Современное состояние прав человека в России
Анализ конституционного права современной России и его сравнение с правовым статусом наиболее развитых демократических стран мира дают основание считать, что, по формальным признакам, по «писаным» конституционным нормам граждане Российской Федерации уже живут в свободной демократической стране, где права и свободы человека-гражданина гарантируются и охраняются государством [30, с.139]. Констатация этого факта тем более важна, что длительный период народ России жил в условиях жесткого тоталитарного режима, подавлявшего права и свободы личности. Вопрос, однако, состоит в том, насколько реальны «писаные» конституционно-правовые нормы, насколько эффектны принятые законы, как конкретно их содержание отражается на повседневной жизни людей. Ведь и во времена и жестокой сталинской диктатуры и большинство статей Конституции, и многие из принятых в то время законов выглядели вполне пристойно. В них тоже говорилось о свободах личности, о советской демократии — «самой передовой демократии в мире», о гарантиях жизни и свободы человека, что не помешало ввести в стране режим жесточайшего террора, сопровождающегося истреблением миллионов людей. Конечно, наличие законодательной базы, тем более в виде демократически сориентированного Основного закона страны, создает предпосылки для построения подлинно свободного, демократического гражданского общества и правового государства. Это — необходимое условие прогрессивных общественных преобразований в любой стране, в т. ч. и в России. Но даже самые надежные предпосылки еще не дают оснований для уверенного прогноза конечных успехов в демократическом реформировании российского общества — необходимые условия такого реформирования должны быть дополнены условиями достаточными. В противном случае работоспособность писаных законов и правовых норм окажется ничтожной, они так и останутся декларативными и абстрактными, на уровне благих пожеланий.
Реформирование российского общества идет с трудом. Можно, конечно, искать и находить причины «пробуксовки» российских реформ. Они в отсутствии опыта такого реформирования, в недостаточном профессионализме и далеко не идеальных личных нравственных качествах многих реформаторов, в разобщенности подлинно демократических сил, амбициозности их лидеров, в тяжелом состоянии экономики страны после разрушения единого экономического пространства СССР и т. д., и т. п. Но главная причина тех огромных трудностей, с которыми столкнулись российские реформы, — неготовность российского общества в массе своей войти в принципиально новую систему отношений человека и жизни в непривычных для него условиях. Войти в систему повышенной личной ответственности за свою судьбу и судьбу своей семьи, требующую постоянного инициативного напряжения сил и способностей в поисках наилучших возможностей собственной жизненной самореализации. В непростую, подчас экстремальную обстановку конкуренции, возможной безработицы, необходимости оперативного принятия ответственных решений буквально на каждом шагу — будь то выбор профессии, места учебы, вида работы, местожительства и т.д., и т.п. Сложившиеся за долгие годы стереотипы поведения, устоявшийся уклад жизни, система жизненных идеалов и ценностей то и дело приходят в противоречие с новыми условиями жизнедеятельности каждого человека. Особенно трудно и болезненно процесс адаптации к новым жизненным ситуациям проходит у лиц среднего и старшего возраста, чье мировоззрение и ментальность не только не принимают, но нередко и активно противятся, сопротивляются новым идеалам и стереотипам поведения [30, с.140].
Торможение хода реформ вполне объяснимо. Одно дело — устойчивая социальная среда со сложившимися традициями и обычаями, к которой должен и может естественно приспосабливаться каждый новый, входящий в эту среду человек. Примером такой среды может (конечно, с теми или иными оговорками) служить американское общество — законопослушный социум, поведение которого хотя бы в главных чертах уже длительный период остается устойчивым, а потому и предсказуемым. Другое дело — издерганный многолетним насилием российский социум, чьи идеалы существенно меняются на протяжении жизни одного поколения. Социум, привыкший жить «по инерции» движения, заданного «свыше» под аккомпанемент утопических лозунгов, пустых обещаний и бесконечных угроз репрессивного подавления любых отклонений от намеченного курса движения. Даже самые привлекательные права и свободы, в одночасье «свалившиеся» на российское общество и, казалось бы, способные вызвать немедленное желание воспользоваться ими, реализовать на практике оказалось далеко не просто. Срабатывает невидимый механизм психологического, ментального отчуждения, неприятия, сопротивления, для преодоления которых нужно время и целенаправленные усилия. Нужны годы для формирования нового мироощущения, нового правосознания, нового стиля жизни каждого человека, наконец, нового мировоззрения и новой индивидуальной и общественной ментальности. Непонимание сложности сложившейся ситуации, невнимание к этим сложнейшим аспектам общественных преобразований и реформ чревато поражением реформаторов. Это обусловлено тем, что трудно идущие, а то и провальные реформы вызывают неизбежную волну общественной критики, усиление оппозиционных настроений, активизацию реакционных сил, которые, в конечном счете, могут повернуть реформы вспять и отбросить общество к очередному этапу тоталитаризма, «наведения порядка» в стране, мечтам о «твердой руке» и т.п. Именно поэтому нужны не просто «писаные» гарантии того, что права и свободы человека и гражданина в России будут неукоснительно соблюдаться, но и гарантии жизненные, реальные, обеспечивающие действенность этих прав и свобод в повседневной жизни, в многоплановой общественной практике.
Гарантом необратимости демократических преобразований в российском обществе может быть только сам человек, каждый гражданин России. Гарантией прогрессивного развития страны является: · сознательная ответственность каждого свободного гражданина за выполнение своих гражданских и нравственных обязанностей; · его мировоззрение, правосознание, уровень политической активности; · его индивидуальная ментальность, предопределяющая, в конечном счете, и коллективную.
Историю любой страны творят не писаные или неписаные правила, а конкретные человеческие поступки, основанные на убежденности в правоте и целесообразности именно таких поступков, а не каких-то других. Быть гражданином свободной страны нелегко. Психологически куда проще быть объектом, а не субъектом жизнедеятельности и жизнетворчества, пассивным рабом обстоятельств. В тоталитарном государстве от человека требуется, прежде всего, исполнительная дисциплина, постоянная готовность подчиниться управляющим воздействиям. Он фактически отчужден от сколько-нибудь серьезных проблем развития собственной страны — за него думают государство, партия, вождь. Он — всего лишь объект, исполнитель принимаемых кем-то решений, прямо или косвенно влияющих и на его жизнь, на его положение в обществе, на будущее его детей и потомков. Иное дело — жизнь в свободном, демократическом, гражданском обществе. Здесь человек — субъект и индивидуального, и коллективного жизнетворчества. Он независим от какой бы то ни было опеки и, на первый взгляд, как бы предоставлен сам себе — живи, как хочешь. Но это лишь на первый взгляд. Уровень ответственности за свои поступки в свободном, демократическом, гражданском обществе неизмеримо выше, чем в обществе тоталитарном. Ключевое слово в поведении свободного человека — выбор. Свобода выбора означает, прежде всего, именно личную ответственность за результаты этого выбора. Результаты, относящиеся не только к собственной судьбе, но и к судьбам других людей, тоже свободных в выборе и тоже обязанных считаться с последствиями такого выбора и для себя, и для ближних своих.
Но, помимо чувства ответственности, чрезвычайно важно осознавать, что самостоятельный выбор решения (в отличие от простой исполнительности) — это дело всегда творческое. Из многочисленных альтернативных решений надо выбрать решение оптимальное, учитывающее всю совокупность самых различных, нередко диаметрально противоположных факторов. Осуществить такой выбор, конечно же, непросто. Для этого нужно владеть определенной культурой поведения, придерживаться четких критериев допустимости или недопустимости тех или иных решений, учитывать нравственные ограничения, которые не позволяют преступать общепринятые нормы человеческого поведения. Современной России, по мнению Б.С. Гершунского,совершившей исторических поворот от одной государственной и общественно-политической системы к другой, от коммунистического тоталитаризма (на практике) к свободному обществу (пока лишь в теории), понадобится время, и время немалое, чтобы идеи свободного, демократического, гражданского общества и правового государства действительно овладели массами и стали эффективной материальной, а значит, и движущей силой российской истории [30, с. С.140].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|