Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие национальных и международных систем защиты прав человека




 

Права и свободы человека — объект не только общественного и государственного, но и межгосударственного управления, поскольку они нуждаются в международной защите, и могут быть защищены эффективно лишь усилиями всего международного сообщества. Именно этим обуслов­лено наличие, наряду с национальными биллями о правах человека и институтами их защиты, также и Международного кодекса прав человека, континентальных инструментов и институтов защиты этих прав, а также сотен специальных деклараций, пактов, хартий, конвенций о правах человека.

Государства являются субъектами мировой политики и соуправ­ляющими глобальными процессами. Учреждая те или иные между­народные институты и подписывая соглашения по решению тех или иных проблем, государства берут на себя определенные обязатель­ства перед континентальным или всемирным сообществами. Соот­ветственно, и выполнение этих обязательств участниками соглаше­ний становится объектом многоуровневого контроля.

Каждое международное обязательство государства в области прав и свобод человека должно быть подкреплено соответствующим национальным правовым актом [35, с.249]. В них следует определять кон­кретные пути и механизм защиты прав и свобод человека в данной стране, установить институты, непосредственно ответственные за выполнение государственных обязательств, а также меры санкций или наказаний к нарушителям данных обязательств. Государства имеют право сделать оговорки к тем или иным принимаемым им на себя обязательствам, отодвигать их выполнение на определенный срок, приступать к их выполнению постепенно, прогрессивно, по мере создания или возникновения соответствующих условий.

В случаях непринятия государственных законодательных актов о способах реализации предусмотренных в международных инстру­ментах прав человека, сами эти международные инструменты могут быть приравнены к внутренним законам подписавшего их государ­ства. Так, ряд стран-членов Совета Европы придали Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКЗПЧОС) статус своего государственного закона и включили ее в националь­ные конституции. После вступления России в Совет Европы и ра­тификации и ею ЕКЗПЧОС последняя стала для нее документом, имеющим приоритет перед ее собственными законами в этой об­ласти.

Существуют нормы международного права, которые государства обязаны соблюдать независимо от того, подписывали они соответ­ствующие документы или нет. К числу таковых относятся все положения Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ).

Международная система защиты прав и свобод человека основа­на на единстве и взаимосвязи национальных и интернациональных средств защиты этих прав. Это логично и рационально. Человек яв­ляется гражданином определенного государства и в случае наруше­ния его прав и свобод он первоначально обращается к национальным средствам, прибегая к их помощи последовательно по восходя­щей линии. После безуспешного исчерпания всех национальных средств, он вправе прибегнуть, соблюдая установленную процедуру, к помощи многоуровневых международных институтов. При этом человек имеет право выбирать одно из них по своему усмотрению. Более надежным и эффективным, безусловно, является обращение к континентальным средствам защиты, где очередь жалоб меньше, чем на глобальном уровне, куда стекаются иски со всех концов пла­неты. В таком случае глобальные средства могут быть использованы в последнюю очередь [35, с.250].

Для реализации прав и свобод человека важны мир и спокойст­вие на земле. Они благоприятствуют сотрудничеству народов и го­сударств, обмену достижениями, способствующими развитию эко­номики, науки и культуры, росту жизненного уровня населения. Чем больше сообщающихся сосудов между государствами, народа­ми и континентами, тем быстрее достижения одних стран и наро­дов, в т. ч. и в области реализации прав и свобод человека, становятся достоянием всех остальных. Вот почему обеспечению мира и безопасности на земле, содействию развитию стран всегда придавалось и придается такое значение. Отставание стран и даже групп стран, по причине которого невозможно реализовать многие права человека, имеет не только объективные, но и зависимые от стран и народов причины (недемократичность суще­ствующих политических режимов, безответственность властей, хи­щения государственных средств, коррупция должностных лиц госу­дарств и т.д.). Объективные причины устраняются, воздействуя на условия, их порождающие. Субъективные причины могут быть уст­ранены относительно быстро и легко. Здесь важны воля и реши­мость народов как отдельных стран, так и всего международного сообщества.

На базе гражданских обществ в отдельных странах складывается глобальное гражданское общество (универсум), которое способно воздействовать тем или иным образом на политические режимы тех стран, где такое общество пока еще слабо и не способно выступать в качестве равноправного партнера политического общества. Гло­бальное гражданское общество формирует элементы глобального политического общества в лице многочисленных, функционирую­щих на разных (глобальном, континентальном и региональном) уровнях, политических институтов.

Международные институты призваны создавать в мире в целом и на отдельных континентах климат сотрудничества и взаимопомо­щи при решении стоящих перед человечеством задач. Это — все­мерное содействие совершенствованию (модернизации) институтов гражданского и политического обществ, осуждение и бойкот дикта­торских режимов, международное сотрудничество в борьбе с нару­шителями прав и свобод человека и многое другое.

Это относится и к выполнению международных обязательств го­сударств по сотрудничеству в борьбе с международной преступнос­тью, угрожающей правам и свободам человека, в том числе и в борьбе с коррупцией, представляющей собою главную угрозу правлению закона, демократии, социальной справедливости и правам человека. Коррупция препятствует экономическому развитию стран и извращает принципы распределения и функционирования эконо­мики [35,с.257]. Государства обязаны не только предус­мотреть в своем внутреннем законодательстве решительные и дей­ственные меры по борьбе с коррупцией. Они должны также эффек­тивно сотрудничать между собой во всех вопросах, касающихся коррупции, сообщая друг другу имеющуюся у них информацию, признавая судебные решения иностранных государств, участвуя в возмещении судебных издержек в соответствии с условиями между­народных соглашений и т.д.

Международная система защиты прав и свобод человека весьма широка и сложна: международные суды, трибуналы, институты контроля, учреждаемые для контроля над реализацией каждого международного соглашения о правах и свободах человека. Между­народные правозащитные институты выполняют разные функции: информационную, исследовательскую, примирительную, по выне­сению решений и по наложению санкций. Есть институты для вы­полнения конкретных функций, а есть осущест­вляющие все перечисленные функции одновременно. В силу специфи­ки субъектов международного права число институтов, наделенных правом выносить решения, весьма ограничено, хотя заметна тен­денция к их постепенному увеличению. К их числу можно отнести Европейский, Межамериканский и Африканский суды по правам человека.

Нормы взаимоотношений между государствами в области прав человека сформулированы и конкретизированы в «Декларации о за­щите прав человека и принципы невмешательства во внутренние дела государств», принятой Институтом международного права 13 сентября 1989 г. Этот документ исходит из бесспорного постула­та о том, что права человека являются прямым выражением досто­инства человеческой личности. Их защита отвечает интересам всех государств, а потому требует дальнейшего расширения их солидар­ных действий для обеспечения этих прав во всем мире. В случаях нарушения прав человека в том или ином государстве, члены ООН имеют право предпринимать индивидуально или коллективно дип­ломатические, экономические и другие меры, исключающие приме­нение вооруженной силы, в отношении государства-нарушителя своих обязательств. Такие меры не могут рассматриваться как неза­конное вмешательство во внутренние дела других государств (ст. 2). Меры по обеспечению коллективной защиты прав человека обосно­ваны, когда они предпринимаются в ответ на серьезные нарушения этих прав, а именно широкомасштабные или систематические нару­шения или когда нарушаются права и свободы, которые не должны быть попраны ни при каких обстоятельствах. Представление по дипломатическим каналам или устное выражение государствами озабоченности в связи с нарушениями прав человека или неодобре­ние подобных действий являются необходимыми и законными при всех обстоятельствах [35, с.256].

Все меры, предпринимаемые индивидуально или коллективно для защиты прав человека должны соответствовать условиям:

· за исключением случаев исключительной срочности, от госу­дарства, нарушающего права человека, должно быть формально по­требовано прекращение совершаемых им действия;

· предпринимаемые меры должны быть пропорциональны се­рьезности нарушения;

· они должны быть ограничены государством-нарушителем;

· при этом должны приниматься во внимание интересы инди­видуумов и третьих стран, а также влияние принимаемых мер на стандарт жизни населения соответствующей страны.

 

Предложение государством, группой государств или междуна­родными гуманитарными институтами продовольственного или ме­дицинского снабжения государству или территории, где живет стра­дающее население, не должно рассматриваться как незаконное вме­шательство во внутренние дела того государства. Однако это снаб­жение не должно принимать характера угрозы вооруженной интер­венции (ст. 5). Признается крайне желательным усиление интерна­циональных методов и процедур, в частности методов и процедур международных организаций, имеющих целью предупредить, нака­зать и исключать нарушения прав человека (ст. 7).

Даже самый совершенный механизм защиты прав и свобод че­ловека не даст ничего, если сами субъекты этих прав и свобод (люди) не будут должным образом реагировать на каждый случай нарушения их прав. Индивиды, граждане и государства, ущем­ленные в своих правах, первыми приводят в движение существую­щий правозащитный механизм, ибо последний не везде имеет право по своей собственной инициативе начинать рассмотрение дела, возбуждать иски, выносить решения. Этот механизм запускается заявлениями и искамитысяч граждан и го­сударств, ставших жертвами нарушения как их собственных прав, так и не желающих мириться с фактами попрания прав и свобод других людей.

Международные институты, как это и предусмотрено соглаше­ниями о правах человека, рассматривают два типа заявлений и исков - индивидуальные и межгосударственные. Первые исходят от непосредственных жертв нарушения прав человека и имеют целью устранение данного нарушения. Отдельные лица вправе об­ращаться в международные институты по защите прав и свобод че­ловека только после того, как ими будут исчерпаны все внутренние (национальные) средства защиты. По мнению интерпретаторов международных договоров по правам человека, это необходимо для того, чтобы предоставить правительствам возможность исправить допущенные ими нарушения собственными средствами в рамках своей национальной правовой защиты.

Но может быть правомер­ным и другое объяснение. Люди, как правило, больше доверяют международным институтам, независимым от правительств отдель­ных стран, а, соответственно, обеспечивающим большую объектив­ность при рассмотрении жалоб, чем своим национальным судам. Поэтому естественно их желание обойти бюрократические перепонки и волокиту в национальных судах и сразу же обратиться за под­держкой в международные инстанции.

Следующее непременное условие, заявителю при этом нельзя передавать иск в другие органы защиты. Такая проблема возникает во всех случаях, когда нарушено право, предусмотренное одновременно и международным и региональным соглашениями о защите прав человека и основных свобод. Сущест­вует международная договоренность о том, что в случае возникно­вения таких проблем, первое слово должно принадлежать регио­нальному институту.

Все международные институты устанавливают сроки времени, когда можно обращаться к ним с заявлением. Как прави­ло, этот срок ограничен шестью месяцами после последнего рассмотрения дела в национальных институтах. В 1980-1990-х гг. некоторые институты (ЮНЕСКО, МОТ) продлили эти сроки, справедливо по­лагая, что жертва могла быть лишена возможности реализовать свою волю в этот период, скажем, будучи посаженной в тюрьму, за­пертой в психиатрической больнице и т.д. Но при всех условиях, считают они, этот срок должен оставаться разумным. Общее требо­вание состоит в том, что заявление не должно быть анонимным, истец обязан идентифицировать себя. ЮНЕСКО допускает упроще­ние и этого требования: заявление не обязательно должно быть подписано самой жертвой. Когда жертва лишена такой возможнос­ти по независящим от нее обстоятельствам, в качестве защитника ее прав и интересов могут выступать группа людей или обществен­ная организация [35, с.256].

Одним из первых международных институтов по продвижению и защите прав человека является Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), избираемый ее Генеральной Ассамблеей в количестве 54 членов. Он уполномочен выносить рекомендации от имени ООН в целях поощрения «уважения и соблюдения прав че­ловека и основных свобод для всех». ЭКОСОС наделен правом по­лучать от государств-членов ООН и ее специализированных учреж­дений доклады о мерах, предпринимаемых ими во исполнение рекомендаций, и сообщать Генеральной Ассамблее свои заме­чания к докладам государств.

В целях реализации возложенных на него обязанностей ЭКО­СОС резолюцией от 16 февраля 1946 г. создал Комиссию по правам человека, начавшую свою деятельность в 1947 г. с рабо­ты над проектом Всеобщей декларации прав человека. Затем при участии Комиссии были разработаны проекты двух международных пактов о правах человека. В соответствии с резолюциями ЭКОСОС (1959, 1967, 1970 гг.) Комиссия по правам человека стала рассматривать жалобы на нарушения прав человека, поступающие в ООН со всех концов мира.

При Комиссии по правам человека созданы рабочая группа спе­циальных репортеров, призванных изучать на местах различные ас­пекты нарушения прав и свобод человека, и ряд подкомиссий по отдельным аспектам прав человека (комиссии по правам женщин, по предупреждению дискриминации, по делам национальных меньшинств и т.д.). Принятие международных пактов о правах человека потребовало дальнейшего совершенствования контрольного меха­низма ООН путем создания новых институтов (для контроля над реализацией положений каждого международного инструмента предусматривается специальный институт) и конкретизации полно­мочий существующих институтов.

Высшим наблюдательным органом по международному Пакту о гражданских и политических правах является Комитет по правам человека, состоящий из граждан участвующих в Пакте государств, обладающих высокими нравственными качествами, признанной компетентностью в области прав человека и достаточным юриди­ческим опытом. Участвующие в этом Пакте государства обязаны представлять доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в настоящем Пакте, и о прогрессе, до­стигнутом в использовании этих прав во всех случаях, когда того потребует Комитет.

Комитет по правам человека изучает все полученные ими мате­риалы и составляет свои обобщающие доклады, которые представ­ляются всем участвующим в Пакте государствам. Он может также высказать им и замечания, какие сочтет целесообразными. Комитет вправе препроводить ЭКОСОС эти замечания вместе с экземпляра­ми докладов, полученных им от участвующих в Пакте государств. Эти государства, в свою очередь, вправе представлять Комитету свои соображения по любым из высказанных им замечаний. Еже­годно Комитет по правам человека через Экономический и соци­альный совет представляет ГА ООН доклад о состоянии реализации гарантируемых Пактом прав в мире.

Международные институты контролируют деятельность госу­дарств и по выполнению ими их обязательств по обеспечению рав­ноправия женщин, борьбе с пытками, расизмом, апартеидом, расо­вой дискриминацией. Естественно, что для надзора над выполнени­ем положений этих конвенций созданы и соответствующие органы. Ими являлись и являются Специальный комитет против пыток, Ко­митет по устранению дискриминации против женщин, Комитет по апартеиду, Постоянная рабочая группа экспертов, Комитет по уст­ранению расовой дискриминации, специальные докладчики о ситуации с правами человека и фундаментальными свободами коренных (ин­дейских) народов. Координирует деятельность всех этих институтов Верховный Комиссар ООН по правам человека [35, с.258].

Таким образом, одна из сторон проблемы защиты прав состоит в том, что в современном мире ответствен­ность за исполнение прав человека склонны брать на себя не только правительства и международные органи­зации, но и отдельные группы личностей. Агрессивные формы защиты прав человека, проявляемые с любой сто­роны, всегда приводят к социальным конфликтам различ­ной степени напряженности. Наибольшее отрицательное влияние данные социальные конфликты приносят в сфе­ру международных отношений и связаны с потерей до­верия друг к другу целых регионов, стран, религий и фи­лософий. Различные формы диктатур и политических коррупции, как правило, приводят к массовым наруше­ниям прав человека и самым агрессивным формам мас­совых конфликтов и протестов. При этом цена, которую приходится платить за разрешение данных гуманитар­ных конфликтов, бывает несравненно выше реального уровня достижения гарантий прав.

Права человека в России

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...