Тоталитарный национализм (фашизм)
В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, ориентирующихся на интересы конкретных социальных классов и групп, фашизм опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности и обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения. Фашизм — (итал. fascismo, fascio — «пучок», «связка», «объединение») — праворадикальное политическое к идеологическое течение, возникшее в Западной Европе в период кризиса капиталистического (индустриального) общества в 30-е гг. XX в. и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил; резко отрицающее как либерально-демократические, так и эгалитарно-социалистические ценности, является одной из разновидностей тоталитаризма.
19.2.4.1.1. Подходы к осмысление феномена фашизма Фашизм как явление существует на трех уровнях: идеологии, политического движения и политического режима. Однако исследователи не всегда четко разделяют эти его ипостаси, объединяя их или выделяю одну из них в качестве главной. Под политическими режимами понимают систему властных отношений, существовавших в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. XX столетия и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. А так же режимы, сформировавшиеся в послевоенный период в Греции и Аргентине. В рамках такого подхода характеристика фашизма непосредственно связывается с описанием разного рода националистических и особенно тоталитарных режимов. Так, французский теоретик С. Пэйн описывает фашизм как «форму революционного ультранационализма», а немецкий историк А. Меллер исследует его как «персоналистскую форму тоталитаризма». Другой французский ученый П. Милза [143] предложил даже учитывать несколько этапов в развитии и эволюции фашизма:
I – фашизм существует как форма кризиса экстремистских движений, захвативших часть мелкой буржуазии, которая выступала против капитализма и крайне левых сил; II – фашизм приобретает форму союза между крупной частной собственностью и мелкой буржуазией для захвата власти; III – фашизм становится специфическим политическим режимом; IV – стадия полного тоталитаризма.
Современные политические движения фашистского толка принято определять как неофашизм, существующий практически во всех европейских странах, включая Россию. Фашистская идеология, возникшая в 20-х гг. XIX в., стала одним из знаковых явлений XX столетия. Ее эволюция, способы влияния на политические отношения в разных странах также создали неоднозначное отношение к ней в политической науке. Рядом исследователей фашизм интерпретируется как идеология, не имеющая определенного идейного содержания и формирующаяся там и тогда, где и когда в идейных и практических устремлениях политических сил на первый план выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора подчас заслоняет задачи захвата и использования власти. Политическая линия такого движения неразрывно связана с утопическими идеями превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества, агрессивностью политических требований, чертами национального милитаризма, апелляцией к низменным человеческим чувствам и предрассудкам. Политическое оформление подобных идеологических учений и доктрин сопровождается отвержением демократии как системы власти, полным приоритетом национального кодекса нравственности над общечеловеческими ценностями, безудержной демагогией в формировании общественного мнения, насаждением культа вождя. В этом смысле фашизм предстает как ультрареакционная, антигуманистическая идеология, на основе которой складываются политические движения мобилизационного типа, ориентированные на реализацию мифических идей и целей и прокламирующие непрерывную борьбу с врагами.
Таким образом, у всех идеологий, относящихся к такому «без цвета и запаха» фашизму, цели и задачи имеют антигуманистический характер, их роднит и сходство используемого в борьбе за власть политического инструментария. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни социальные, ни религиозные, ни другие идеологии, утверждающие привилегированное положение «коренного населения», приверженцев «подлинной веры» и т.д. и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса. Понимая фашизм таким образом, общество должно крайне внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, авторы которых стремятся закрепить чье-либо национальное или иное превосходство в ущерб другим гражданам и не желающие останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. Акцептация таких черт фашизма несколько драматизирует авторитарные методы управления в демократических режимах, однако она позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества [213]. Такая картина эволюции фашизма дает возможность более четко видеть угрозы, которые исходят от него особенно в переходных обществах. В них предпосылки фашизма непосредственно определяются отсутствием законов, направленных на борьбу с политическим радикализмом и экстремизмом (особенно в националистической форме), отсутствием целенаправленной, поддерживаемой государством пропаганды против крайних форм политического участия, благожелательным отношением к историческим фактам сотрудничества с преступными режимами или политическими деятелями, распространением мессионерских идей и концепций.
19.2.4.1.2. Классический фашизм Фашизм (от итал. fasio – пучок, связка, объединение) – «идейно-политическое течение, возникшее в 1919 г. в Италии и Германии и выражавшее интересы наиболее реакционных и агрессивных слоев как крупной, так и средней и мелкой буржуазии. Такие разновидности фашизма, как итальянский фашизм и немецкий национал-социализм, были вызваны к жизни рядом причин.
В странах, потерпевших поражение в Первой мировой войне, и прежде всего в Германии, были дополнительные причины для возникновения фашизма. Одна из них – чувство унижения, которое испытывала нация в связи с выплачиваемой репарацией странам-победительницам за причиненный им ущерб, что в официальной пропаганде и на бытовом уровне в те годы расценивалось не иначе как «величайший позор» германской нации, который можно смыть только новой кровью. Зазвучали идеи, лозунги, учения, что Германия «превыше всего» и» превыше всех». Фашистские лидеры успешно используя этот момент, сознательно подогревали реваншистские настроения. Процессы абсолютного обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации интегрирующую и вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку в ней национальное самосознание населения было более всего унижено поражением в Первой мировой войне. Родоначальником фашизма был лидер левого крыла итальянских социалистов в те годы Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и на концепции «органистского государства» (оправдывающей агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию. Итальянский и немецкий фашизм имеют существенные различия. Если идеология итальянского фашизма стремилась возродить могущество Священной Римской империи и была не столь притягательной для широких народных масс, то национал-социализм стал идеологией, которая смогла сплотить различные социальные группы идеей национального превосходства арийской расы, соединив ее с лозунгами социального равенства и справедливости. Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино [49], а также ряд положений философии И. Фихте [233], Г. Трейчке, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше [157], теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа, который они называли «арии». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «культуро-созидающих рас» (к «настоящим ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки), и беспощадного уничтожения «культуро-разрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой предполагала и оправдывала политику экспансионизма, дискриминации и террора.
В одной из своих речей А. Гитлер так сформулировал идеал нового общества: «Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, чуждого морали, жалости, слоя, который будет сознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой». Идеология национал-социализма создавала новый тип личности, свободный, по выражению А. Гитлера, «от отягчающих ограничений разума, от грязных и унижающих самоотравлений химерами, именуемыми совестью и нравственностью, и от требования свободы и личной независимости, которыми могут пользоваться лишь немногие». Создание условий для развития национального немецкого государства предполагалось за счет «расширения жизненного пространства на востоке», «устранения целых расовых единиц» и «обеспечения продовольственного снабжения» Германии [155, с.352]. Развязанная фашистскими государствами — Германией, Италией и другими — Вторая мировая война принесла величайшие бедствия народам мира. В ее ходе погибло более 50 млн человек. Разгром в 1945 г. фашистской Германии и ее союзников силами антигитлеровской и антифашистской коалиции нанес решающий удар по государственному фашизму, содействовал возрождению демократических государств.
Важно, что даже при кардинальном различии идеалов ценностей принципы построения нового общества в коммунизме и фашизме оказались схожими. Эти принципы включали в себя тотальное подчинение общества одной идеологии, одной идее (с той лишь разницей, что в первом случае это была идея «светлого будущего», а во втором — идея «превосходства арийской расы»); монопольную власть одной партии (коммунистической или национал-социалистической) как главного элемента политической системы; использование политического террора и опора на органы насилия в обеспечении политической стабильности и идейного единства общества. Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания помимо названных государств также во франкистской Испании (до 1975 г.), Японии 1930-40-х гг., Португалии при А. Салазаре (до 1974 г.), Аргентине при президенте Пероне (1943-1955), Греции конца 1960-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.
19.2.4.1.3. Концепция фашизма Фашистская идеология была своеобразной реакцией на всесторонний кризис западного общества после Первой мировой войны: · экономический и социальный кризис вследствие дегуманизации труда и массового переселения людей из деревень в города; · политический кризис в результате неприспособленности новых демократических режимов, а также злоупотреблений и коррупции в демократических государствах; · интеллектуальный и духовный кризисы, порожденные современным радикализмом и размыванием религиозных и моральных ценностей.
Фашизм как система идей включает расистские взгляды (теории расового неравенства и превосходства соответствующей расы), антисемитизм, пангерманизм, националистические геополитические концепции, социальную демагогию (часто а псевдосоциалистической и националистической форме), концепции «классовой гармонии» (теории «народного сообщества» и «корпоративности»), вождизма («принцип фюрерства»), всевластия государственной машины, государственного аппарата («теория тотального государства»), «национал-социалистической организации», антидемократические идеи, взятые у Ницше, Шпенглера и Джентиле (о «растворении» индивида в политике) и др. В наиболее концентрированном виде политические аспекты идеологии фашизма содержатся в работах известных функционеров итальянского и германского фашизма А. Рокко и А. Розенберга [200б], а также руководителей фашистского движения А. Гитлера и Б. Муссолини. Характерная черта фашизма — харизматический принцип вождизма. Вождизм (принцип фюрерства) означал единство государства, воплощенное в вожде. Верховный вождь является одновременно выразителем и олицетворением расового, национального и народного духа. От него исходит сила государства, он наделяет определенными полномочиями нижестоящих вождей. Каждый из них безоговорочно подчиняется своему непосредственному начальнику и одновременно обладает неограниченной властью в отношении подчиненных вождей. Для идеологии фашизма характерно отождествление общества с нацией, а нации — с государством. «Народное» государство рассматривалось как юридическое воплощение нации, наделенное ответственностью за ее цели и интересы. Как верховный суверен, обеспечивающий нормативный порядок, государство трактовалось неизмеримо выше отдельных индивидов, групп и организаций; интересы последних законны, лишь поскольку они совместимы с высшими интересами государства. Всячески превозносился принцип всевластия государственной машины и корпоративного государства. В противоположность либерально-буржуазной идеологии фашизм, как писал Б. Муссолини «подчеркивает «права Государства как выразителя настоящей сущности индивида... Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей... таким образом фашизм тоталитарен... фашизм противоположен социализму, которому неизвестно единство внутри Государства, сливающего классы в единую экономическую и этическую реальность... реальные потребности заняли должное место в корпоративной системе, где противоположные интересы координируются и гармонизируются в единстве государства» [10, с.110]. Муссолини писал о классовом сотрудничестве и корпоративности экономики как о синтезе двух элементов: капиталиста и пролетария; причем классовое сотрудничество устанавливается не путем уничтожения буржуазии, а посредством подчинения ее интересам государства. В соответствии с фашистской идеологией мощь фашистского государства зависит от духовного единства масс, которое следует охранять любыми средствами. Поэтому, кроме фашистской партии — единственного носителя власти и судеб государства, недопустимы никакие другие партии с их межпартийной борьбой, якобы разваливающей государство. Любые демократические движения и организации, как и проявление свободомыслия, при фашизме строго запрещались. Для борьбы с противниками правящих режимов и инакомыслием в фашистских государствах использовались развитые полицейские силы, специальные военизированные организации, тотальная система слежки и контроля, концентрационные лагеря, в которых были физически уничтожены многие десятки тысяч демократов, интеллигентов и противников фашизма, миллионы евреев, славян, представителей «неарийского» населения европейских стран. Неотъемлемой чертой фашизма является воинствующий иррационализм. Если в идеологии для верхов еще встречаются попытки теоретизирования и логической аргументации, то фашистская идеология для масс является интеллектуально весьма примитивной, рассчитанной исключительно на эмоциональное воздействие. Идеологи фашизма относились к людям, обладавшим интеллектом и эрудицией, с нескрываемой враждебностью как к потенциальным врагам режима. Для национал-социализма характерна идеализация биологических законов и попытка перенести на общество право сильного, царящее в природе. Фашизм восхищается законом природы, в соответствии с которым можно оправдать власть сильного над слабым. Ценностью здесь является элитарно-иерархичес-кий принцип, согласно которому одни рождены повелевать, а другие – подчиняться. В данной идеологии всячески восхваляется война, которая ведет к сплочению нации, оправдываются территориальные притязания к другим народам, поощряется империализм как завоевание «жизненного пространства» для переселенной страны. Фашизму присущ культ физической силы и грубого насилия, включавший милитаризацию общественной жизни, абсолютизацию роли насилия в прогрессе человечества, отрицание гуманизма, который считался либо свидетельством полного непонимания человеческой натуры, либо теоретическим оправданием трусости. Культ насилия формировал психологические предпосылки как для массового террора внутри страны, так и для внешней экспансии. Утверждая, что их нациям «тесно» в пределах своих государственных границ, идеологи и руководители германского и итальянского фашизма призывали к войне за расширение «жизненного пространства», в пределы которого включались не только соседние европейские государства, но и территории в Африке и Азии. При этом население захваченных земель предполагалось не просто лишить государственности и обречь на тяжелый неквалифицированный труд, но и подавить его культуру, а некоторые народы, в первую очередь русский, — уничтожить физически. На практике наибольшей жестокостью в отношении населения оккупированных территорий отличался германский фашизм, в идеологии которого культ насилия соединился с расизмом в крайних формах. Взяв за основу расистские идеи в социал-дарвинистской интерпретации, национал-социалисты упростили их до чисто биологического уровня, когда раса рассматривалась как сумма внешних физических признаков, определяемых кровным родством. Все «неарийские» народы, в первую очередь евреи, цыгане и славяне, объявлялись идеологами германского фашизма «недочеловеками». Принцип расовой чистоты стал в Германии основой кадровой и семейной политики, обусловил массовый геноцид евреев и цыган, истребление славянского и других народов на оккупированных фашистскими государствами территориях различных стран [83, с.450]. Существенная черта идеологии фашизма — постоянная социальная демагогия в целях маскировки ее антинародной и антидемократической направленности. Главным отличием национал-социализма в семействе фашистских идеологий стало наличие в нем теории заговора западных плутократий и большевизма как орудий мирового еврейства против Германии, а также теория о непреодолимости неравенства рас и наций и мировом господстве арийской расы, отождествляемой с германской нацией [183]. Германский национал-социализм отвергал процесс модернизации и мечтал об «аграрной стране Германии». Основными политико-идеологическими постулатами фашизма являются: · общественная и личная жизнь подлежит жесткому контролю со стороны государства, представляющего высшие интересы нации. В фашистском обществе нет места плюрализму и разделению властей; · вершина властной иерархии — вождь, наделенный в глазах значительной части общества сверхъестественными качествами, выразитель «духа нации» и ее «исторической судьбы»; · высшая ценность — собственная нация, которая превосходит другие народы и потому находится в привилегированном положении. Ее процветание может быть достигнуто путем ограничения жизненного пространства и вообще уничтожения «низших» рас [74].
19.2.4.1.4. Неофашизм
Фашистские режимы, потерпев сокрушительное поражение во Второй мировой войне, сошли с исторической арены. Однако политические идеологии так просто не уходят, если вообще когда-нибудь уходят навсегда. Поэтому уже в послевоенные годы началась ее реанимация в лице неофашистских организаций, возникших в ряде стран. Внешне в настоящее время фашистская идеология значительно утратила свое влияние, но ее рецидивы встречаются в различных странах мира в виде расизма, антисемитизма и других учений и политических движений, утверждающих превосходство тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных сообществ. Представители современного неофашизма обычно выступают с позиций борьбы за «чистоту расы», против присутствия в Европе иммигрантов из развивающихся стран, за «прочный (новый) порядок», защиту традиционных национальных ценностей и др. Используя экономические трудности и расовые предрассудки, выступая с националистических позиций, неофашистские организации (или их лидеры) в отдельных странах Европы получают определенную поддержку дезориентированных или недовольных своим социальным положением безработных, работников с низкими доходами, части молодежи. Неофашистская идеология, восприняла основные постулаты классического фашизма и активно маскируется под патриотические движения и организации. Поэтому нельзя исключать опасности возможного перерождения разного рода национальных, религиозных и даже коммунистических идеологий, которые, исповедуя привилегированное положение той или иной социальной общности, могут в большей или меньшей степени выражать фашистские по своей сути воззрения. В частности, ее наиболее характерные черты зримо проявляются в таком политическом течении как национал-либерализм (сохраняющий те же идеи расистской богоизбранности и этнического гегемонизма, но более терпимо относящийся к индивидуализму и ряду других буржуазных ценностей). Сегодня в России легально или полулегально действует ряд политических партий и групп, открыто использующих фашистскую символику, поддерживающих связи с неофашистами других стран, участвующих в деятельности интернациональных неофашистских объединений (откровенно нацистская символика военизированного «Русского национального единства» А.П. Баркашова, тесные связи Национал-большевистской партии Э. Лимонова – А. Дугина с одним из лидеров «новых правых» в Европе А. де Бенуа). Часть профашистски настроенных групп ориентируются в России не на западный опыт, а на отечественную ультраправую традицию, в частности, на известную борьбу против «жидомасонства». Однако обе отмеченные версии профашистских идеологий оставаются до сих пор маргинальным явлением российской политической сцены. Однако, еще не следует, что в нашей стране принципиально исключена возможность установления фашистской диктатуры, хотя она и маловероятна. На наш взгляд, стоит согласиться с мнением части отечественных политологов в том, что в сегодняшней России есть немало признаков, приводивших в других странах к порогу фашистского переворота. Наиболее важны следующие: · глубокие последствия хронического и всеобъемлющего социально-экономического кризиса, ощущаемые большинством населения; · тотальная криминализация общества, включая властные элиты; · низкая исполнительной дисциплины на всех уровнях власти и производства; · ослабление государственной власти, дискредитация ее институтов, низкий кредит доверия к ней со стороны большинства населения; · отчуждение населения от административных и политических институтов; · недоверие к официальной пропаганде; · десоциализация, маргинализация массовых групп населения; · драматический рост пьянства, наркомании, интеллектуальной и физической проституции; · идейно-ценностная дезориентация населения, рост политической апатии; · чувство ущемленного национального достоинства; · прогрессирующая иррационализация, эстетизация и мистификация массового политического сознания; · разрыв традиционной межпоколенческой коммуникации; · аполитичность и конформизм молодежи, в массе отчужденной от власти; · разрушительное воздействие СМИ, пропагандирующих культ насилия, на индивидуальную и социальную психику россиян; · привыкание общества к праворадикальным стереотипам мысли и поведения, к социал-дарвинистской морали «хищного зверя» и др.
Конечно, опыт Великой Отечественной войны с немецким фашизмом создал стойкий иммунитет россиян к понятию «фашизм». Однако это отнюдь не означает, что данный иммунитет вечен и что он распространяется не только на терминологию фашизма, но и на весь арсенал его идей и стратегий[183]. Политический национализм
В странах, где идет процесс становления национальных общностей, где осуществляется консолидация государств на моно- или полиэтнической основе, серьезную политическую роль играют национальные идеологии. Национализм (от лат. natio – народ, от фр. nationalisme) – идеология и политика, основу которых составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
19.2.4.2.1. Национализм как идеология
Национализм, как тип идеологии вдохновлен одним из элементов знаменитой вербальной триады Великой французской революции, известным со времен Конфуция, — братством (имея в виду близость людей одной нации). Идеология национализма — это самостоятельная система определенных верований и убеждений, отличная от идеологии либерализма, консерватизма и социализма. Национализм — это политическая идеология, в которой «нация», понимаемая в качестве культурно однородного сообщества, выступает источником суверенитета, преимущественным объектом лояльности и предельным основанием легитимности власти. Политический национализм в отличие от бытового - это идеология, т.е. система взглядов, обосновывающая и оправдывающая определенного типа практику. Это политическая идеология, поскольку практика, которую данная идеология обслуживает, носит политический характер (связана с отношениями власти). Национализм представляет собой, в первую очередь, политико-идеологическое явление. На первый взгляд утверждение о том, что национализм при всей своей внешней обращенности в прошлое, к традициям и мифам является ровесником и близнецом модернизации и теснейшим образом связан с промышленной революцией, урбанизацией, становлением гражданского общества и современного государства и т.д. звучит парадоксально. Но то, что национализм и промышленная революция порой как бы противопоставляли себя друг другу, никоим образом не должно вводить в заблуждение. Национализм имеет и еще одно измерение — психологическое. Это совокупность не только рациональных, но и эмоциональных представлений. Иными словами, национализм затрагивает как сферу идей, так и сферу переживаний. Исследователи полагают, что национализм следует изучать не только как идеологию (доктрину, мировоззрение), но и как и психологию (чувства). Национализм следует анализировать не как чисто теоретический феномен, но и как руководство к политическому действию и как составную часть такого действия. Более того, национализм, прежде всего социокультурный феномен, который во многих случаях выступает в качестве своеобразной оболочки для иных интересов и мотивов, например: · стремления участвовать в дележе материальных и финансовых ресурсов; · завоевания власти и авторитета; · преодоления психологических и идеологических комплексов и т.д.
Национализм интегрировал в себя традиционные мифы и символы, но использовал их для защиты и обоснования новых феноменов в лице национального государства. Сила национализма как раз состоит в том, что он органически соединяет индивидуальные социокультурные приверженности людей с государством, которое способно действовать, в т.ч. и в плане защиты и гарантии сохранения национально-культурной идентичности народа. Следует различать понятия «патриотизм», «национализм», «шовинизм» и национальный экстремизм. Первое из них используется в националистической идеологии, но может не иметь к ней никакого отношения, ибо обусловлено, прежде всего, государством, а не этносом. В целом идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной принадлежностью. Концептуально-теоретические основы этих идеологических течений прежде всего выражают то или иное понимание природы национальной группы, которая может трактоваться либо: · в качестве общности, складывающейся на основе единых экономических условий жизни людей, территории, языка и определенных черт духовной культуры (марксистская традиция); · культурной общности, интегрируемой политическими событиями и институтами (М. Вебер [34]); · воплощения «национального духа», поддерживаемого культурными нормами, ценностями и символами (Дж. Бренд [199, с.299],А. Тойнби [224], С. Хантингтон [245]); · народа, которому ниспослано божественное откровение (православная и исламская традиция), и т.д.
Национализм, так же как и его конкуренты, и союзники (в зависимости от конкретно-исторической ситуации), не является строго определенной совокупностью теоретических положений, а представляет собой политико-идеологическую конфигурацию, содержание которой в значительной степени определяется социально-историческими обстоятельствами [127, с.24]. Сила и неискоренимость национализма обусловлены тем, что большинство людей в современном мире сознают себя представителями определенной общности, отличающейся от других общностей. Как отмечал А.Г. Здравомыслов [ ], русские только потому являются русскими, что существуют немцы, французы, американцы и другие национально-этнические группы, с которыми они постоянно себя соотносят и говорят: "Мы — русские, значит, мы не немцы, не французы, не американцы и т.д.". Националистическая идеология, доведенная до своей крайности, превращается в апофеоз насилия. Она начинается с провозглашения прав собственной нации на самоопределение, а заканчивается откровенно агрессивным стремлением к покорению и уничтожению других наций. В исторической практике это особенно наглядно воплотилось в истории германского нацизма, развязавшего Вторую мировую войну и провозгласившего цель завоевания жизненного пространства и уничтожения целых народов. Три другие черты националистической идеологии близки к идеологии социалистической: · включение в государство экономической деятельности и образования; · планирование; · всеобщая мобилизация населения [52].
Содержание националистической идеологии определяется выполняемыми ею функциями. А они определяются: во-первых, особенностями социально-исторической ситуации; во-вторых, спецификой тех политических сил, которые в данной ситуации действуют от имени «нации». Если в данном обществе в конкретный момент на повестке дня стоит радикальное реформирование общественного строя (например, преобразование полуфеодальной Турции в современное национальное государство), то политические акторы, апеллирующие к интересам нации, будут идентифицироваться как представители «прогрессивного национализма». В ситуации конфликта между рабочим движением, требующих социалистических преобразований, с одной стороны, и государством, этому противостоящим, с дугой стороны, носителем националистической идеологии будут правящие круги. Понятно, что их национализм будет носить консервативно-охранительный, «реакционный» характер [127, с.25]. Западная Европа пережила бум национальных идеологий в конце XIX — первой трети XX в. В настоящее время процесс европейской интеграции, поддерживаемый соответствующими институтами (Европарламентом, Ев-росоветом и др.), обусловил едва ли не повсеместное — особенно в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге — преобладание евроцентризма над национальными пристрастиями людей. В то же время в Югославии, России, большинстве республик, образовавшихся на месте бывшего СССР, национальные идеологии доминируют в политической жизни общества. Здесь не прекращаются дискуссии о перспективах создания целостной системы политического мировоззрения, основанного на православных ценностях в современной России. В соответствии с внешними условиями и уровнем национального самосознания населения политические силы могут выдвигать требования либо: · защиты культурной самобытности национальной диаспоры (вплоть до образования самостоятельной государственности); · расширения геополитического пространства для жизни нации или, напротив, — защиты собственной территории и национального суверенитета от внешних посягательств; · создания привилегий для лиц «коренной национальности»; · интенсивного расширения интернациональных контактов и т.д.
В связи с этим, в XX в. политический национализм приобрел универсальный характер и начал использоваться для обозначения широкого спектра явлений. Появившиеся в прошлом столетии понятия «буржуазный национализм», «либеральный национализм», «мелкобуржуазный национализм», «национал-шовинизм», «национал-социализм» и т.д. в основном применялись в качестве идеологических конструкций для оправдания и обоснования политико-партийных и идеологических программ соответствующих социально-политических сил. Свою крайнюю форму эта тенденция получила к гитлеровской Германии, где национализм и тоталитаризм служили двумя главными несущими опорами нацизма как государственной идеологии. Национальная идеология, как один из вариантов политического мифа, является воплощением национальной мифологии и выражается в концепции исторического времени - пути нации от сверхъестественного рождения до настоящего времени и футуристического предвкушения грядущей национальной истории — до утопической картины будущего идеального государства и эсхатологических прозрений. Национальная идеология в той или иной степени фиксирует также и структуру пространства, в котором пребывает “священная земля”, данная нации свыше и зримо обозначающая образ Отечества. Наконец, субъектом, действующим в этом пространственно-временном образовании является сверхчеловек, осуществляющий национальной идеал. Плотность мифологического пространства, выделение доминирующего мифа является важной характеристикой состояния нации. К. Шмитт [262] писал, что “сила мифа является критерием того, имеет ли народ историческую миссию и пробил час его национального величия”. Политическая идеология может претендовать на превращение в идеологию национальную только в том случае, если она опирается на национальную мифологию, то есть обращена к национальным архетипам. Если архетип угадан, то соответствующая ему мотивация может стать общезначимой в масштабах всего общества, если угадывание не состоялось, то идеология –эмоционально отторгается и рано или поздно находятся аргументы, изобличающие ее в противоречии интересам нации. Данное обстоятельство приводит к мысли о том, что идеологии неравнозначны, среди них есть «правильные» и «неправильные», «зрелые» и «незрелые». Зрелая идеология, по всей видимости, всегда консервативна. К консерватизму подталкивает идеологов знание человеческой природы и желание улучшить ее (а не просто использовать), знание особенностей конкретной нации. Следовательно, некоторые черты оптимальной идеологии могут быть сконструированы. Причем успех конструирования буде
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|