Общественный и приватный уровень защиты прав человека
Человеческие общества, вырабатывая определенные нормы и правила жизни, формируя соответствующие институты власти и управления, наделяя их теми или иными правами и полномочиями, строго следят за тем, чтобы соблюдался баланс интересов обшего и отдельного, целого и его частей, государства и его граждан, гражданского и политического обществ. Гражданское общество стремится к тому, чтобы власть государства сводилась к необходимому минимуму («ночной сторож», «комитет по управлению делами граждан», «блюститель порядка и законности в обществе», «выразитель воли и защитник интересов граждан»). Не делегированные государству права сохраняются за индивидами, и защита их становится задачей всего общества. Права и свободы человека — это тот аспект человеческой жизни, главным источником угрозы для которой часто является само государство. Всем институтам власти, и, прежде всего, государству, олицетворяющему собой политическую власть, свойственно стремление к абсолютизации собственной власти, что возможно только путем ограничения прав и свобод живущих в нем людей. Обуздать «Левиафана» может только гражданское общество. И самыми эффективными в деле защиты человека от него оказываются средства, механизмы и институты гражданского общества. Это - образовательные институты, ассоциации, объединения и организации групп и слоев населения (женщин, инвалидов, ветеранов, наемных работников, военнослужащих, ученых, врачей и т.д.), общественные комиссии и центры по защите прав человека [35].
22.3.1.1. Конституционные формы защиты прав человека Права и обязанности неразрывно связаны с ответственностью за их нарушение. Без этого концепция прав человека не имела бы реального воплощения и превратилась в пустую фикцию.
Ответственность за нарушение прав человека предполагает юридическую защиту управляемых. Эта защита подразделяется на два вида. Один из них получил наименование контроля за конституционностью решений и действий властей. Другой же, предполагает наказание за конкретные действия или бездействие властей, вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Основополагающий принцип юридической защиты прав населения перед лицом властей изложен в ст. Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Он гласит: «Все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом». А в ст. 8 Декларации записано знаменитое правило, дающее юридическую основу защиты граждан перед лицом власти: «... Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного». Существенным элементом отстаивания прав и свобод человека является сформулированное в упомянутой Декларации право на «сопротивление угнетению», которое сегодня признается большинством юристов и политологов. С ним не могут не считаться и правители [53, с.390]. Главным национальным средством защиты прав и свобод человека является Основной закон (Конституция) государства, которая определяет форму политического управления и соотношение прав и обязанностей граждан и учреждаемого ими государства. Она распределяет власть и властные полномочия между субъектами и институтами политического общества, устанавливает процедуры их формирования и способы их взаимодействия с тем, чтобы ни один из них не выходил за рамки своих, определенных законом, полномочий. Четко фиксируется цель деятельности каждого института и обязательства каждого субъекта сложной системы политических отношений. Если Конституция является действительным выражением всенародной воли, в которой закреплена наилучшая для общества форма политической организации и максимально полно учтен баланс интересов всех образующих политическое общество элементов, она соблюдается всеми элементами политической системы, а нарушение ее воспринимается как тяжкое преступление. Иначе складывается ситуация, когда так называемая Конституция составлена неизвестно кем и навязывается обществу. В таком случае она не будет соблюдаться никем [35].
Основной формой контроля за содержанием законов, подзаконных актов, решений и действий властей является конституционный контроль. Он осуществляется специальными органами, именуемыми различным образом (Конституционный суд, Комитет конституционного надзора, Конституционный совет и т. п.). Решения органов конституционного надзора не подлежат обсуждению и вводятся в действие немедленно. Расходящиеся с буквой и духом конституции (с точки зрения органа конституционного надзора) положения того или иного закона отменяются сразу же. Законодательство многих демократических стран предусматривает возможность прямого обращения граждан в орган конституционного надзора. Такое право существует и в России. Обращает на себя внимание и тот факт, что наличие конституционного усмотрения расширяет возможности контроля граждан за действиями и решениями властей. Специалисты права заговорили даже о рождении некой новой модели демократии, когда вердикт властям выносится не только в период избирательной кампании. Граждане, опираясь на возможности конституционного усмотрения, имеют возможность постоянно контролировать власть. Существует и ответственность власти за нарушение прав человека. Законодательством многих стран предусматривается даже уголовное наказание высших должностных лиц за нарушение законов и Конституции, включая и действия, направленные против интересов государства. В ряде стран (США, Великобритания, Япония, Россия) особый порядок привлечения к ответственности и судебному рассмотрению дел о преступлениях высших должностных лиц получил наименование импичмента. Случаи реальной реализации импичмента крайне редки. Наиболее известный пример — признание в 1974 г. виновным в нарушении законодательства президента США Р. Никсона. Стремясь избежать судебного преследования, Р. Никсон ушел в отставку. Широкую известность процедура импичмента приобрела в последние годы в отношении другого президента США — Б. Клинтона, а также бывшего президента России — Б.Н. Ельцина, правда, оба они избежали отставки и привлечения к суду. Однако в сентябре 2001 г. решением суда Б. Клинтон был лишен права заниматься юридической деятельностью, что ограничило его в гражданских правах [53, с.391].
Конечно же, одного лишь провозглашения прав и свобод человека в Конституции и в других правовых актах недостаточно. Формально многие абсолютистские страны в плане «словесного обеспечения» защиты прав и свобод человека намного опережают буржуазно-демократические страны мира. Так, английский билль о правах состоит из 13 пунктов, американский билль о правах - из 10 поправок, а российский билль, содержащийся в Конституции РФ 1993 г. — из 48 пунктов. В Конституции Турции 1982 г. их насчитывается более 70. К тому же США ратифицировали менее 10 из более 100 универсальных и континентальных соглашений о правах человека, а Россия — более 30. Но в Англии, США и в других странах есть эффективные средства защиты провозглашенных, пусть даже меньше количеством прав, а в России и в Турции их пока что нет или почти нет. А как говорили еще древнеримские правоведы, только там, где есть средство защиты, есть право [35].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|