Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тоталитарные и экстремистские секты, культы и течения




 

19.2.5.3.1. Секты и культы

 

Секта (от лат. secta – учение, направление, школа) – это религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. По оценкам специалистов, в мире существует до нескольких тысяч сект. Такая множественность сект не случайна. Даже по своей этимологии слово «секта» означает нечто отделенное от целого. История любой секты показывает, что в ее начале лежит именно противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Каждый основатель секты считал себя умнее, добродетельнее, духовнее других.

Относительно традиционными для России являются такие конфессии и секты как баптисты, адвентисты, лютеране, пятидесятники. Традиционно они были распространены в определенных этнических группах - немцев, поляков, литовцев и др. Однако сегодня эти конфессии заняты активной прозелитической (Прозелитизм - привлечение в какую-либо религиозную организацию представителей других конфессиональных общин) деятельностью среди православных.

К тоталитарным сектам псевдохристианской ориентации относятся «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», харизматические движения: «Завет», «Семья», корейские протестантские секты. Они ссылаются на Библию как на основной источник своего вероучения, произвольно подбирая и извращая смысл вырванных из контекста цитат для доказательства нужных положений.

Практически все сектанты утверждают, что их организации ведут происхождение непосредственно от святых апостолов и организуют свою жизнь точно так, как это было в первохристианские времена. Однако они не могут назвать своих предшественников, которые учили бы в исторический период от начала новой эры до времени возникновения секты. На самом деле настоящая история секты идет от адептов (адепт - последователь, приверженец какого-либо учения), и зачастую вовсе скрывается от ее приверженцев. Это подтверждает, что с традиционным христианством сектанты ничего общего не имеют.

К сектам, претендующим на обладание «новым откровением» относятся мормоны (или «церковь Иисуса Христа святых последних дней»), «Свидетели Иеговы», «Белое братство», «Богородичный центр», движение Муна (Церковь Объединения с ее фронтовыми организациями), «Аум Синрике», «Церковь последнего завета» лжехриста Виссариона, бахаизм и др.

Учения и секты из движения «New Age» («Новая эра», «Век водолея»), имеют оккультный характер, ставят своей задачей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей. К ним относятся целители и колдуны, восточные культы - кришнаизм, йогические практики, в т.ч. сахаджа-йога, трансцендентальная медитация, неоведантизм, теософия, «живая этика» (агни-йога) Рерихов, антропософия, секта П. Иванова, секта сайентологии Л.Р. Хаббарда (центр «Дианетика», «нарконон», «криминон» и т.д.), астрология, «Академия фронтальных проблем» («Академия Золотова»), неоязыческий центр «Юнивер», валеология, «Троянова тропа» и др.

В настоящее время наблюдается процесс объединения и консолидации различных участников движения «Новая Эра», примером чего может служить возникновение в Новосибирске объединений типа ассоциации «Колыбель Сибири» или «Новосибирского комитета миротворчества».

Сатанинские культы, носящие изуверский характер, опираются в основном на молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей, общества, Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, чаще всего рокконцертах. Ребят привлекают оккультными фокусами, наркотиками, половой распущенностью, культом насилия. Иногда сатанисты прячутся под вывеской философских или культурных обществ. Подростков соблазняют обещанием чудесной силы, полной свободы, обогащением сексуального опыта. Все моральные преграды сознательно разрушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность - в культ. Эта идеология красноречиво воплощена в девизе «Делай все, что хочешь, ты имеешь право на все, и можешь убить тех, кто посягает на твои права».

Ряд сект и культов ставит перед собой конкретные политические цели. Многие секты, такие как «Церковь объединения Муна», «Свидетели Иеговы», сайентология Р. Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми «империями», стремящимися получить власть над всем миром. Например, «Манифест Варнашрамы», один из документов «Международного общества сознания Кришны», пишет о грядущем обществе «победившего кришнаизма» как об обществе кастовом, разделенном на сверхчеловеков - кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжелый и беспросветный труд, а всемогущая элита будет решать, например, к какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец. «Свидетели Иеговы» вещают о необходимости устроения «нового мирового порядка» возглавляемого «единым правительством», состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты Церковь Объединения, прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина.

Секты всегда ведут войну против господствующей в стране Церкви, потому что духовные традиции Церкви являются самым действенным обличением ложности тех идей, которыми секты хотят подчинить общество. В обществе, в котором действует множество сект, умирает культура и возникает духовная болезнь - неспособность к различению добра и зла, истины и лжи. Такое общество становится неспособным решать свои проблемы и превращается в пассивный объект приложения чужой воли. Исторический опыт свидетельствует, что общества, пораженные такими недугами, умирали, сходили со сцены истории (например, Римская Империя).

 

19.2.5.3.2. Идеология современного исламского современного фундаментализма

 

В последние годы внимание мировой и российской общественности привлечено к идео­логии исламского фундаментализма. Содержательную сторону этой идеологии составляют, в частности, воз­зрения сторонников движений «ваххабитов», «Брать­ев-мусульман» (Египет), палестинской организации «ХАМАС» и некоторых других. Их цель — установить в мусульманских странах, и даже в мире, новый, «ис­ламский порядок» в государственном и общественном устройстве, в системе отношений между людьми. Пути решения этой глобальной задачи, по взглядам сторонников исламского фундаментализма, — самые различные, вплоть до использования насильственных, вооруженных средств. Свои агрессивные намерения они прикрывают лозунгами «чистого ислама», борьбы за возрождение принципов его как мировой религии.

Однако реальные дела современных фундамента­листов не имеют ничего общего с истинным исламом. Его основатели не призывали своих последователей к террору, к уничтожению невинных людей, что мы сей­час наблюдаем в разных регионах мира, в т.ч. в нашей стране. Взрывы в офисах и посольствах США, разрушение Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в 2001 г., во французском метро, жилых домов и захват сотен заложников в России, другие терро­ристические акты имеют ис­ламское происхождение, вернее — след ультраэкстремистских организаций, укрывающихся под зеленым знаменем ислама.

Ислам (арабск., буквально — покорность) зародил­ся в Саудовской Аравии в начале VII в. Особенно­стью исламской религии является ут­верждение о нераздельности духовной и светской вла­сти, неразрывности религиозных и государственных законов. Свод норм религиозного права, морали, риту­алов, (законы шариата) должны охватывать жизнь и деятельность мусульманина от рождения до смерти. Ислам является, таким образом, не просто религией, а политической идеологией, политическим движением, образом жизни и образом мыслей исповедующе­го его человека.

Сегодня идеологи исламского фундаментализма стремятся доказать, что в регионах, где народы испо­ведуют по преимуществу христианство (страны Запа­да, Россия) идет гонение на мусульман, искореняется ислам как религия. Это доказательство беспочвенно. Никто не выступает против ислама, не запрещает ве­рующим исполнять соответствующие ритуалы. Свобода совести соблюдается во всем цивилизованном мире. Люди выступают против экстремизма отдельных исламистских группировок, их попыток насильно реализовать свои политические устремления в странах с преобладанием мусульманского населения, отделиться от центральной власти и создать некие исламские государства. В наши дни примером тому могут служить агрессивные действия исламских экст­ремистов в Чечне, Дагестане, Таджикистане, Киргизии и других регионах. Ислам приобрел тенденцию к распространению по всему миру. Его идеологи выдви­гают требования к своим сторонникам бороться за «чи­стоту ислама», за создание «общеисламского государ­ства», основанного на догматах Корана и Сунны (свя­щенного писания).

Глубокую обеспокоенность вызывает активизация деятельности исламских фундаменталистов у народов нашей страны. После распада СССР эта деятельность приобрела крайне опасные формы. Сепаратизм, связь с международным терроризмом и совершение терро­ристических актов по городам России составляют ныне главное содержание политики приверженцев идеоло­гии современного исламизма. Особая угроза идет со стороны ваххабизма — религиозно-политического дви­жения в суннитском исламе, возникшего в конце XVIII в. в Центральной Аравии. Главную опасность составляет положение вваххабизма о «священной войне» («джиха­де») против «неверных», в разряд которых ваххабиты зачисляют всех своих политических противников.

Почему в последние годы стало возможным до­вольно широкое распространение идеологии ваххабизма, и в целом исламского фундаментализма на территории нашей страны и некоторых стран СНГ? Отече­ственные исследователи этой проблемы видят здесь два фактора.

Во-первых, в мусульманских регионах идеи и действия исламских экстремистов пользуются симпатиями у некоторой части населения. Люди, видя иногда бездействие властей, связывают свои надежды на улучшение жизни с установлением «исламского порядка», действием законов шариата.

Во-вторых, и это главный фактор, — поддержка российских исламистов со стороны некоторых мусульманских государств и даже западных держав, стремящихся ослабить Россию рука­ми этих экстремистов. Борьба с ними сегодня на первом плане в политике российского прави­тельства. Она будет, видимо, нелегкой и длительной [38].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...