и осо­бенно тоталитарных режимов. Так, французский теоретик С. Пэйн описывает фашизм как «форму революционного ультранационализ­ма», а немецкий историк А. Меллер исследует его как «персоналистскую форму тоталитаризма». Другой французский ученый П. Милза [143] предложил даже учитывать несколько этапов в развитии и эволю­ции фашизма:

I – фашизм существует как форма кризиса экстре­мистских движений, захвативших часть мелкой буржуазии, кото­рая выступала против капитализма и крайне левых сил;

II – фа­шизм приобретает форму союза между крупной частной собственностью и мелкой буржуазией для захвата власти;

III – фа­шизм становится специфическим политическим режимом;

IV – ста­дия полного тоталитаризма.

 

Современные политические движения фашистского толка принято определять как неофашизм, существующий практически во всех европейских странах, включая Россию.

Фашистская идеология, возникшая в 20-х гг. XIX в., стала одним из зна­ковых явлений XX столетия. Ее эволюция, способы влияния на поли­тические отношения в разных странах также создали неоднозначное отношение к ней в политической науке.

Рядом исследователей фашизм интерпретируется как идеология, не имеющая определенного идейного содержания и формирующаяся там и тогда, где и когда в идейных и практических устремлениях политичес­ких сил на первый план выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора подчас заслоняет задачи захвата и использо­вания власти. Политическая линия такого движения неразрывно связа­на с утопическими идеями превосходства тех или иных расовых, этни­ческих, классовых, земляческих и иных групп общества, агрессивнос­тью политических требований, чертами национального милитаризма, апелляцией к низменным человеческим чувствам и предрассудкам. По­литическое оформление подобных идеологических учений и доктрин сопровождается отвержением демократии как системы власти, полным приоритетом национального кодекса нравственности над общечелове­ческими ценностями, безудержной демагогией в формировании обще­ственного мнения, насаждением культа вождя. В этом смысле фашизм предстает как ультрареакционная, антигуманистическая идеология, на основе которой складываются политические движения мобилизацион­ного типа, ориентированные на реализацию мифических идей и целей и прокламирующие непрерывную борьбу с врагами.

Таким образом, у всех идеологий, относящихся к такому «без цвета и запаха» фашизму, цели и задачи имеют антигуманистичес­кий характер, их роднит и сходство используемого в борьбе за власть политического инструментария. Поэтому от фашистского перерож­дения не застрахованы ни национальные, ни социальные, ни рели­гиозные, ни другие идеологии, утверждающие привилегированное положение «коренного населения», приверженцев «подлинной веры» и т.д. и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.

Понимая фашизм таким образом, общество должно крайне вни­мательно относиться к появлению на политическом рынке идей, ав­торы которых стремятся закрепить чье-либо националь­ное или иное превосходство в ущерб дру­гим гражданам и не желающие останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. Акцептация таких черт фашизма несколько драматизирует авторитарные методы управления в демократических режимах, однако она позволяет свое­временно увидеть опасность нарастания насилия, национального ми­литаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чре­ватой разрушением цивилизованного облика общества [213].

Такая картина эволюции фашизма дает возможность более четко видеть угрозы, которые исходят от него особенно в переходных обществах. В них предпосылки фашизма непосредственно определяются отсутствием законов, направленных на борьбу с политическим ради­кализмом и экстремизмом (особенно в националистической форме), отсутствием целенаправленной, поддерживаемой государством про­паганды против крайних форм политического участия, благожела­тельным отношением к историческим фактам сотрудничества с пре­ступными режимами или политическими деятелями, распростране­нием мессионерских идей и концепций.

 

19.2.4.1.2. Классический фашизм

Фашизм (от итал. fasio – пучок, связка, объединение) – «идейно-политическое течение, возникшее в 1919 г. в Италии и Германии и выражавшее интересы наиболее реакционных и агрессивных слоев как крупной, так и средней и мелкой буржуазии. Такие разновидности фашизма, как итальянский фашизм и не­мецкий национал-социализм, были вызваны к жизни рядом при­чин.

В странах, потерпевших поражение в Первой мировой войне, и прежде всего в Германии, были дополнительные причины для возникновения фашизма. Одна из них – чувство унижения, которое испытывала нация в связи с выплачиваемой репарацией странам-победительницам за причиненный им ущерб, что в официальной пропаганде и на бытовом уровне в те годы расценивалось не иначе как «величайший позор» германской нации, который можно смыть только новой кровью. Зазвучали идеи, лозунги, учения, что Германия «превыше всего» и» превыше всех». Фашистские лидеры успешно используя этот момент, сознательно подогревали реваншистские настроения.

Процессы абсолютного обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значи­тельных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либе­ральные идеалы свободной личности. В такой ситуации интегри­рующую и вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку в ней национальное самосознание населения было более всего унижено поражением в Первой мировой войне.

Родоначальником фашизма был лидер левого крыла итальянских социалистов в те годы Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Пла­тона, Гегеля и на концепции «органистского государства» (оправды­вающей агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, про­славляла войну и экспансию.

Итальянский и немецкий фашизм имеют существенные различия. Если идеология итальянского фашизма стремилась возродить могущество Священной Римской империи и была не столь притягательной для широких народных масс, то национал-социализм стал идеологией, которая смогла сплотить различные социальные группы идеей национального превосходства арийской расы, соединив ее с лозунгами социального равенства и справедли­вости. Немецкая версия фашизма отличалась боль­шей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино [49], а так­же ряд положений философии И. Фихте [233], Г. Трейчке, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше [157], теоретики германского фашизма построили свою идео­логию на приоритете социальных и политических прав некоего мифи­ческого народа, который они называли «арии». В соответствии с при­знанием его привилегированности была провозглашена политика под­держки государств «культуро-созидающих рас» (к «настоящим ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских наро­дов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддер­живающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки), и беспощадного уничтожения «культуро-разрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место за­нимала раса, защита целостности которой предполагала и оправдыва­ла политику экспансионизма, дискриминации и террора.

В одной из своих речей А. Гитлер так сформулировал идеал нового общества: «Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, чуждого морали, жалости, слоя, который будет сознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господ­ство над широкой массой». Идеология национал-социализма созда­вала новый тип личности, свободный, по выражению А. Гитлера, «от отягчающих ограничений разума, от грязных и унижающих са­моотравлений химерами, именуемыми совестью и нравственностью, и от требования свободы и личной независимости, которыми могут пользоваться лишь немногие». Создание условий для развития на­ционального немецкого государства предполагалось за счет «расши­рения жизненного пространства на востоке», «устранения целых расовых единиц» и «обеспечения продовольственного снабжения» Германии [155, с.352].

Развязанная фашистскими государствами — Германией, Италией и другими — Вторая мировая война принесла величайшие бедствия народам мира. В ее ходе погибло более 50 млн человек. Разгром в 1945 г. фашистской Германии и ее союзников силами антигитлеровской и антифашистской коалиции нанес решаю­щий удар по государственному фашизму, содействовал возрождению демокра­тических государств.

Важно, что даже при кардинальном различии идеалов ценностей принципы построения нового общества в коммунизме и фашизме оказались схожими. Эти принципы включали в себя то­тальное подчинение общества одной идеологии, одной идее (с той лишь разницей, что в первом случае это была идея «светлого буду­щего», а во втором — идея «превосходства арийской расы»); моно­польную власть одной партии (коммунистической или национал-социалистической) как главного элемента политической системы; ис­пользование политического террора и опора на органы насилия в обес­печении политической стабильности и идейного единства общества.

Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания помимо названных государств также во франкистской Испании (до 1975 г.), Японии 1930-40-х гг., Португалии при А. Салазаре (до 1974 г.), Аргентине при президенте Пероне (1943-1955), Греции кон­ца 1960-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.

 

19.2.4.1.3. Концепция фашизма

Фашистская идеология была своеобразной реакцией на всесторонний кризис западного общества после Первой мировой войны:

· экономический и социальный кризис вследствие дегуманизации труда и массового переселения людей из деревень в города;

· политический кризис в результате неприспособленности новых демократических режимов, а также злоупотреблений и коррупции в демократических государствах;

· интеллектуальный и духовный кризисы, порожденные современным радикализмом и размыванием религиозных и моральных ценностей.

 

Фашизм как система идей включает расистские взгляды (теории расового не­равенства и превосходства соответствующей расы), антисемитизм, пангерманизм, националистические геополитические концепции, социальную демагогию (часто а псевдосоциалистической и националистической форме), концепции «классовой гармонии» (теории «народного сообщества» и «корпоративности»), вождизма («принцип фюрерства»), всевластия государственной машины, государственно­го аппарата («теория тотального государства»), «национал-социалистической организации», антидемократические идеи, взятые у Ницше, Шпенглера и Джентиле (о «растворении» индивида в политике) и др. В наиболее концентрированном виде политические аспекты идеологии фашизма содержатся в работах известных функционеров итальянского и гер­манского фашизма А. Рокко и А. Розенберга [200б], а также руководителей фашистско­го движения А. Гитлера и Б. Муссолини.

Характерная черта фашизма — харизматический принцип вождизма. Вождизм (принцип фюрерства) означал единство государства, воплощенное в вожде. Вер­ховный вождь является одновременно выразителем и олицетворением расово­го, национального и народного духа. От него исходит сила государства, он на­деляет определенными полномочиями нижестоящих вождей. Каждый из них безоговорочно подчиняется своему непосредственному начальнику и одновре­менно обладает неограниченной властью в отношении подчиненных вождей.

Для идеологии фашизма характерно отождествление общества с нацией, а нации — с государством. «Народное» государство рассматривалось как юри­дическое воплощение нации, наделенное ответственностью за ее цели и инте­ресы. Как верховный суверен, обеспечивающий нормативный порядок, госу­дарство трактовалось неизмеримо выше отдельных индивидов, групп и организаций; интересы последних законны, лишь поскольку они совмести­мы с высшими интересами государства. Всячески превозносился принцип всевластия государственной машины и корпоративного государства.

В противоположность либерально-буржуазной идеоло­гии фашизм, как писал Б. Муссолини «подчеркивает «права Госу­дарства как выразителя настоящей сущности индивида... Фашист­ская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей... таким образом фашизм тоталитарен... фашизм противоположен социализму, которому не­известно единство внутри Государства, сливающего классы в еди­ную экономическую и этическую реальность... реальные потребно­сти заняли должное место в корпоративной системе, где противо­положные интересы координируются и гармонизируются в единстве государства» [10, с.110].

Муссолини писал о классовом сотрудни­честве и корпоративности экономики как о синтезе двух элемен­тов: капиталиста и пролетария; причем классовое сотрудничество устанавливается не путем уничтожения буржуазии, а посредством подчинения ее интересам государства.

В соответствии с фашистской идеологией мощь фашистского государства зависит от духовного единства масс, которое следует охранять любыми средствами. Поэтому, кроме фашистской партии — единственного носителя власти и судеб государства, недопустимы никакие другие партии с их межпартийной борьбой, якобы разваливающей государство. Любые демократические движения и организации, как и прояв­ление свободомыслия, при фашизме строго запрещались. Для борьбы с про­тивниками правящих режимов и инакомыслием в фашистских государствах использовались развитые полицейские силы, специальные военизированные организации, тотальная система слежки и контроля, концентрационные лаге­ря, в которых были физически уничтожены многие десятки тысяч демократов, интеллигентов и противников фашизма, миллионы евреев, славян, представи­телей «неарийского» населения европейских стран.

Неотъемлемой чертой фашизма является воинствующий иррационализм. Если в идеологии для верхов еще встречаются попытки теоретизирования и логиче­ской аргументации, то фашистская идеология для масс является интеллектуально весьма примитивной, рассчитанной исключительно на эмоциональное воздей­ствие. Идеологи фашизма относились к людям, обладавшим интеллектом и эру­дицией, с нескрываемой враждебностью как к потенциальным врагам режима.

Для национал-социализма характерна идеализация биологических законов и попытка перенести на общество право сильного, царящее в природе. Фашизм восхищается законом природы, в соответствии с которым можно оправдать власть сильного над слабым. Ценностью здесь является элитарно-иерархичес-кий принцип, согласно которому одни рождены повелевать, а другие – подчиняться. В данной идеологии всячески восхваляется война, которая ведет к сплочению нации, оправдываются территориальные притязания к другим народам, поощряется империализм как завоевание «жизненного пространства» для переселенной страны.

Фашизму присущ культ физической силы и грубого насилия, вклю­чавший милитаризацию общественной жизни, абсолютизацию роли насилия в прогрессе человечества, отрицание гуманизма, который считался либо свиде­тельством полного непонимания человеческой натуры, либо теоретическим оправданием трусости. Культ насилия формировал психологические предпо­сылки как для массового террора внутри страны, так и для внешней экспансии. Утверждая, что их нациям «тесно» в пределах своих государственных границ, идеологи и руководители германского и итальянского фашизма призывали к войне за расширение «жизненного пространства», в пределы которого вклю­чались не только соседние европейские государства, но и территории в Афри­ке и Азии. При этом население захваченных земель предполагалось не просто лишить государственности и обречь на тяжелый неквалифицированный труд, но и подавить его культуру, а некоторые народы, в первую очередь русский, — уничтожить физически.

На практике наибольшей жестокостью в отношении населения оккупиро­ванных территорий отличался германский фашизм, в идеологии которого культ насилия соединился с расизмом в крайних формах. Взяв за основу расистские идеи в социал-дарвинистской интерпретации, национал-социалисты упростили их до чисто биологического уровня, когда раса рассматривалась как сумма внеш­них физических признаков, определяемых кровным родством. Все «неарийские» народы, в первую очередь евреи, цыгане и славяне, объявлялись идеологами германского фашизма «недочеловеками». Принцип расовой чистоты стал в Гер­мании основой кадровой и семейной политики, обусловил массовый геноцид евреев и цыган, истребление славянского и других народов на оккупированных фашистскими государствами территориях различных стран [83, с.450].

Существенная черта идеологии фашизма — постоянная социальная демаго­гия в целях маскировки ее антинародной и антидемократической направленно­сти. Главным отличием национал-социализма в семействе фашистских идеологий стало наличие в нем теории заговора западных плутократий и большевизма как орудий мирового еврейства против Германии, а также теория о непреодолимости неравенства рас и наций и мировом господстве арийской расы, отождествляемой с германской нацией [183]. Германский национал-социализм отвергал процесс модернизации и мечтал об «аграрной стране Германии».

Основными политико-идеологическими постулатами фашизма являются:

· общественная и личная жизнь подлежит жесткому контролю со стороны го­сударства, представляющего высшие интересы нации. В фашистском обществе нет места плюрализму и разделению властей;

· вершина властной иерархии — вождь, наделенный в глазах значительной части общества сверхъестественными качествами, выразитель «духа нации» и ее «исторической судьбы»;

· высшая ценность — собственная нация, которая превосходит другие народы и потому находится в привилегированном положении. Ее процветание может быть достигнуто путем ограничения жизненного пространства и вообще уничтожения «низших» рас [74].

 

19.2.4.1.4. Неофашизм

 

Фашистские режимы, потерпев сокрушительное поражение во Второй мировой войне, сошли с исторической арены. Однако политические идеологии так просто не уходят, если вообще когда-нибудь уходят навсегда. Поэтому уже в послевоен­ные годы началась ее реанимация в лице неофашистских организаций, возник­ших в ряде стран. Внешне в настоящее время фашистская идеология значительно утратила свое влияние, но ее рецидивы встречаются в различных странах мира в виде расизма, антисемитизма и других учений и политических движений, утверждающих превосходство тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных сообществ.

Представители современного неофашизма обычно выступают с позиций борьбы за «чистоту расы», против присутствия в Европе иммигрантов из разви­вающихся стран, за «прочный (новый) порядок», защиту традиционных нацио­нальных ценностей и др. Используя экономические трудности и расовые пред­рассудки, выступая с националистических позиций, неофашистские организации (или их лидеры) в отдельных странах Европы получают определенную поддерж­ку дезориентированных или недовольных своим социальным положением без­работных, работников с низкими доходами, части молодежи.

Неофашистская идеология, восприняла основные постулаты классического фашизма и активно маскируется под патриотические движения и организации. Поэтому нельзя исключать опасности возможного пере­рождения разного рода национальных, религиозных и даже коммунистических иде­ологий, которые, исповедуя привилегированное положение той или иной социаль­ной общности, могут в большей или меньшей степени выражать фашистские по своей сути воззрения. В частности, ее наиболее характерные черты зримо проявляют­ся в таком политическом течении как национал-либерализм (сохраняющий те же идеи расистской богоизбранности и этнического гегемонизма, но более терпимо относящийся к индивидуализму и ряду других бур­жуазных ценностей).

Сегодня в России легально или полулегально действует ряд политических партий и групп, открыто использующих фашистскую символику, поддерживающих связи с неофашистами других стран, участвующих в деятельности интернациональных неофашистских объединений (откровенно нацистская символика военизированного «Русского национального единства» А.П. Баркашова, тесные связи Национал-большевистской партии Э. Лимонова – А. Дугина с одним из лидеров «новых правых» в Европе А. де Бенуа). Часть профашистски настроенных групп ориентируются в России не на западный опыт, а на отечественную ультраправую традицию, в частности, на известную борьбу против «жидомасонства». Однако обе отмеченные версии профашистских идеологий оставаются до сих пор маргинальным явлением российской политической сцены. Однако, еще не следует, что в нашей стране принципиально исключена возможность установления фашистской диктатуры, хотя она и маловероятна.

На наш взгляд, стоит согласиться с мнением части отечественных политологов в том, что в сегодняшней России есть немало признаков, приводивших в других странах к порогу фашистского переворота. Наиболее важны следующие:

· глубокие последствия хронического и всеобъемлющего социально-экономического кризиса, ощущаемые большинством населения;

· тотальная криминализация общества, включая властные элиты;

· низкая исполнительной дисциплины на всех уровнях власти и производства;

· ослабление государственной власти, дискредитация ее институтов, низкий кредит доверия к ней со стороны большинства населения;

· отчуждение населения от административных и политических институтов;

· недоверие к официальной пропаганде;

· десоциализация, маргинализация массовых групп населения;

· драматический рост пьянства, наркомании, интеллектуальной и физической проституции;

· идейно-ценностная дезориентация населения, рост политической апатии;

· чувство ущемленного национального достоинства;

· прогрессирующая иррационализация, эстетизация и мистификация массового политического сознания;

· разрыв традиционной межпоколенческой коммуникации;

· аполитичность и конформизм молодежи, в массе отчужденной от власти;

· разрушительное воздействие СМИ, пропагандирующих культ насилия, на индивидуальную и социальную психику россиян;

· привыкание общества к праворадикальным стереотипам мысли и поведения, к социал-дарвинистской морали «хищного зверя» и др.

 

Конечно, опыт Великой Отечественной войны с немецким фашизмом создал стойкий иммунитет россиян к понятию «фашизм». Однако это отнюдь не означает, что данный иммунитет вечен и что он распространяется не только на терминологию фашизма, но и на весь арсенал его идей и стратегий[183].

Политический национализм

 

В странах, где идет процесс станов­ления национальных общностей, где осу­ществляется консолидация государств на моно- или полиэтни­ческой основе, серьезную политическую роль играют националь­ные идеологии. Национализм (от лат. natio – народ, от фр. nationalisme) – идеология и политика, основу которых составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

 

19.2.4.2.1. Национализм как идеология

 

Национализм, как тип идеологии вдохновлен одним из элементов знаменитой вербальной триады Великой фран­цузской революции, известным со времен Конфуция, — братством (имея в виду близость людей одной нации). Идеология национализма — это самостоятельная система определенных верований и убеждений, отличная от идеологии либерализма, консерватизма и социализма.

Национализм — это политическая идеология, в которой «нация», понимаемая в качестве культурно однородного сообщества, выступает источником суверенитета, преимущественным объектом лояльности и предельным основанием легитимности власти.

Политический национализм в отличие от бытового - это идеология, т.е. система взглядов, обосновывающая и оправдывающая определенного типа практику. Это политическая идеология, поскольку практика, которую данная идеология обслуживает, носит политический характер (связана с отношениями власти). Национализм представляет собой, в первую очередь, политико-идеологическое явление.

На первый взгляд утверждение о том, что национализм при всей своей внешней обращенности в прошлое, к традициям и мифам является ровесником и близнецом модернизации и теснейшим образом связан с промышленной революцией, урбанизацией, становлением гражданского общества и современного государства и т.д. звучит парадоксально. Но то, что национализм и промышленная революция порой как бы противопоставляли себя друг другу, никоим образом не должно вводить в заблуждение.

Национализм имеет и еще одно измерение — психологическое. Это совокупность не только рациональных, но и эмоциональных представлений. Иными словами, национализм затрагивает как сферу идей, так и сферу переживаний. Исследователи полагают, что национализм следует изучать не только как идеологию (доктрину, мировоззрение), но и как и психологию (чувства). Национализм следует анализировать не как чисто теоретический феномен, но и как руководство к политическому действию и как составную часть такого действия.

Более того, национализм, прежде всего социокультурный феномен, который во многих случаях выступает в качестве своеобразной оболочки для иных интересов и мотивов, например:

· стремления участвовать в дележе материальных и финансовых ресурсов;

· завоевания власти и авторитета;

· преодоления психологи­ческих и идеологических комплексов и т.д.

 

Национализм интегрировал в себя традиционные мифы и символы, но использовал их для защиты и обоснования новых феноменов в лице национального государства. Сила национализма как раз состоит в том, что он органически соединяет индивидуальные социокультурные приверженности людей с государством, которое способно действовать, в т.ч. и в плане защиты и гарантии сохранения национально-культурной идентичности народа.

Следует различать понятия «патриотизм», «на­ционализм», «шовинизм» и национальный экстремизм. Первое из них используется в нацио­налистической идеологии, но может не иметь к ней никакого от­ношения, ибо обусловлено, прежде всего, государством, а не этносом.

В целом идеологии этого типа выражают политические требо­вания граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной принадлежностью. Концеп­туально-теоретические основы этих идеологических течений преж­де всего выражают то или иное понимание природы националь­ной группы, которая может трактоваться либо:

· в качестве общности, складывающейся на основе единых экономических условий жиз­ни людей, территории, языка и определенных черт духовной куль­туры (марксистская традиция);

· культурной общности, ин­тегрируемой политическими событиями и институтами (М. Вебер [34]);

· воплощения «национального духа», поддерживаемого культурными нормами, ценностями и символами (Дж. Бренд [199, с.299],А. Тойнби [224], С. Хантингтон [245]);

· народа, которому ниспослано божественное откровение (православная и ис­ламская традиция), и т.д.

 

Национализм, так же как и его конкуренты, и союзники (в зависимости от конкретно-исторической ситуации), не является строго определенной совокупностью теоретических положений, а представляет собой политико-идеологическую конфигурацию, содержание которой в значительной степени определяется социально-историческими обстоятельствами [127, с.24].

Сила и неискоренимость национализма обусловлены тем, что большинство людей в современном мире сознают себя представителями определен­ной общности, отличающейся от других общностей. Как отмечал А.Г. Здравомыслов [ ], русские только потому являются русскими, что существуют немцы, французы, американцы и другие национально-этнические группы, с которыми они постоянно себя соотносят и говорят: "Мы — русские, значит, мы не немцы, не французы, не американцы и т.д.".

Националистическая идеология, доведенная до своей крайности, превращается в апофеоз насилия. Она начинается с провозглашения прав собственной нации на самоопределение, а заканчивается откровенно агрессивным стремлением к покорению и уничтожению других наций. В исторической практике это особенно наглядно воплотилось в истории германского нацизма, развязавше­го Вторую мировую войну и провозгласившего цель завоевания жизненного пространства и уничтожения целых народов.

Три другие черты националистической идеологии близки к идеологии социалистической:

· включение в государство экономи­ческой деятельности и образования;

· планирование;

· всеобщая мо­билизация населения [52].

 

Содержание националистической идеологии определяется выполняемыми ею функциями. А они определяются:

во-первых, особенностями социально-исторической ситуации;

во-вторых, спецификой тех политических сил, которые в данной ситуации действуют от имени «нации».

Если в данном обществе в конкретный момент на повестке дня стоит радикальное реформирование общественного строя (например, преобразование полуфеодальной Турции в современное национальное государство), то политические акторы, апеллирующие к интересам нации, будут идентифицироваться как представители «прогрессивного национализма». В ситуации конфликта между рабочим движением, требующих социалистических преобразований, с одной стороны, и государством, этому противостоящим, с дугой стороны, носителем националистической идеологии будут правящие круги. Понятно, что их национализм будет носить консервативно-охранительный, «реакционный» характер [127, с.25].

Западная Европа пережила бум национальных идеологий в конце XIX — первой трети XX в. В настоящее время процесс европейской интеграции, поддержи­ваемый соответствующими институтами (Европарламентом, Ев-росоветом и др.), обусловил едва ли не повсеместное — особенно в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге — преобладание евроцентризма над национальными пристрастиями людей. В то же время в Югославии, России, большинстве республик, образовавшихся на месте бывшего СССР, национальные идеологии до­минируют в политической жизни общества. Здесь не прекращаются дискуссии о перспективах создания целостной системы политического мировоззрения, основанного на православных ценностях в современной России.

В соответствии с внешними условиями и уровнем националь­ного самосознания населения политические силы могут выдви­гать требования либо:

· защиты культурной самобытности нацио­нальной диаспоры (вплоть до образования самостоятельной го­сударственности);

· расширения геополитического пространства для жизни нации или, напротив, — защиты собственной тер­ритории и национального суверенитета от внешних посягательств;

· создания привилегий для лиц «коренной национальности»;

· интенсивного расширения интернациональных кон­тактов и т.д.

 

В связи с этим, в XX в. политический национализм приобрел универсальный характер и начал использоваться для обозначения широкого спектра явлений. Появившиеся в прошлом столетии понятия «буржуазный национализм», «либеральный национализм», «мелкобуржуазный национализм», «национал-шовинизм», «национал-социализм» и т.д. в основном применялись в качестве идеоло­гических конструкций для оправдания и обоснования политико-партийных и идеологических программ соответствующих социально-политических сил. Свою крайнюю форму эта тенденция получила к гитлеровской Германии, где на­ционализм и тоталитаризм служили двумя главными несущи­ми опорами нацизма как государственной идеологии.

Национальная идеология, как один из вариантов политического мифа, является воплощением национальной мифологии и выражается в концепции исторического времени - пути нации от сверхъестественного рождения до настоящего времени и футуристического предвкушения грядущей национальной истории — до утопической картины будущего идеального государства и эсхатологических прозрений. Национальная идеология в той или иной степени фиксирует также и структуру пространства, в котором пребывает “священная земля”, данная нации свыше и зримо обозначающая образ Отечества. Наконец, субъектом, действующим в этом пространственно-временном образовании является сверхчеловек, осуществляющий национальной идеал.

Плотность мифологического пространства, выделение доминирующего мифа является важной характеристикой состояния нации. К. Шмитт [262] писал, что “сила мифа является критерием того, имеет ли народ историческую миссию и пробил час его национального величия”.

Политическая идеология может претендовать на превращение в идеологию национальную только в том случае, если она опирается на национальную мифологию, то есть обращена к национальным архетипам. Если архетип угадан, то соответствующая ему мотивация может стать общезначимой в масштабах всего общества, если угадывание не состоялось, то идеология –эмоционально отторгается и рано или поздно находятся аргументы, изобличающие ее в противоречии интересам нации.

Данное обстоятельство приводит к мысли о том, что идеологии неравнозначны, среди них есть «правильные» и «неправильные», «зрелые» и «незрелые». Зрелая идеология, по всей видимости, всегда консервативна. К консерватизму подталкивает идеологов знание человеческой природы и желание улучшить ее (а не просто использовать), знание особенностей конкретной нации. Следовательно, некоторые черты оптимальной идеологии могут быть сконструированы. Причем успех конструирования буде

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...