Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формулы чередования модальностей




Искусная осознанная смена модальностей — мощное коммуникативное оружие. Кажется, что невозможно (и уж наверняка методически неправильно) всегда использовать одну и ту же модальность — янскую или иньскую, хотя встречаются «мономодальные» люди, которые к этому стремятся и почти достигают цели, старательно игнорируя нелюбимую модальность. Однако гораздо правильнее научиться подчинять чередование модальностей своим целям — сначала собственных модальностей, а затем и модальностей, используемых партнерами (последнее, кстати говоря, иногда оказывается легче!).

Короткие формулы

«Спуск»: янинь

Иньское завершение смягчает янскую определенность и категоричность. Однако при этом трансляция в целом в восприятии партнера чаще всего приобретает иньскую модальность, чего протагонист мог вовсе не иметь в виду. Примеры:

— Пелагея! Не надо! (ян) (пауза) Ну мне очень не хочется. (инь)

— Я тебя прошу! (ян) Мне это очень нужно. (инь)

Упражнение. Продолжите по формуле «Спуск» следующие трансляции и пять янских трансляций по своему выбору.

1. — А если мне не по нутру твоя мысль?

2. — Пошли, а?

3. — Ну, посидим, что ли?

4. — А почему у попугаев хвост разноцветный?

5. — Почему ты так мной недоволен, Тигран?

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле «спуск».

1. — Я полагаю, что так называемые «свободные профессии» не дают большой внутренней свободы, а тем более — свободы от общества.

2. — Кто развинтил мою швейную машинку?!

3. — Если на популярную лекцию не пришел ни один шизофреник — значит, она не популярна.

4. — А почему пингвины живут на таком холоде?

5. — Неужели, папа, все китайцы по-настоящему желтые?

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле «спуск».

1. Ответ на несправедливую критику старшего брата.

2. Критика неформальная текущего решения начальства в его отсутствие.

3. Знакомство со знаменитостью после ее концерта.

4. Отказ от приглашения в гости.

5. Претензия существенная публичная к младшей сестре.

«Подъем»: иньян

Янское продолжение заставляет партнера обратить на вас внимание. Однако при этом начало может забыться — помните об этом. Примеры:

— Мне очень хочется чего-нибудь вкусненького. (инь) Пожалуйста, Анастасия! (ян)

— Вот сидит себе человек на диване, ничего плохого не делает, никого даже не трогает... (инь) Отвяжись, Флегонт, а? (ян)

Иньская подготовка усиливает эффект янского вопроса или указания. Однако не перестарайтесь, иначе ваш партнер впадет в транс, из которого его может оказаться трудно вывести. Примеры:

— (прикрыв глаза) Я так всегда рада видеть своих друзей! (инь) (глядя в упор) Ну поцелуй же, Домидонт! (ян)

— Мне не особенно нравятся эти цветы... (инь) Выброси их, Горислава, пожалуйста! (ян)

Упражнение. Продолжите по формуле «подъем» следующие трансляции и пять иньских трансляций по своему выбору.

1. — (зевает, потягивается, стонет от наслаждения)

2. — Ценна любая мысль, направленная на собеседника.

3. — Мои взгляды претерпели за последнее время немалые изменения.

4. — Вот так и живу — сам себе голова, и ноги, и живот.

5. — Симбиоз — лучший способ взаимодействия живых существ.

Упражнение. Ответьте по формуле «подъем» на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.

1. — Ну зачем на юбке карман?

2. — Что ты сегодня печальна, Агриппина?

3. — Так свидимся, Егор?

4. — Можно ли попытаться познакомиться с такой прекрасной женщиной прямо сейчас или несколько позже?

5. Ты действительно не любишь каштанов? Даже печеных?

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле «подъем».

1. Приглашение в гости прекрасной незнакомки, встреченной на улице рано утром.

2. Признание в любви знаменитости прямо на концерте.

3. Отрицание немалой вины, ложно возложенной младшим братом.

4. Объявление форс-мажора на крупной фирме.

5. Косвенное приглашение новому знакомому среднего возраста к углублению отношений.

Упражнение. Сочините по две сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны строить свои трансляции по следующим формулам:

а) протагонист — «подъем», партнер — «спуск»;

б) протагонист — «спуск», партнер — «подъем».

1. Сакердон Никанорович — метрдотель ресторана «Элизиум» отчитывает официанта Леонтия за недостаточное старание. Леонтий слабо отговаривается и признает свою вину в частностях, но не в целом.

2. Любитель-садовод Игнат уговаривает цветущую яблоню на этот год дать хороший урожай. Яблоня ставит ему свои условия.

3. Хозяин Касьян Гордеевич обсуждает со своим псом Кубиком средства для снятия спеси с петуха Мефистофеля.

4. Кактус дамы Виолетты не в настроении и хнычет об утерянной свободной жизни в пустыне. Виолетта его утешает как может.

5. Студентка-первокурсница Агния договаривается с отцом, что идет к подруге и останется у нее ночевать. Отец не понимает, зачем это нужно, когда дома во всех отношениях лучше.

«Лягушка»: иньянинь

Эта формула используется, когда нужно донести до партнера свое состояние, или выразить повеление, указание в мягкой форме. Примеры:

— Как хорошо вечером пройтись по лесной тропинке. (инь) Послушай меня, Федор, не делай вида, что спишь! (ян) Вечерняя прохлада, луна, звезды зажигаются, филин на охоту вылетает... (инь)

— Мне смешно это слышать! (инь) Умолкни лучше, Изяслав! (ян) А я подумаю над твоими словами. (инь)

Упражнение. Представьте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору по формуле «лягушка».

1. — Позвольте вам представить мою кузину Майю.

2. — Хоть в лоб тебе, хоть по лбу — все, как я погляжу, едино!

3. — Не люблю я лысых — подозреваю в них коварство и интригу!

4. — Хоть, я знаю, Рената, ты меня не уважаешь, я все равно тебя не брошу.

5. — Ладно, иди куда хочешь, но к вечеру непременно возвращайся, Нинель!

6. — Ну нельзя же так, Пульхерия Петровна!

7. — Ты правда меня любишь, Екатерина?

8. — Молчи, собака!

9. — Мне было бы приятно познакомиться с вами поближе, Теодор.

10. — Ух ты!

Пример.

— А у меня есть такой сюрприз! (инь) (торжественно) Позвольте, дорогие гости, представить вам мою кузину Майю! (ян) Сама прелесть, юность, свежесть и неискушенность! (инь)

Упражнение. Ответьте на следующие обращения, пользуясь формулой «лягушка»:

1. — Ну ничего себе вырядилась на праздник!

2. — И почему ты вечно молчишь, Флора?

3. — Скажи, Лия, а совесть у тебя просыпается? Хоть иногда?

4. — Уходи, уходи, уходи, с глаз моих долой и из сердца — вон!

5. — Какая мне разница, что ты мне говоришь? Смысл — в сердце!

6. — Любишь, не любишь — никак я что-то тебя не пойму.

7. — Покупай урюк, дорогой!

8. — Наша фирма «Карапуз» могла бы заинтересоваться вашим предложением.

9. — Я пишу в ваш журнал уже в четвертый раз, и уже безо всякого прежнего энтузиазма.

10. — Короче, сколько?

Упражнение. Продолжите по формуле «лягушка» следующие трансляции и пять иньских трансляций по своему выбору.

1. — Мне что-то не по себе.

2. — Зачем же повторять очевидные вещи?

3. — На таких местах и трава не растет — чует недоброе.

4. — Счастье — иррациональная категория.

5. — И на старушку бывает прорушка.

Упражнение. Ответьте по формуле «лягушка» на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.

1. — Вот уж не думал, не гадал тебя, Дементий, встретить...

2. — А я так вот запросто не продаюсь!

3. — Ах, Риточка!

4. — Давай, Евдоким, поговорим всерьез.

5. — Ну не пижонь ты, Ермолай, не выпендривайся так откровенно!

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле «лягушка».

1. Предложение расслабиться неофициальное приватное новой знакомой.

2. Представление себя в новой неформальной компании.

3. Просьба настоятельная приватная к мужу заняться ремонтом квартиры.

4. Ответ мамы на приватную несправедливую критику своего ребенка.

5. Вежливый приватный отказ от выгодного, но морально неприемлемого делового предложения.

«Рыбка»: яниньян

Эта формула удобна, когда требуется донести до партнера янское сообщение, но в то же время не хочется его перегружать. При некотором опыте трансляции по этой схеме оказываются более действенными, нежели прямолинейное янское давление. Примеры:

— Иди сюда, любовь моя Марьюшка! (ян) (взгляд вверх) Я так по тебе соскучился! (инь) (прямой взгляд) Скорее, Марья! (ян)

— Не приходи ты ко мне попусту. (ян) (взгляд в сторону) Я этого не люблю! (инь) (прямой взгляд) Понятно? (ян)

Упражнение. Оформите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, воспользовавшись формулой «рыбка»:

1. — Хочу ласки!

2. — Как хорошо пройтись утром по росе!

3. — Не советую вам, Аграфена, так поступать.

4. — Который час?

5. — Почему ты меня не слушаешь?

Пример.

— Вольдемар! (ян) (закрыв глаза) Хочу ласки! (инь) (глядя в упор) Иди же сюда, наконец! (ян)

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору, пользуясь формулой «рыбка»:

1. — Ну вот уж нет!

2. — И сколько лет, интересно мне знать, шли вы, Елизар, до этой мысли?

3. — Пожалуйста, будьте любезны, передайте мне грибы.

4. — Твой праздник удался на славу.

5. — Почем фунт совести, дружище?

Упражнение. Продолжите по формуле «рыбка» следующие трансляции и пять янских трансляций по своему выбору.

1. — Феогност, ты здесь?

2. — Ты кто?

3. — Отворите незнакомому страннику, приютите скитальца.

4. — Ты зачем меня разбудил, Филофей?

5. — Где твои трусы, Трифон?

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле «рыбка».

1. Приветствие на пляже бывшего начальника.

2. Деловое предложение неофициальное приватное конкуренту.

3. Указание ребенку, остающемуся дома на вечер одному.

4. Просьба немалая публичная к дяде.

5. Приглашение приватное на прогулку маленькой девочки.

Длинные формулы

Контрапункты. Сильный акцент на последней фразе длинной трансляции возникает, когда вся она, кроме последней фразы, идет в одной модальности, а завершающая фраза — в родственной к ней. Такая формула трансляции называется контрапунктом. В случае Диадического архетипа существуют две такие формулы: «иньский контрапункт» и «янский контрапункт».

«Янский контрапункт»: инь —... иньян

Трансляция по этой формуле строится так: сначала идут несколько фраз в иньской модальности, а затем, обычно после паузы, — завершающая трансляцию фраза в янской модальности. Пример:

— (расслабленно; закрыв глаза) И никому до меня нету дела, все-то глаза проглядела... (инь) одна-одинешенька, горем убитая, всеми забытая... (инь) И кашу варила, и печку топила, и горницу мела, и пряжу пряла, и свитерок любимому сыну связала наполовину... (инь) А его нет и нет, потерялся и след... (инь) (пауза) (открыв глаза, глядя прямо на партнера, твердо) Где был, Виктор, прямо говори! (ян)

Упражнение. Продолжите по формуле «янский контрапункт» следующие трансляции и пять иньских трансляций по своему выбору.

1. — В небе ласточка вьется.

2. — Иному человеку лучше всего в гусары.

3. — Луна не всегда круглая.

4. — Серьезные люди нынче не в почете.

5. — За морем телушка — полушка, да рубль перевоз.

Упражнение. Ответьте по формуле «янский контрапункт» на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.

1. — Милый мой любимый!

2. — А почему ты сегодня такой загадочный?

3. — Собери на стол — я голоден!

4. — А если я не согласен?

5. — А вот это уже тебе мат!

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле «янский контрапункт».

1. Обращение к другу, опоздавшему на встречу Нового Года.

2. Обращение к матери, ограничивающей дочернюю свободу.

3. Обращение к мужу, не желающему прогуляться по свежему воздуху после рабочего дня.

4. Обращение к упитанной жене, чересчур налегающей вечером на мучные продукты.

5. Обращение к сыну, тайком прогуливающему школу.

«Иньский контрапункт»: ян —... — янинь

Эта трансляции строится так: сначала идут несколько фраз в янской модальности, а затем, после паузы — последняя фраза в иньской модальности. Пример:

— (глядя в глаза, наклонившись вперед, уверенным тоном) Я тебя уверяю: ты очень хороший! (ян) Ты добрый! (ян) Она, Витенька, пальца твоего не стоит! (ян) У тебя, сын мой, еще много таких будет! (ян) (пауза; подняв глаза вверх, откинувшись назад) О боги! Ну почему он меня не слышит?! (инь)

Упражнение. Продолжите по формуле «иньский контрапункт» следующие трансляции и пять янских трансляций по своему выбору.

1. — Я не должен тебе подчиняться!

2. — Свобода, мой друг, — химера, иллюзия, пустая надежда слабого и обиженного судьбой!

3. — А вот этого, Ардалион, я тебе не прощу!

4. — Помоги мне, друг Савелий!

5. — Как это было бы с вашей стороны мило — я вас, Донат, очень прошу...

Упражнение. Ответьте по формуле «иньский контрапункт» на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору.

1. — Ты почему меня об этом спрашиваешь?

2. — Зачем тебе мой телефон?

3. — А кто твои родители?

4. — Кто сильнее: бегемот или крокодил?

5. — На мой взгляд, ты лучше поешь, чем танцуешь.

Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения по формуле «иньский контрапункт».

1. Обращение к начальнику со смиренной просьбой не лишать премии.

2. Обращение к подчиненному с указанием разговаривать с важными клиентами повежливее.

3. Обращение к возлюбленному с пожеланием быть более эмоциональным и искренним.

4. Обращение к возлюбленной, чересчур пылкой в общественных местах.

5. Обращение к идущему мимо прохожему с просьбой дать денег на метро.

Упражнение. Сочините по две сценки на каждую из следующих тем и на пять тем по своему выбору. Герои в своих трансляциях должны использовать следующие формулы:

а) протагонист — янский контрапункт, партнер — иньский контрапункт;

б) протагонист — иньский контрапункт, партнер — янский контрапункт.

1. Дама Виолетта приобретает большой кактус, но забывает о нем заботиться. Через месяц он предъявляет ей свои претензии

2. Виолетта — хозяйка большого кактуса. Она за ним всячески ухаживает, но он почему-то не цветет. И вот однажды она решает поговорить с ним начистоту и выяснить, в чем дело.

3. Большой кактус стильной дамы Виолетты недоволен своим положением в квартире и высказывает свои претензии хозяйке. Та, однако, имеет свои взгляды на его роль и место в мире и ее квартире в частности.

4. Старый холостяк Викт о р приходит домой и сообщает своему старому дивану, что собирается заменить его новомодной софой. Диван объясняет Виктору все безумие этой идеи.

5. Старый холостяк Викт о р приходит домой, побывав в дружной семье своего друга Тимофея, и под впечатлением увиденного хочет жениться. Его верный друг диван его отговаривает.

6. Начинающий гитарист Виталик никак не справляется со своей гитарой. Наконец, в отчаянии, он спрашивает ее напрямую: почему у меня ничего не получается? Гитара пытается объяснить ему, как следует учиться играть.

7. Программистка Пелагея мучается со своим компьютером, который постоянно зависает или сбоит. Наконец, она догадывается поговорить с ним напрямую и печатает на экране вопрос: «В чем дело?» Компьютер с экрана выдает свои претензии.

8. Старый холостяк Викт о р смотрит утром в зеркало — и неожиданно оно начинает учить его жить. Виктор слабо отбивается.

9. Попугай Клавдий в клетке и воробей Волик, залетевший на подоконник, спорят о том, чья жизнь лучше.

10. Изнеженная болонка Дуня, лежащая на подоконнике первого этажа, расспрашивает складского пса Елизарыча, подошедшего к подоконнику из глубины двора, о его жизни и интересах; тот, в свою очередь, не понимает ее жизни.

«Змейка»: (инь) — яниньянинь —...

Эта формула длинной трансляции (монолога), в которой регулярно чередуются иньская и янская модальности. Общая модальность такой трансляции может быть как иньской, так и янской — в зависимости от того, на чем протагонист делает акцент и (главное) какова последняя фраза, но в целом такая трансляция гораздо энергичнее чисто иньского описания и воспринимается легче чисто янского нажима. Пример:

— Расскажу я сейчас историю, как опасно в тайгу одному ходить... (инь) А вы, дети, слушайте, да на ус мотайте! (ян) Пошел как-то раз я по грибы — а рыжиков да белых в тот год уродилось великое множество... (инь) А рыжики и белые, дети мои, это самые что ни на есть лучшие на свете грибы, запомните это!(ян) И вот взял я корзинку да и пошел, а солнышко только-только еще взошло, и путь-дорогу мне указывало... (инь) А где солнце утром, на западе или на востоке, а, сорванцы? Отвечайте! (ян) (дождавшись правильного ответа) И вот целый день я за ним шел и шел — и про время забыл, и что возвращаться надо вспомнил, только когда смеркаться стало...(инь) А дома что было, представляете?! (ян) Трое суток меня потом всей деревней искали, еле нашли... (инь) Так вот, дети мои, запомните эту историю. (ян)

Упражнение. Придумайте монолог по формуле «змейка», в следующих ситуациях:

1. Рассказ юноши о себе при встрече с незнакомой барышней в электричке (поезде дальнего следования, самолете).

2. Рассказ о себе в фирме, куда вы устраиваетесь на работу.

3. Исповедь хулигана (рассказ школьника/школьницы о прошедшем дне своим родителям).

4. Рассказ жены мужу о проведенном отпуске.

5. Рассказ жены своей подруге о проведенном отпуске.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...