Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности гуманизма как философии, идеологии и политики




Не все отечественные исследователи негативно относятся к гуманизму и его социальной практике. Гуманизм в политике выражается в формах ее организации, целях и содержании, а также в средствах политической деятельности. В совре­менных условиях наиболее гуманной формой организации политики является демократическая политическая система” базирующаяся на признании свободы и равноправия всех граждан, подконтрольности власти населению, уважении достоинства и прав человека.

В частности, В.П. Пугачев [115], пишет, что применительно к целям и содержанию политики гуманизм проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения, укрепление социальной справедливости и мира в государстве и на планете в целом. С этой точки зрения наиболее гуманной является политика, обеспечивающая наилучшие условия для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

Гуманизм в средствах, по его мнению, проявляется в устранении наиболее жестоких, варварских форм политического противоборства, войн, применения оружия массового уничтожения: ядерного, химического, бактериологического, экологического и т.п., в запрете пыток и других средств, разрушающих личность или унижающих человеческое достоинство, а также в отказе от духовного насилия — манипули­рования сознанием и поведением людей с помощью специальных методов обмана. Кроме того, гуманизм проявляется в сочетании в политике целей и средств в соответствии с выдвинутым И. Кантом [65] императивом (требованием, нравственным законом) — человек должен рассматриваться другими людьми лишь как цель, а не средство.

Принцип гуманизма имеет как внутригосударственное, так и международное содержание. На международной арене он проявля­ется в борьбе за мир и его упрочение, в создании международных отношений и мирового порядка, основанных на справедливости и уважении к человеку. Это предполагает, в частности, признание права народа на свободный выбор государственного и общественного строя, на независимость и создание самостоятельного государства, равноправия государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, отказ от применения силы для разрешения спорных межгосу­дарственных вопросов, развитие взаимовыгодного сотрудничества и укрепление дружбы между народами и т.д. Важнейшие гуманисти­ческие ориентиры внутренней и внешней политики государств нашли свое выражение и юридическое закрепление в ряде документов, принятых ООН, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и некоторыми другими международными органи­зациями.

В современных условиях гуманизм характеризует не только сферу непосредственных взаимоотношений между людьми, но и отношение человека к природе. Природа всегда была необходимым условием существования человека, одним из важнейших факторов, опосредующих отношения между людьми и, в частности, между различными поколениями. Однако в предшествующие века деятельность человека не была столь разрушительной, не принимала глобальных, планетарных масштабов. Во второй половине нынешнего столетия стала реальной угроза экологической катастрофы человечества в обозримом будущем. Экологическая политика, основанная на разумном, бережном отношении к природе, обрела статус важней­шего гуманистического, нравственного требования, поскольку превратилась в необходимое условие не только дальнейшего развития цивилизации, но и самого существования человеческого рода, его выживания. В экологической политике сегодня проявляется забота как о реально живущих людях, так и о будущих поколениях.

В современном сложно организованном, противоречивом обществе с его обостряющимися глобальными проблемами, дости­жениями научно-технического прогресса, способными и улучшать жизнь людей, и одновременно разрушать основы человеческой цивилизации, сфера гуманизма расширяется. Из благородного дела, которым занималось ранее лишь преимущественно гражданское общество — область приватных, частных взаимоотношений людей, — гуманизм переходит в ранг государственной и даже мировой политики. У человеческого рода, по мнению В.П. Пугачева [115], больше не существует альтернативы гуманистической политике, ибо в противном случае ситуация чревата глобальной планетарной катастрофой, дегенерацией или даже гибелью всего человечества.

Два диаметрально противоположных подхода к гуманизму, по мнению автора, требуют обязательного осмысления. Оно важно еще и потому, что гуманизм, как идеология, превратился в современном мире в орудие ведущих, так называемых, «цивилизованных» государств, с помощью которого они разрушают неугодные для себя государственный режимы и традиционные ценности народов, не вписывающихся во вновь создаваемый «мировой порядок». Иначе говоря, гуманизм является своеобразной дубиной в решении самого широкого круга вопросов в интересах определенных государств и еще более определенных узких финансово-экономических кругов, управляющих ныне миром. В частности, именно либеральные гуманистические идеалы стали идеологической базой разрушения сначала СССР, а затем и России в конце XX столетия.

Необходимо провести разделительную черту между гуманизмом, как философией бытия, и гуманизмом, как идеологическим инструментом современной политики. Гуманизм как «дубина», как «политический инструмент», как идеологическое прикрытие истинных интересов правящих миром международных элит - он существует и активно используется. Но как философия бытия человечества, по мнению С. В. Перевезенцева, - гуманизм умер [103]. Он считает, что к началу XXI в. гуманизм уже перестал быть методологическим, философским принципом бытия современной цивилизации, ибо полностью утерял свои созидательные возможности.

Символично, что главные защитники гуманистических «общечеловеческих ценностей» и непреклонные борцы за «права человека» во всем мире сами уже давно отказались от пропагандируемых ими идеалов. Свидетельство тому - теория «золотого миллиарда», политика «двойных стандартов» (бомбежки Ирака, Югославии, позиция в отношении Чечни, насильственный суверенитет Косово и др.), идеология глобализации и многое другое. Наконец, после террактов в Нью-Йорке и Вашингтоне правительство США откровенно провозгласило принцип «око за око», не собираясь останавливаться перед откровенным и даже пропагандируемым на весь мир возможным массовым убийством мирного населения, с целью уничтожения горстки террористов.

Международные элиты окончательно и давно отказались от гуманизма. В практике современной международной политики нет места ни «общечеловеческим ценностям», ни «правам человека». А есть только ценности и права «избранного братства». Старый гуманизм, несмотря на его разрушительную функцию, в созидательной части подразумевал обеспечение достойного бытия всего человечества. А вот этого новейшему «избранному братству» как раз и не нужно, ибо природных запасов нашей планеты при господстве нынешних технологий и религиозно-политических идеалов не хватит на то, чтобы прокормить многомиллиардное человечество. Именно философия «избранного братства» является методологической базой новейших теорий «глобализации», «золотого миллиарда», практики контроля над рождаемостью и многого другого.

Даже, казалось бы, абсолютно рациональная вещь - экономическая политика, пропагандируемая современным «избранным братством», наполнена, как это ни покажется странным, мистикой и магией.

Во-первых, совершенно мистические функции приписываются самой экономике, якобы обеспечивающей процветание народам.

Во-вторых, таким понятиям как «рынок», «либеральная экономика» приписываются поистине магические свойства, ибо чудесным образом «рынок» и «либеральная экономика» должны спасти от гибели «нецивилизованные» общества.

Международными элитами разработан и целый ритуал магической обрядности - те самые рецепты «экономического либерализма» для «нецивилизованных» государств. В итоге, в сегодняшнем мире царит истинный религиозный культ «рынка» и «либеральной экономики», из которых сотворены настоящие мистические божества-кумиры. А поклонение кумиру – «рынку» - считается обязательным для всех государств, стремящихся стать цивилизованными.

Несмотря на объективную и уничтожающую критику гуманизма, альтернативы ему, по мнению автора, действительно пока не найдено. Человечеству следует активизировать поиски способов его коренной модернизации. Ясно, что предстоят новые осмысления философских оснований гуманизма, «переоценки ценностей». Представляется, что актуализируются три проблемы.

Первое. Поиск компромисса между империализмом и терроризмом, равно как и между глобализмом и антиглобализмом, с целью их взаимного умиротворения. Основной противник нас же самих — небытие, рождаемое бытием (самим же гуманизмом), взаимная демонизация. Хотя представляется, что сближение невозможно, радикализм может быть преодолен радикальными теоретическими и практическими предложениями, взаимной перенастройкой мышления и социальной практики.

Второе. Нахождение новой концептуальной формы антропологического компромисса между активистской, пассионарной частью и инертным большинством, способной активизировать гуманистическое развитие целого — человечества.

Третье. Своевременным поставить в плоскость теоретического обсуждения проблему возможностей расширения определительных критериев и моделей гуманизма за видовые антропологические пределы. Надо быть готовым к тому, чтобы культивирование человека трансформировать в культивирование разума. Помимо гипотетически возможных контактов с внеземным разумом, возникают первые интуиции о возможностях искусственного интеллекта либо же провоцирование эволюционного ускорения развития интеллекта высших животных. Неизбежно будет меняться физически и сам homo. Так или иначе, гуманизму предстоят серьезные изменения и испытания, порождаемые коренными социально-политическими трансформациями, грозящими обернуться «антропологической» революцией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...