Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура теории поколений международных прав человека




 

Многие страны, проходя путь демократических пре­образований, используют на отдельных этапах различ­ные уровни концепции трех поколений прав человека. В теории поколений международных прав человека важное место занимает проблема преемственности прав. Данная теория предусматривает, что современная кон­цепция не является строго фиксированной философи­ей мирового сообщества. Она представляет собой дина­мическую категорию, которая имеет постоянную тенденцию к трансформации и совершенствованию в строгой корреляции с развитием идей глобализации ми­ровой политики.

Первое поколение прав человека восходит к двум историческимдекларациям о первичных правах личности – французской «Декларации прав человека и гражда­нина» и «Биллю о правах» американской конституции, принятых в 1789 г. Многие конституции западного мира конца XVIII — начала XIX столетия основывались на идеях первого поколения прав человека, фундамент которых составила нравственная философия эпохи Просвещения. Первой печатной конституцией, в которой нашло свое отражение первое поколение прав человека, была Польская конституция, принятая в мае 1791 г.

Первое поколение прав человека формировалось под сильным влиянием традиций американской республики, которые, в соответствии с Биллем о правах человека, касались исключительно внутренней сферы деятельности государства и регулировали отношения личности и правительства. Выдвижение категорий первого поколения прав человека на международный уровень связано с деятельностью Лиги Наций и Международной организации труда (МОТ), которые выдвинули идею и сфокусировали свое внимание на продвижении гражданских прав в категорию международных прав человека.

Второе поколение прав человека связано с «Всеобщей декларацией прав человека», одобренной ООН в 1948 г., и двумя пактами ООН по правам человека 1966 г. Основное отличие второго поколения прав человека связа­но с усилением политической окраски в концепции прав человека. При этом впервые значительное внимание уде­лялось социальным, экономическим и культурным правам личности. Эта концепция прав человека впервые была признана мировым сообществом и закреплена в различ­ных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, решени­ях Комиссии ООН по правам человека, документах дру­гих международных организаций. В этих документах впервые подчеркивается, что данные два поколения прав человека являются неделимыми и взаимосвязанными.

Пакт ООН о гражданских и политических правах 1966 г. установил приоритет гражданских и полити­ческих прав и впервые содержал понятие категории социального выбора личности как международного пра­ва личности в политической позиции государства. Пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. содержал концепцию прав человека по экономическим, культурным и социальным правам. Оба пакта дополняли Всеобщую декларацию и расширяли сферы применения концепции прав человека.

Формирование основ второго поколения прав чело­века базировалось на идеях преемственности прав и впервые в международной практике показало перспек­тивность трансформации и совершенствования концеп­ции прав человека как универсальной категории миро­вой политики.

После подписания данных пактов международное толкование прав человека в категории социального вы­бора впервые широко утвердилось во втором поколении прав человека в качестве всеобщей межгосударственной концепции.

Второе поколение прав че­ловека положило начало системе международного мо­ниторинга прав личности в области социального и по­литического выбора. США и Западная Европа создали наиболее развитые региональные системы защиты прав личности.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая является ярким до­кументом второго поколения прав человека, в основном затрагивает важнейшие гражданские и политические права личности. Для развития концепции международ­ных прав человека главным является тот факт, что Евро­пейская Конвенция впервые создала международный механизм оказания помощи личности посредством об­ращения в Международный Суд и Примирительную Ко­миссию. В Европейской Конвенции, впервые в мире, в концепцию прав человека введены идеи о необходимо­сти и правомочности «наднациональных» прав личнос­ти и необходимости принятия международных полно­мочий при защите личности.

Высокий уровень политической культуры и общность либеральной философии впервые позволили Западной Европе признать международные права человека обяза­тельными для всех государств — членов ЕС.

Роль прав личности в политической жизни США на­ходит свое обоснование в конституции страны, которая состоит из семи кратких статей и двадцати шести поправок. Наряду с разделением власти между президентом, Конгрессом и Верховным судом, конституция содержит прямые гарантии незыблемости прав личности. По мнению исследователей,именно абсолютные гарантии прав личности позволили конституции США существовать без изменений до сегодняшнего дня, во-первых, и, во-вторых, поправки к конституции не наделяют людей свободами, а, напротив, запрещают конгрессу издавать законы, ог­раничивающие права личности [84].

Политическая философия США традиционно основывается на постоянном декларировании глобальных прав личности как основы демократии и мировой политики. Современный международный подход к правам человека хорошо согласуется с данной традицией. Однако существует целый ряд специфических отличий теоре­тической концепции международных прав личности в политической и нравственной позиции США, особенно в о6ласти мировой политики.

Исторически во внешней политике США всегда при­менялись права человека для решения геополитических задач. Наиболее агрессивно концепция прав человека и защиты личности в политической позиции США использовалась при администрациях Р. Никсона, Дж. Форда и, особенно, Дж. Картера, Р. Рейгана и Б. Клинтона. Эти ад­министрации наиболее интенсивно эксплуатировали концепцию прав человека для решения американских проблем в области мировой политики.

Отличительной особенностью современной амери­канской доктрины прав человека является многоплановое использование в ней идей Г. Киссинджера и З. Бжезинского, под влиянием которых концепция прав человека была возведена в ранг американской государ­ственной доктрины в области внутренней и внешней по­литики. При администрации Дж. Картера впервые концепция прав личности в политической позиции США была принята конгрессом в качестве официального ин­струмента американской международной политики.

Концепция прав человека в США базировалась на иде­ях второго поколения международных прав личности. Второе поколение прав послужило основой и для целой серии международных актов и программ, в первую оче­редь в ООН, в области защиты прав человека, а также сыграло заметную роль в продвижении международных подходов к проблеме прав в АТР, и особенно в Китае.

Основные положения второго поколения прав чело­века получили значительное развитие в политической позиции администрации Дж. Форда, которая впервые выдвинула идею о необходимости связи гарантий прав человека с международной разрядкой в ядерной облас­ти, объединив тем самым проблемы международной по­литики с нравственными ценностями концепции прав человека. Кроме того, администрация Дж. Форда впер­вые предприняла попытку давления в ООН по целому спектру актуальных проблем международной политики, в которых весьма успешно были задействованы механиз­мы нарушения прав человека в Восточной Европе и стра­нах, ставших на путь развития.

В теории «поколений» отчетливо отражается суще­ствующая динамика трансформации концепции прав от реализации простейших естественных прав личности до использования прав человека в самых острых и актуаль­ных проблемах международной политики. Это, по наше­му мнению, приводит к тому, что обострение междуна­родного внимания к данным проблемам, как в случае их увязки с ядерным разоружением, является поводом для переосмысления не только способов защиты личности, но и самой философии поколений прав.

Второе поколение прав человека касается социальных, экономических и культурных прав. Оно реально суще­ствует как общепринятая мировая ценность, которая воп­лощена во многих национальных конституциях.

Основные идеи третьего поколения прав человека впервые были провозглашены ЮНЕСКО под влиянием необходимости более широкого распространения кон­цепции международных прав человека во всем мире.

В Комиссии ЮНЕСКО по правам человека и мира ее директор К. Васак сформулировал положение, что в меж­дународных институтах «третье поколение прав ассоции­руется с понятием о правах как о «единой общемировой ценности», которая является критерием, объединяющим людей, принадлежащих к различным цивилизациям, ре­лигиям и культурным сообществам» [85].

В конце 1970-х гг. при обсуждении ООН проблем прав человека неоднократно декларировалось, что первое и второе поколения прав характеризуются различ­ной степенью конфликта между социальными и политическими группами, а поэтому необходима новая трактовка общности концепции прав человека. Их основной идеей должна являться доктрина «глобального единства прав», или их перекрестного консенсуса, основанного на категориях цивилизационного равенства выбора личности. Главным аргументом при этом является то, что третье поколение прав будет иметь большую эффективность по сравнению с ранними поколениями посредством увеличения значимости прав человека в областях, не затронутых первичной концепцией прав человека.

Третье поколение прав, по мнению Ю.И. Малевич, должно охватывать признание:

· права на равное развитие;

· право народов на мир и защиту от вооруженных и этнических конфликтов;

· право на здоровую окружающую среду и защиту природной среды от различных конфликтов;

· право на защиту от международного терроризма и организованной преступности и коррупции;

· право на пользование общим культурным наследием и техничес­кими достижениями человечества;

· право на гуманитар­ные свободы и гуманитарную защиту;

· равное право дос­тупа к информационным достижениям цивилизации [85].

 

В мировой политике данные идеи приобрели вес ре­альных аргументов при президенте Р. Рейгане. Он активно использовал концепцию единства прав в своей кон­фронтации с бывшим СССР, странами восточного блока и Китаем. Все вопросы мировой политики, развития внешней торговли, воздушного сообщения между стра­нами, зон влияния в Мировом океане, урегулирования проблем ядерного и обычного разоружения были свя­заны воедино с правами человека. Под влиянием данной позиции США и их стратегических партнеров в Европе и Азии произошли фундаментальные изменения в мировой политике по отношению к разрешению глобальных проблем, экономическим концепциям рынка, рели­гиозным, политическим и культурным правам.

Значительное место в развитии трансформационных подходов к проблемам прав человека принадлежит ака­демику А.Д. Сахарову [119] и организованному под его влия­нием открытому диалогу ученых СССР и США.

Впервые в августе 1989 г. в Москве состоялась конференция «Права человека и будущее» с широким спектром открыто обсуждаемых проблем. Она была орга­низована Академией наук СССР и Американским советом научных обществ. Одним из главных результатов обсуж­дений явилась констатация принципа общности, т.е. кон­сенсуса прав людей во всем мире независимо от социаль­ной системы и политической ориентации их государств. В решениях конференции подчеркивалась необходи­мость глубокого анализа аспектов концепции прав че­ловека с учетом общности и различия цивилизационных подходов.

Однако было признано, что фактически права чело­века, относящиеся к третьему поколению, не закрепле­ны в международных юридических актах. Конференция констатировала, что для достижения перекрестного кон­сенсуса прав необходимы теоретические исследования различий и общности подходов к правам человека и, как следствие, поиск зон их возможной корреляции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...