Когнитивные растворительные маркеры
Явные когнитивные маркеры модальности растворения это, например, такие слова и выражения: подводить итоги, завершать, убирать прочь, кончать, сворачивать, уничтожать, ликвидировать, последний, конец, смерть. — Подводя итоги нашему собранию, скажу так: звери — это еще не зоопарк! (раст) — Раньше моя душа пела, а теперь умерла. (раст) Неявные когнитивные маркеры модальности растворения это слова и выражения, обозначающие и подчеркивающие прекращение, завершение, уничтожение, распад и смерть, а также отстраненный, внешний, оценочный или итоговый взгляд на вещи и события. Влияние архетипа Растворения ощущается в глаголах и причастиях совершенного вида, обозначающих закончившееся действие, например: выпить, уехать, сознаться. Существительные под архетипом Растворения: болезнь, заключение, закрытие, вечер, закат, итог, конец, несчастье, разруха, склероз, смерть, старик, финал. Часто модальность растворения звучит в глаголах с приставками вы-, до-, за-, от-, с-, у-: выйти, доесть, заключить, отбрить, выбраться, спланировать, улететь. Примеры: Ищи его теперь, как ветра в поле. (раст) — Уходи, Сигизмунд, подобру-поздоровому! (раст) — Прощай, моя мятежная юность! (раст) — А потом еще и шарф куда-то делся... (раст) — А что ж тут поделаешь — против природы не попрешь! (раст) — Ну, Бог вам судья. (раст) Многие из претензий, выдвинутых автору «Городских столбцов» современниками, сняло само время. (раст) Упражнение. Определите диалектические модальности следующих фраз и пяти фраз по своему выбору. Укажите явные и неявные когнитивные маркеры. 1. Бедность крадет, а нужда лжет. 2. И псу конурка, и коту печурка. 3. И велика была мошна, да вся изошла.
4. — Сусанна, ты — вся моя жизнь! 5. — Ерофей, твой галстук опять съехал вбок. 6. — Вольдемар! Какая неожиданная радость! 7. — Хорошо, Анастасия, что мы с тобой воскресенья обычно проводим вдвоем. 8. — Вот еще новости какие! 9. — Какой еще такой симпатичный Валентин к тебе смел приставать?! 10. — Не огорчайся, Андрон, все в этой жизни проходит. Упражнение. Модифицируйте следующие фразы и пять фраз по своему выбору так, чтобы они приобрели: а) творительную, б) осуществительную и в) растворительную модальности. 1. Ерофей и Сусанна — влюбленные. 2. Молодожены Вольдемар и Анастасия любят проводить воскресенья наедине друг с другом. 3. Старый холостяк Викт о р еще не поставил на себе крест. 4. Андрон получил сегодня тройку по физкультуре. 5. Попугай Клавдий проголодался. 6. Кот Епифан чувствует весну. 7. Любитель-садовод Игнат растит яблоню, малину, клубнику и крыжовник. 8. Петух Мефистофель взлетел на забор. 9. Мальчик Евстафий идет со своим псом Шустриком на речку. 10. Фабрика детских игрушек «Карапуз» приступила к выпуску кукол «Фекла» и «Петюня» в национальной одежде. Пример. 1а) Оказывается, Ерофей и Сусанна — влюбленные! (твор) 1б) Ерофей и Сусанна давно влюблены. (осущ) 1в) И в результате Ерофей и Сусанна влюбились друг в друга. (раст) Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору: а) в творительной, б) в осуществительной, и в) в растворительной модальности. 1. — Ерофей, ты меня любишь? 2. — Анастасия, куда мы поедем в воскресенье? 3. — Викт о р, ты еще не женился? 4. — Андрон, твоя школа еще не развалилась? 5. — Клавдий, ты скучал по своей хозяйке Агнии? 6. — Епифан, ты любишь греться на весеннем солнышке? 7. — Игнат, какие виды на урожай клубники? 8. — Мефистофель, ты можешь кричать потише? 9. — Шустрик, неужели эта кошка настолько противная? 10. — Евдокия, скажите как маркетолог: насколько перспективна ваша модель куклы «Фекла»?
Пример. 1а) — Я влюбился в тебя, Сусанна, как Бог — в Землю в первый день творения! (твор) 1б) — Всегда, каждый Божий день, с утра и до вечера. (осущ) 1в) — Я буду любить тебя до смерти! (раст) Упражнение. Придумайте реплики для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору в каждой из диалектических модальностей. 1. Приветствие на улице неожиданно встреченного сына. 2. Приветствие на работе непосредственного начальника. 3. Знакомство на вечеринке с солидным мужчиной. 4. Неофициальное поздравление коллеги по работе с повышением в должности. 5. Юноша впервые приглашает любимую к себе домой. 6. Предъявление несущественной претензии к своему близкому родственнику. 7. Публичное извинение перед своим подчиненным. 8. Угроза легкая на ближайшее будущее ребенку. 9. Поддержка друга, страдающего от несчастной любви. 10. Комплимент приватный жене друга на неформальной тусовке. Пример. 1. — Андрон, какая неожиданная встреча! (твор) — Привет! Ты-то, Андроша, мне как раз и нужен. (осущ) — Андроша, ты? Как тесен мир, где мы обитаем... (раст) Стилистические творительные маркеры Для модальности творения характерны «детские» интонации, короткие фразы без особого внимания к правилам синтаксиса и даже (в письменной речи) орфографии. Для нее типичны наивность, выраженная круглыми глазами, непосредственность, буквальность восприятия, невосприятие намеков и несклонность к длинным ассоциативным цепочкам, краткие эмоциональные возгласы (типа «Ах!», «Ой!»). Находясь в модальности творения, человек легко перебивает партнера и самого себя, не следит за тем, чтобы его мысль была завершена или хотя бы минимально понятно для окружающих сформулирована — нередко он ограничивается ключевыми словами и выразительными междометиями. В модальности творения нет идеи доказательств — все самоочевидно и так, то есть идея должна быть кратко сформулирована — и тут же некритично воспринята — или безосновательно отвергнута. Критика в модальности творения как правило, деструктивная — то, что не нравится, выбрасывается целиком и без особых разговоров. Жесты в модальности творения резкие, размашистые, широкие, направленные вперед-вверх, по виду не контролируемые сознанием (спонтанные). Осанка раскрытая, голова закинута вверх.
Для модальности творения характерна большая интенсивность действий и переживаний — и в то же время их кратковременность, то есть внимание быстро переключается на что-то еще. Для модальности творения типична непредсказуемость и плохая управляемость человека — в частности, он нередко отвечает некомплементарно или не отвечает на вопрос вовсе (хотя сам он так не считает!), и, думая, что подчиняется, выполняет не совсем (или совсем не) то, что ему поручили. С другой стороны, он не обращает особого внимания на адекватность реакций окружающих на собственное поведение. Ритм модальности творения — быстрый и неровный, с неравномерными паузами, причем чем длиннее пауза, тем более неожиданным должно быть то, что после нее следует: — Угадайте, дети, кто к нам сегодня пришел... (пауза) ДЕД МОРОЗ! (твор) Упражнение. Подумайте, какие стилистические творительные маркеры вы бы отнесли к явным, а какие к неявным? Разберите предложенные и придумайте свои примеры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|