Соотношение прав и обязанностей
Корреляция прав и обязанностей — стандартная тема в теории прав. Права и обязанности являются двумя равнозначными аспектами одного и того же понятия. Любой может требовать соблюдения его права на свободу у тех, кто очень значительно ограничивает его право на личную свободу. Если индивид думает, что имеет право удовлетворительно питаться, одеваться и поддерживать свое здоровье, и при этом обладает правом на труд; то это также означает, что он обязан работать, вкладывая в этот труд свою энергию и навыки, выполняя работу, которую требует от него общество во имя своего блага. Но подобные обязанности, которые, безусловно, признаются, не являются результатом обладания правами. Обязанность уважать чью-то личную свободу наложена на человека его правом на свободу, а не чужим. Один индивид может иметь право полностью не зависеть от другого; он имеет право на свободу, даже если другой им не обладает. Аналогичным образом, человек может иметь право работать или право заботиться о своем здоровье без оглядки на обязанности вносить вклад в благосостояние общества. Хотя нельзя не отрицать тот факт, что даже несправедливое или безнравственное общество может предоставить индивиду такие права без обязанностей. Если логика прав не обеспечивает правам и обязанностям однозначный путь развития, единственное, что должно сопутствовать им в таком случае, это восприятие прав как социальных гарантий. Отсюда можно сделать вывод, что индивид, получая право на труд, вместе с ним получает бесправную обязанность работать, а государство получает юридически обоснованную обязанность предоставлять работу индивидам в социально полезных сферах.
Как правило, предполагается, что право A на что-либо в отношении B подразумевает обязанности B в отношении A, обладающего каким-либо правом, т.е. право A влечет за собой обязанности B [85]. На практике достаточно часто встречается теория, распространенная не только в бывшем СССР, что единственный способ существования прав человека — быть частью концептуальной логической системы. Однако в советской доктрине право A находилось в соответствии с параллельными обязанностями B. Например, ст. 40 советской конституции гласила, что «граждане СССР имеют право на труд... право на выбор занятия и типа работы», но в статье 60 труд является уже обязанностью граждан: «Добросовестный труд в выбранной области социально полезной деятельности и соблюдение трудовой дисциплины — обязанность и вопрос чести для каждого дееспособного гражданина СССР» [74]. Советские дипломаты открыто и ясно заявляли, что обязанности индивидуумов необходимо рассматривать как право работать на пользу общества. И, тем не менее, возникает вопрос, как права и обязанности могут рассматриваться как совпадающие по своей концепции? Подобные выводы и анализы достаточно интересны потому, что отражают базисные философские и идеологические концепции советской системы. Ядро проблемы имеет точно выраженный социальный аспект, где государству выделено видное место, а роль индивида определяется с позиции его социальной значимости. Кроме того, акцент делается на действительные и реальные права, которыми индивидуум обладает только благодаря содействию государства, а субъективные, абстрактные или формальные права присущи индивиду сами по себе. Полная система таких прав действительно включала в себя органическое единство прав и обязанностей. Однако права человека в ней полностью отсутствовали, на них не существовало разрешения, так или иначе они не признавались ни государством, ни обществом, хотя присущи всем разумным существам.
Концепция прав человека по Советской Конституции 1977 г. становится понятной, если ее рассматривать как дополнение к традиционной теории политической философии марксизма. Она декларировала гарантии прав человека, но все эти права размывались в переплетении групповой солидарности и благополучия [74]. Свобода высказываний и мнений, например, гарантировалась до тех пор, пока эти высказывания и мнения совпадали с нуждами пролетариата и безопасностью советского государства. Права личности не имели никакого отношения и влияния на классы и национальные приоритеты. Конституция исключала возможность того, что действия личности могли противопоставляться прогрессу общества, а реализация полной свободы, равенства и счастья в полностью построенном коммунистическом обществе обещалась в будущем. Таким образом, в соответствии с Конституцией 1977 г. в Советском Союзе права личности были защищены ровно настолько, насколько они соответствовали действиям, которые этими же правами гарантировались. В этом и заключается специфика традиционной марксистской теории в области прав человека. Концепция «прав человека», декларированная в Конституции бывшего Советского Союза и не реализованная на практике, поразительно похожа на традиционную незападную концепцию. Центральным в советском подходе являлось слияние прав и обязанностей. Преамбула советской Конституции 1977 г. констатирует, что Советский Союз «является обществом подлинной демократии, чья политическая система гарантирует... сочетание реальных гражданских прав и свобод с обязанностями и ответственностью перед обществом». Статья 59 провозглашала: «...осуществление прав и свобод неотъемлемо от выполнения гражданами их обязанностей» [74]. Ту же самую характеристику мы встречаем и в полуофициальных источниках: «Соединение прав и обязанностей является особой характеристикой социалистического законодательства»; «Наиболее важная особенность юридического статуса советских граждан — органическое единство их прав и обязанностей». Все «права человека» в бывшем Советском Союзе предоставлялись в виде обязанностей. Как уже отмечалось ранее, ст. 59 советской Конституции 1977 г. гласит: «Осуществление прав и свобод является неотделимым от выполнения гражданами своих обязанностей». Статья 50 провозглашает гражданские права «в соответствии с интересами народа и с целью укрепления и развития социалистической системы». Даже экономические и социальные права рассматриваются как часть чего-то и вступают в силу, когда сопутствующие им обязанности законопослушно выполняются [74].
Например, несмотря на очевидно не соответствующий международным понятиям и нормам характер права на труд, упомянутого в статье 40, трудиться подобным образом в указанных областях постоянно отказывались так называемые диссиденты и активисты еврейского движения, в результате, в соответствии с советским законодательством и административной практикой, вышеуказанные индивиды все равно были вынуждены выполнять свои социальные обязанности. Советские ученые утверждали, что «социальная значимость и ценность каждого человека определяется тем, как он осуществляет свои права и исполняет обязанности». Любое право имеет пределы, которые могут быть определены в соответствии с законом. Например, право на свободу слова, как правило, ограничивается законом о клевете и общими требованиями к подобного рода законам с целью обезопасить окружающих людей (от криков типа «Пожар!» в переполненном театре). Но обладание и осуществление прав человека не зависят от существования подобных ограничений или параллельных обязанностей. Права человека являются неотъемлемой сущностью индивида и не зависят от выполнения гражданских обязанностей. Напротив, советские граждане обладали только теми правами, которые им предоставляло (даровало) государство. Мужчины и женщины в бывшем Советском Союзе обладали правами, но это не были «права человека» в общепринятом смысле. На самом деле существовали реальные аналогии между правами советских граждан и международно принятыми правами человека. Тем не менее, советские граждане не обладали правами в ракурсе «прав человека», и именно это обстоятельство являлось важнейшим условием осуществления данных прав [85]. В современном мире интеллектуальные элиты Запада и Азии, в связи с отказом России от марксистской доктрины, стараются сохранить, модернизировать и интенсивно пропагандировать идеи коммунальной философии прав человека как некий идеал корпоративной морали групповых прав.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|