Структура теории поколений международных прав человека
Многие страны, проходя путь демократических преобразований, используют на отдельных этапах различные уровни концепции трех поколений прав человека. В теории поколений международных прав человека важное место занимает проблема преемственности прав. Данная теория предусматривает, что современная концепция не является строго фиксированной философией мирового сообщества. Она представляет собой динамическую категорию, которая имеет постоянную тенденцию к трансформации и совершенствованию в строгой корреляции с развитием идей глобализации мировой политики. Первое поколение прав человека восходит к двум историческимдекларациям о первичных правах личности – французской «Декларации прав человека и гражданина» и «Биллю о правах» американской конституции, принятых в 1789 г. Многие конституции западного мира конца XVIII — начала XIX столетия основывались на идеях первого поколения прав человека, фундамент которых составила нравственная философия эпохи Просвещения. Первой печатной конституцией, в которой нашло свое отражение первое поколение прав человека, была Польская конституция, принятая в мае 1791 г. Первое поколение прав человека формировалось под сильным влиянием традиций американской республики, которые, в соответствии с Биллем о правах человека, касались исключительно внутренней сферы деятельности государства и регулировали отношения личности и правительства. Выдвижение категорий первого поколения прав человека на международный уровень связано с деятельностью Лиги Наций и Международной организации труда (МОТ), которые выдвинули идею и сфокусировали свое внимание на продвижении гражданских прав в категорию международных прав человека.
Второе поколение прав человека связано с «Всеобщей декларацией прав человека», одобренной ООН в 1948 г., и двумя пактами ООН по правам человека 1966 г. Основное отличие второго поколения прав человека связано с усилением политической окраски в концепции прав человека. При этом впервые значительное внимание уделялось социальным, экономическим и культурным правам личности. Эта концепция прав человека впервые была признана мировым сообществом и закреплена в различных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, решениях Комиссии ООН по правам человека, документах других международных организаций. В этих документах впервые подчеркивается, что данные два поколения прав человека являются неделимыми и взаимосвязанными. Пакт ООН о гражданских и политических правах 1966 г. установил приоритет гражданских и политических прав и впервые содержал понятие категории социального выбора личности как международного права личности в политической позиции государства. Пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. содержал концепцию прав человека по экономическим, культурным и социальным правам. Оба пакта дополняли Всеобщую декларацию и расширяли сферы применения концепции прав человека. Формирование основ второго поколения прав человека базировалось на идеях преемственности прав и впервые в международной практике показало перспективность трансформации и совершенствования концепции прав человека как универсальной категории мировой политики. После подписания данных пактов международное толкование прав человека в категории социального выбора впервые широко утвердилось во втором поколении прав человека в качестве всеобщей межгосударственной концепции. Второе поколение прав человека положило начало системе международного мониторинга прав личности в области социального и политического выбора. США и Западная Европа создали наиболее развитые региональные системы защиты прав личности.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая является ярким документом второго поколения прав человека, в основном затрагивает важнейшие гражданские и политические права личности. Для развития концепции международных прав человека главным является тот факт, что Европейская Конвенция впервые создала международный механизм оказания помощи личности посредством обращения в Международный Суд и Примирительную Комиссию. В Европейской Конвенции, впервые в мире, в концепцию прав человека введены идеи о необходимости и правомочности «наднациональных» прав личности и необходимости принятия международных полномочий при защите личности. Высокий уровень политической культуры и общность либеральной философии впервые позволили Западной Европе признать международные права человека обязательными для всех государств — членов ЕС. Роль прав личности в политической жизни США находит свое обоснование в конституции страны, которая состоит из семи кратких статей и двадцати шести поправок. Наряду с разделением власти между президентом, Конгрессом и Верховным судом, конституция содержит прямые гарантии незыблемости прав личности. По мнению исследователей,именно абсолютные гарантии прав личности позволили конституции США существовать без изменений до сегодняшнего дня, во-первых, и, во-вторых, поправки к конституции не наделяют людей свободами, а, напротив, запрещают конгрессу издавать законы, ограничивающие права личности [84]. Политическая философия США традиционно основывается на постоянном декларировании глобальных прав личности как основы демократии и мировой политики. Современный международный подход к правам человека хорошо согласуется с данной традицией. Однако существует целый ряд специфических отличий теоретической концепции международных прав личности в политической и нравственной позиции США, особенно в о6ласти мировой политики. Исторически во внешней политике США всегда применялись права человека для решения геополитических задач. Наиболее агрессивно концепция прав человека и защиты личности в политической позиции США использовалась при администрациях Р. Никсона, Дж. Форда и, особенно, Дж. Картера, Р. Рейгана и Б. Клинтона. Эти администрации наиболее интенсивно эксплуатировали концепцию прав человека для решения американских проблем в области мировой политики.
Отличительной особенностью современной американской доктрины прав человека является многоплановое использование в ней идей Г. Киссинджера и З. Бжезинского, под влиянием которых концепция прав человека была возведена в ранг американской государственной доктрины в области внутренней и внешней политики. При администрации Дж. Картера впервые концепция прав личности в политической позиции США была принята конгрессом в качестве официального инструмента американской международной политики. Концепция прав человека в США базировалась на идеях второго поколения международных прав личности. Второе поколение прав послужило основой и для целой серии международных актов и программ, в первую очередь в ООН, в области защиты прав человека, а также сыграло заметную роль в продвижении международных подходов к проблеме прав в АТР, и особенно в Китае. Основные положения второго поколения прав человека получили значительное развитие в политической позиции администрации Дж. Форда, которая впервые выдвинула идею о необходимости связи гарантий прав человека с международной разрядкой в ядерной области, объединив тем самым проблемы международной политики с нравственными ценностями концепции прав человека. Кроме того, администрация Дж. Форда впервые предприняла попытку давления в ООН по целому спектру актуальных проблем международной политики, в которых весьма успешно были задействованы механизмы нарушения прав человека в Восточной Европе и странах, ставших на путь развития. В теории «поколений» отчетливо отражается существующая динамика трансформации концепции прав от реализации простейших естественных прав личности до использования прав человека в самых острых и актуальных проблемах международной политики. Это, по нашему мнению, приводит к тому, что обострение международного внимания к данным проблемам, как в случае их увязки с ядерным разоружением, является поводом для переосмысления не только способов защиты личности, но и самой философии поколений прав.
Второе поколение прав человека касается социальных, экономических и культурных прав. Оно реально существует как общепринятая мировая ценность, которая воплощена во многих национальных конституциях. Основные идеи третьего поколения прав человека впервые были провозглашены ЮНЕСКО под влиянием необходимости более широкого распространения концепции международных прав человека во всем мире. В Комиссии ЮНЕСКО по правам человека и мира ее директор К. Васак сформулировал положение, что в международных институтах «третье поколение прав ассоциируется с понятием о правах как о «единой общемировой ценности», которая является критерием, объединяющим людей, принадлежащих к различным цивилизациям, религиям и культурным сообществам» [85]. В конце 1970-х гг. при обсуждении ООН проблем прав человека неоднократно декларировалось, что первое и второе поколения прав характеризуются различной степенью конфликта между социальными и политическими группами, а поэтому необходима новая трактовка общности концепции прав человека. Их основной идеей должна являться доктрина «глобального единства прав», или их перекрестного консенсуса, основанного на категориях цивилизационного равенства выбора личности. Главным аргументом при этом является то, что третье поколение прав будет иметь большую эффективность по сравнению с ранними поколениями посредством увеличения значимости прав человека в областях, не затронутых первичной концепцией прав человека. Третье поколение прав, по мнению Ю.И. Малевич, должно охватывать признание: · права на равное развитие; · право народов на мир и защиту от вооруженных и этнических конфликтов; · право на здоровую окружающую среду и защиту природной среды от различных конфликтов; · право на защиту от международного терроризма и организованной преступности и коррупции; · право на пользование общим культурным наследием и техническими достижениями человечества; · право на гуманитарные свободы и гуманитарную защиту; · равное право доступа к информационным достижениям цивилизации [85].
В мировой политике данные идеи приобрели вес реальных аргументов при президенте Р. Рейгане. Он активно использовал концепцию единства прав в своей конфронтации с бывшим СССР, странами восточного блока и Китаем. Все вопросы мировой политики, развития внешней торговли, воздушного сообщения между странами, зон влияния в Мировом океане, урегулирования проблем ядерного и обычного разоружения были связаны воедино с правами человека. Под влиянием данной позиции США и их стратегических партнеров в Европе и Азии произошли фундаментальные изменения в мировой политике по отношению к разрешению глобальных проблем, экономическим концепциям рынка, религиозным, политическим и культурным правам.
Значительное место в развитии трансформационных подходов к проблемам прав человека принадлежит академику А.Д. Сахарову [119] и организованному под его влиянием открытому диалогу ученых СССР и США. Впервые в августе 1989 г. в Москве состоялась конференция «Права человека и будущее» с широким спектром открыто обсуждаемых проблем. Она была организована Академией наук СССР и Американским советом научных обществ. Одним из главных результатов обсуждений явилась констатация принципа общности, т.е. консенсуса прав людей во всем мире независимо от социальной системы и политической ориентации их государств. В решениях конференции подчеркивалась необходимость глубокого анализа аспектов концепции прав человека с учетом общности и различия цивилизационных подходов. Однако было признано, что фактически права человека, относящиеся к третьему поколению, не закреплены в международных юридических актах. Конференция констатировала, что для достижения перекрестного консенсуса прав необходимы теоретические исследования различий и общности подходов к правам человека и, как следствие, поиск зон их возможной корреляции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|