Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное состояние прав человека в России




Анализ конституционного права современной России и его сравнение с правовым статусом наиболее развитых демократических стран мира дают основание считать, что, по формальным признакам, по «писаным» конституционным нормам граждане Российской Федерации уже живут в свободной демократической стране, где права и свободы человека-гражданина гарантируются и охраняются государством [30, с.139]. Констатация этого факта тем более важна, что длительный период народ России жил в условиях жесткого тоталитарного режима, подавлявшего права и свободы личности.

Вопрос, однако, состоит в том, насколько реальны «писаные» конституционно-правовые нормы, насколько эффектны принятые законы, как конкретно их содержание отражается на повседневной жизни людей. Ведь и во времена и жестокой сталинской диктатуры и большинство статей Конституции, и многие из принятых в то время законов выглядели вполне пристойно. В них тоже говорилось о свободах личности, о советской демократии — «самой передовой демократии в мире», о гарантиях жизни и свободы человека, что не помешало ввести в стране режим жесточайшего террора, сопровождающегося истреблением миллионов людей.

Конечно, наличие законодательной базы, тем более в виде демократически сориентированного Основного закона стра­ны, создает предпосылки для построения подлинно свобод­ного, демократического гражданского общества и правового государства. Это — необходимое условие прогрессивных об­щественных преобразований в любой стране, в т. ч. и в России. Но даже самые надежные предпосылки еще не дают оснований для уверенного прогноза конечных успе­хов в демократическом реформировании российского обще­ства — необходимые условия такого реформирования долж­ны быть дополнены условиями достаточными. В противном случае работоспособность писаных законов и правовых норм окажется ничтожной, они так и останутся декларативными и абстрактными, на уровне благих пожеланий.

Реформирование российского общества идет с трудом. Можно, конечно, искать и находить причины «пробуксовки» российских реформ. Они в отсутствии опыта тако­го реформирования, в недостаточном профессионализме и далеко не идеальных личных нравственных качествах многих реформаторов, в разобщенности подлинно демократических сил, амбициозности их лидеров, в тяжелом состоянии эко­номики страны после разрушения единого экономического пространства СССР и т. д., и т. п.

Но главная причина тех огромных трудностей, с которыми столкнулись российские реформы, — неготовность российского общества в массе своей войти в принципиально новую систему отношений человека и жизни в непривычных для него усло­виях. Войти в систему повышенной личной ответственности за свою судьбу и судьбу своей семьи, требующую постоянного инициа­тивного напряжения сил и способностей в поисках наилучших возможностей собственной жизненной самореализации. В не­простую, подчас экстремальную обстановку конкуренции, воз­можной безработицы, необходимости оперативного принятия ответственных решений буквально на каждом шагу — будь то выбор профессии, места учебы, вида работы, местожитель­ства и т.д., и т.п.

Сложившиеся за долгие годы стереотипы поведения, устоявшийся уклад жизни, система жизненных идеалов и цен­ностей то и дело приходят в противоречие с новыми услови­ями жизнедеятельности каждого человека. Особенно трудно и болезненно процесс адаптации к новым жизненным ситуа­циям проходит у лиц среднего и старшего возраста, чье ми­ровоззрение и ментальность не только не принимают, но нередко и активно противятся, сопротивляются новым иде­алам и стереотипам поведения [30, с.140].

Торможение хода реформ вполне объяснимо. Одно дело — устойчивая социальная среда со сложившимися традициями и обычаями, к которой должен и может естественно приспо­сабливаться каждый новый, входящий в эту среду человек. Примером такой среды может (конечно, с теми или иными оговорками) служить американское общество — законопос­лушный социум, поведение которого хотя бы в главных чер­тах уже длительный период остается устойчивым, а потому и предсказуемым. Другое дело — издерганный многолетним насилием рос­сийский социум, чьи идеалы существенно меняются на протяжении жизни одного поколения. Социум, привыкший жить «по инерции» движения, заданного «свыше» под акком­панемент утопических лозунгов, пустых обещаний и беско­нечных угроз репрессивного подавления любых отклонений от намеченного курса движения.

Даже самые привлекательные права и свободы, в одноча­сье «свалившиеся» на российское общество и, казалось бы, способные вызвать немедленное желание воспользоваться ими, реализовать на практике оказалось далеко не просто. Сра­батывает невидимый механизм психологического, менталь­ного отчуждения, неприятия, сопротивления, для преодоле­ния которых нужно время и целенаправленные усилия. Нужны годы для формирования нового мироощущения, нового правосозна­ния, нового стиля жизни каждого человека, наконец, ново­го мировоззрения и новой индивидуальной и об­щественной ментальности.

Непонимание сложности сложившейся ситуации, невни­мание к этим сложнейшим аспектам общественных преобра­зований и реформ чревато поражением реформаторов. Это обусловлено тем, что трудно идущие, а то и провальные реформы вы­зывают неизбежную волну общественной критики, усиление оппозиционных настроений, активизацию реакционных сил, которые, в конечном счете, могут повернуть реформы вспять и отбросить общество к очередному этапу тоталитаризма, «на­ведения порядка» в стране, мечтам о «твердой руке» и т.п. Именно поэтому нужны не просто «писаные» гарантии того, что права и свободы человека и гражданина в России будут неу­коснительно соблюдаться, но и гарантии жизненные, реаль­ные, обеспечивающие действенность этих прав и свобод в по­вседневной жизни, в многоплановой общественной практике.

Гарантом необратимости демократических преобразований в российском обществе может быть только сам человек, каж­дый гражданин России. Гарантией прогрессивно­го развития страны является:

· сознательная ответ­ственность каждого свободного гражданина за выполнение своих гражданских и нравственных обязанностей;

· его мировоззрение, правосознание, уровень полити­ческой активности;

· его индивидуальная ментальность, предопределяющая, в конечном счете, и коллективную.

 

Историю любой страны творят не писаные или неписаные правила, а конкретные человечес­кие поступки, основанные на убежденности в правоте и целе­сообразности именно таких поступков, а не каких-то других.

Быть гражданином свободной страны нелегко. Психоло­гически куда проще быть объектом, а не субъектом жизне­деятельности и жизнетворчества, пассивным рабом обстоя­тельств. В тоталитарном государстве от человека требуется, прежде всего, исполнительная дисциплина, постоянная готов­ность подчиниться управляющим воздействиям. Он фактичес­ки отчужден от сколько-нибудь серьезных проблем развития собственной страны — за него думают государство, партия, вождь. Он — всего лишь объект, исполнитель принимаемых кем-то решений, прямо или косвенно влияющих и на его жизнь, на его положение в обществе, на будущее его детей и потомков.

Иное дело — жизнь в свободном, демократическом, граж­данском обществе. Здесь человек — субъект и индивидуаль­ного, и коллективного жизнетворчества. Он независим от ка­кой бы то ни было опеки и, на первый взгляд, как бы предос­тавлен сам себе — живи, как хочешь. Но это лишь на первый взгляд. Уровень ответственности за свои поступки в свобод­ном, демократическом, гражданском обществе неизмеримо выше, чем в обществе тоталитарном. Ключевое слово в поведении свободного чело­века — выбор. Свобода выбора означает, прежде всего, имен­но личную ответственность за результаты этого выбора. Резуль­таты, относящиеся не только к собственной судьбе, но и к судьбам других людей, тоже свободных в выборе и тоже обя­занных считаться с последствиями такого выбора и для себя, и для ближних своих.

Но, помимо чувства ответственности, чрезвычайно важно осознавать, что самостоятельный вы­бор решения (в отличие от простой исполнительности) — это дело всегда творческое. Из многочисленных альтернативных решений надо выбрать решение оптимальное, учитывающее всю совокупность самых различных, нередко диаметрально противоположных факторов. Осуществить такой выбор, ко­нечно же, непросто. Для этого нужно владеть определенной культурой поведения, придерживаться четких критериев до­пустимости или недопустимости тех или иных решений, учи­тывать нравственные ограничения, которые не позволяют преступать общепринятые нормы человеческого поведения.

Современной России, по мнению Б.С. Гершунского,совершив­шей исторических поворот от одной государствен­ной и общественно-политической системы к другой, от ком­мунистического тоталитаризма (на практике) к свободному обществу (пока лишь в теории), понадобится время, и вре­мя немалое, чтобы идеи свободного, демократического, граж­данского общества и правового государства действительно ов­ладели массами и стали эффективной материальной, а зна­чит, и движущей силой российской истории [30, с. С.140].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...