Социальные потребности как источник прав человека
Весьма важен вопрос о том, каковы источники и природа прав человека. Эти вопросы всегда волновали политологов и философов. Статус и авторитет прав человека во многом связаны с трактовкой их источника. Просвещение утвердило в качестве решающего критерия определения естественных прав личности человеческий разум. Тем самым оно попыталось найти им земную основу. Сегодня политологи различной мировоззренческой ориентации по-разному оценивают конечный источник прав человека. Одни видят его в естественной человеческой природе, в конституирующих человеческий род основополагающих потребностях - в поддержании жизни, в безопасности, свободе от насилия и социально неоправданных ограничений, уважении человеческого достоинства, духовном развитии и т.д. В философии либеральной школы прав человека существуют два направления. Каждое из них оказало влияние на формирование концепции современных прав человека. Первое из них — школа натурального права, которую британский исследователь X. Астерпатч считал источником прав человека. Он утверждает, что человек — это высшая ценность, данная Богом, и что человечество по своей природе свободно и равноправно. Он находит это достаточно естественным и правдивым, так как люди существуют благодаря и под властью Божьей. В этом он находился под влиянием греческой мысли и идей «великого» католика Ф. Аквинского [4]. Люди имеют, по высказыванию «великого американца» Т. Джефферсона, неотъемлемые естественные права, потому что они существуют [44]. Естественно-исторический подход ограничивает роль разума главным образом лишь осознанием объективно существующих естественных человеческих прав. Наследуя либеральную традицию, он исходит из того, что фундаментальные права личности имеют внегосударственное и внеюридическое происхождение. Государство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие ему от рождения естественные права оно не может.
Хотя конкретное содержание и объем прав изменяются и расширяются по мере развития общества, сами фундаментальные права остаются неизменными, отражая постоянство основополагающих качеств человеческого рода. Как базовые моральные принципы и требования права человека существуют независимо от социально-классовой структуры и конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Имея для человека высший ценностный статус, они выступают источником гуманности законов, внешним критерием, универсальной мерой оценки любого политического и общественного строя [115, с.83]. Современный анализ политической философии прав личности изобилует подобными примерами. Права человека сформировались из философии натурального права, а не из идей общественных организаций или государственных институтов. В этом же русле существует и другая интерпретация. Так, Н. Бердяев — крупный русский мыслитель — писал: «Свобода человеческой личности не может быть дана обществом и не может по своему истоку и признаку зависеть от него — она принадлежит человеку как духовному существу... Неотъемлемые права, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не природой, а пухом. Это духовные права, а не естественные права, природа никаких прав не устанавливает» [14, с.254]. Однако, с другой стороны, в политической философии прав человека выдвинута идея несостоятельности натуральных прав как оторванных от концепции государственности и мирового сообщества. Второе направление политической философии либерализма – утилитарное мышление, классически представленное в работах Д.С. Милля. По его мнению, стремление к человеческому счастью и благосостоянию через право, свободу и равенство является высшей ценностью и благом, и это именно то, что необходимо для свободной личности. Он убежден, что либеральное общество является стабильным и продуктивным [91].
Данное направление последовательно отстаивает идею достижения счастья личности любым способом, так как это в интересах всего общества или, по крайней мере, большей его части. Утилитаризм предполагает достижение благосостояния общества путем обеспечения счастья каждой личности. Идея индивидуальной свободы и равенства становится корпоративной моралью утилитаристов, даже если они ограничены властью большинства. Свобода и равенство имеют большое значение для группового благосостояния, потому что они в высшей степени содействуют человеческому счастью. В любом случае, по мнению утилитаристов, индивидуальные свободы и равенство приводят к «величайшему благу для всех». В своей книге один из видных представителей утилитаризма М. Кранстон заявил: «Требование традиционных прав человека является только требованием среди других вещей, таких, как безопасность и свобода. Безопасность не является чем-то разрозненным с правами человека, так как она сама по себе является правом человека, это нечто иное, чем право на возобновление жизни. Безопасность личности должна расти в соответствии с ростом безопасности общины. Личное обладание правами зависит от обладания правами общины. Потребность в свободе и безопасности не является чистой потребностью. Они сталкиваются с трудностью быть взаимоприемлемыми. Эти потребности поистине неотделимы друг от друга. Часть традиционной западной веры в свободу и является верой в то, что свободная страна будет находиться в большей безопасности, чем несвободная страна. История предоставляет нам возможность убедиться в том, что эта вера является истиной» [85. с.39]. И сегодня многие специалисты в области политической философии прав человека поддерживают идеи утилитаризма, считая, что прогресс и лучшее общество достижимы лишь на основе личного равенства.
Обе эти трактовки конечного источника прав человека укладываются в рамки одного, естественноисторического подхода к правам человека. Противоречия между ними не велики и устраняются в том случае, если лежащую в их основе природу человека трактуют не как сводимую к его животным, биологическим качествам, а имеющую божественное происхождение. Более существенные отличия в этом вопросе, а также в понимании прав человека в целом связаны с позитивистским и марксистским подходами к их интерпретации. Принято считать, что права человека являются установленной нормой, наиболее важным фундаментальным правом, более важным, чем другие демократические права личности. Автор согласен с С. Хоффманом, который считает, что права возникают как отклик на определенную ситуацию. Безусловно, появление прав продиктовано требованиями и запросами специфических социальных и государственных институтов [85, с.40]. Осознание человеком своих прав и ощущение их нарушения появляется у человека не с рождением, а в процессе его социализации. Широко распространено понимание идеи прав человека, приобретенное посредством изучения прессы или научно-популярной литературы. Эти источники информации, так же как и рисунки и карикатуры, несут в себе, как правило, рациональное зерно. Они представляют собой выражение требований определенных слоев общества, желающих оправдать или изменить национальный политический законодательный режим. Подобные требования влекут за собой формирование национальных мнений, касающихся прав человека. Весьма часто интуитивная трактовка нагружена политической риторикой, подобной политической пропаганде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|