Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Современная система международных отношений




Раздел 2. Современная система международных отношений

Тема 2. 1. Система международных отношений в конце ХХ – начале XXI вв.

Проблематика темы

Характер международных отношений в послевоенный период. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений: структура мирового политического пространства. Система ООН. Холодная война как историческое явление. Особенности международных отношений в 1980-х гг. Последние конфликты эпохи «холодной войны». Советско-американский диалог в годы «перестройки». Роль ООН и СБСЕ (ОБСЕ) в мировом политическом процессе после окончания «холодной войны». Международные отношения в 1990-х гг.: Рах Аmеriсаnа. Обновление стратегической концепции НАТО в 1990-х – 2000-х гг. Локальные военно-политические конфликты. Факторы многополярности в мировой политике 1990-х гг. Мировой политический процесс в 2000-х гг.: «Мир после 11 сентября». Борьба с мировым терроризмом. Ближневосточный конфликт. Исламский фактор мировой политики. «Цветные революции». Проблемы сохранения национального суверенитета в условиях глобализации. Основные события, явления и процессы в международных отношениях 2010-х гг. Динамика интеграционных процессов в современном мире. Создание Европейского Союза и его реформирование в 1990-х –2000-х гг.

Учебные материалы

Файл « Международные отношения в конце ХХ - начале XXI вв. (учебный текст) » (папка «01 Учебные материалы»)

- Ялтинско-Потсдамская система международных отношений: структура мирового политического пространства.

- Международные отношения в 1980-х гг. Окончание «холодной войны».

- Международные отношения в 1990-х гг.: Рах Аmеriсаnа.

- Факторы многополярности в мировой политике 1990-х гг.

- Мировой политический процесс в 2000-х гг.: «Мир после 11 сентября».

+ раздел «Европейский Союз в системе международных отношений» для беглого чтения

 

В ходе предварительной подготовки к семинарскому занятию помимо изучения рекомендованного учебного текста необходимо с помощью дополнительных ресурсов подготовить информацию о важнейших событиях, явлений и процессах в развитии международных отношений в 2010-х гг. Рекомендуемые ресурсы:

https: //ru. wikipedia. org

http: //www. newsru. com/allnews – Новостной портал Newsru

http: //www. novoteka. ru/r/World – Новотека «В мире»

http: //inosmi. ru/ – Новостной портал ИНОСМИ. РУ

http: //www. sov-europe. ru/index. htm – журнал Современная Европа

http: //elibrary. ru/defaultx. asp – Электронная библиотека eLIBRARY. ru

http: //cyberleninka. ru/ – Электронная библиотека Киберленинка

Формат занятия (предварительный вариант)

Эвристическая беседа, деловая игра – практикум

Проблемно-аналитическое задание для семинара (предварительный вариант)

Для выполнения учебно-исследовательского задания образуются три группы, каждая из которых играет роль экспертов в области изучения мирового политического процесса и развития системы международных отношений:

a Группа экспертов № 1 специализируется на изучении международных отношений 1980-х гг. (1981–1990 г. )

a Группа экспертов № 2 специализируется на изучении международных отношений 1990-х гг. (1991–2000 г. )

a Группа экспертов № 3 специализируется на изучении международных отношений 2000-х гг. (2001–2009 г. )

Далее в режиме групповой работы выполняется комплекс практических заданий:

1 этап работы: эксперты готовят материал по «своему» периоду в соответствии с указанными пятью пунктами (формат материала должен быть ориентирован на заполнение сводной таблицы – «коротко и емко»):

 

Развитие системы международных отношений в.... гг.

1980-е гг. 1990-е гг. 2000-е гг. 2010-е гг. прогноз 2010-е гг.  реальность
Основные акторы*          
Основные события*          
Основные явления и процессы*          
Основные проблемы и риски *          
Основные достижения          
Основные недостатки        

 

2 этап работы: каждая из групп выступает с подготовленным материалом («под запись»); каждый студент заполняет для последующей работы полный вариант таблицы.

3 этап работы: в ходе «мозгового штурма» необходимо ответить на два вопроса:

1) прослеживается ли преемственность в развитии системы международных отношений на протяжении 1970-х – 2000-х гг. (с т. з. характера основных событий, процессов, явлений и круга акторов), и какой вывод можно сделать о трансформации системных основ международных отношений в данный период?

2) какой прогноз о развитии системы международных отношений в 2010-х гг. можно было бы дать, опираясь на результат предшествующего анализа («глазами эксперта из 2010 г. »).

По итогам ответа на 2 вопрос заполняется соответствующий стлб таблицы «2010-е гг.: прогноз».

4 этап работы: каждая из групп на основе предварительно подготовленной информации заполняется завершающий стлб таблицы «2010-е гг.: реальность» и делает итоговый вывод о характере системного развития международных отношений на современном этапе, в т. ч. сравнивая прогноз с реальным развитием событий.

При необходимости 4 этап работы осуществляется на дистанционной основе (ответ готовится индивидуально или группами студентов и присылается на проверку на почту преподавателю).

* Актор – системообразующий субъект (индивидуальный или коллективный). Событие – состоявшийся и установленный факт. Процесс – устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий, изменений, событий, причинно-следственных и факторных влияний, структурно-функциональных трансформаций и т. п. Явление – конкретная (видимая, воспринимаемая, оцениваемая) форма проявления (реализации) системной сущности объектов. Проблема – ситуация, порожденная или сопряженная с определенными противоречиями и воспринимаемая как вопрос, требующий практического или теоретического решения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...