Раздел 2. Современная система международных отношений
Раздел 2. Современная система международных отношений Тема 2. 1. Система международных отношений в конце ХХ – начале XXI вв. Проблематика темы Характер международных отношений в послевоенный период. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений: структура мирового политического пространства. Система ООН. Холодная война как историческое явление. Особенности международных отношений в 1980-х гг. Последние конфликты эпохи «холодной войны». Советско-американский диалог в годы «перестройки». Роль ООН и СБСЕ (ОБСЕ) в мировом политическом процессе после окончания «холодной войны». Международные отношения в 1990-х гг.: Рах Аmеriсаnа. Обновление стратегической концепции НАТО в 1990-х – 2000-х гг. Локальные военно-политические конфликты. Факторы многополярности в мировой политике 1990-х гг. Мировой политический процесс в 2000-х гг.: «Мир после 11 сентября». Борьба с мировым терроризмом. Ближневосточный конфликт. Исламский фактор мировой политики. «Цветные революции». Проблемы сохранения национального суверенитета в условиях глобализации. Основные события, явления и процессы в международных отношениях 2010-х гг. Динамика интеграционных процессов в современном мире. Создание Европейского Союза и его реформирование в 1990-х –2000-х гг. Учебные материалы Файл « Международные отношения в конце ХХ - начале XXI вв. (учебный текст) » (папка «01 Учебные материалы») - Ялтинско-Потсдамская система международных отношений: структура мирового политического пространства. - Международные отношения в 1980-х гг. Окончание «холодной войны». - Международные отношения в 1990-х гг.: Рах Аmеriсаnа. - Факторы многополярности в мировой политике 1990-х гг.
- Мировой политический процесс в 2000-х гг.: «Мир после 11 сентября». + раздел «Европейский Союз в системе международных отношений» для беглого чтения
В ходе предварительной подготовки к семинарскому занятию помимо изучения рекомендованного учебного текста необходимо с помощью дополнительных ресурсов подготовить информацию о важнейших событиях, явлений и процессах в развитии международных отношений в 2010-х гг. Рекомендуемые ресурсы: https: //ru. wikipedia. org http: //www. newsru. com/allnews – Новостной портал Newsru http: //www. novoteka. ru/r/World – Новотека «В мире» http: //inosmi. ru/ – Новостной портал ИНОСМИ. РУ http: //www. sov-europe. ru/index. htm – журнал Современная Европа http: //elibrary. ru/defaultx. asp – Электронная библиотека eLIBRARY. ru http: //cyberleninka. ru/ – Электронная библиотека Киберленинка Формат занятия (предварительный вариант) Эвристическая беседа, деловая игра – практикум Проблемно-аналитическое задание для семинара (предварительный вариант) Для выполнения учебно-исследовательского задания образуются три группы, каждая из которых играет роль экспертов в области изучения мирового политического процесса и развития системы международных отношений: a Группа экспертов № 1 специализируется на изучении международных отношений 1980-х гг. (1981–1990 г. ) a Группа экспертов № 2 специализируется на изучении международных отношений 1990-х гг. (1991–2000 г. ) a Группа экспертов № 3 специализируется на изучении международных отношений 2000-х гг. (2001–2009 г. ) Далее в режиме групповой работы выполняется комплекс практических заданий: 1 этап работы: эксперты готовят материал по «своему» периоду в соответствии с указанными пятью пунктами (формат материала должен быть ориентирован на заполнение сводной таблицы – «коротко и емко»):
2 этап работы: каждая из групп выступает с подготовленным материалом («под запись»); каждый студент заполняет для последующей работы полный вариант таблицы. 3 этап работы: в ходе «мозгового штурма» необходимо ответить на два вопроса: 1) прослеживается ли преемственность в развитии системы международных отношений на протяжении 1970-х – 2000-х гг. (с т. з. характера основных событий, процессов, явлений и круга акторов), и какой вывод можно сделать о трансформации системных основ международных отношений в данный период? 2) какой прогноз о развитии системы международных отношений в 2010-х гг. можно было бы дать, опираясь на результат предшествующего анализа («глазами эксперта из 2010 г. »). По итогам ответа на 2 вопрос заполняется соответствующий стлб таблицы «2010-е гг.: прогноз». 4 этап работы: каждая из групп на основе предварительно подготовленной информации заполняется завершающий стлб таблицы «2010-е гг.: реальность» и делает итоговый вывод о характере системного развития международных отношений на современном этапе, в т. ч. сравнивая прогноз с реальным развитием событий. При необходимости 4 этап работы осуществляется на дистанционной основе (ответ готовится индивидуально или группами студентов и присылается на проверку на почту преподавателю). * Актор – системообразующий субъект (индивидуальный или коллективный). Событие – состоявшийся и установленный факт. Процесс – устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий, изменений, событий, причинно-следственных и факторных влияний, структурно-функциональных трансформаций и т. п. Явление – конкретная (видимая, воспринимаемая, оцениваемая) форма проявления (реализации) системной сущности объектов. Проблема – ситуация, порожденная или сопряженная с определенными противоречиями и воспринимаемая как вопрос, требующий практического или теоретического решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|