Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фразеологические обороты и пословицы в модальности растворения




Сматывать удочки

Вешать голову

Видал виды

Вовеки веков

Воротить морду (рыло)

Втоптать в грязь

Выбить дурь из головы

Выбиться из сил

Выбросить на улицу

Выкинуть из головы

Вылететь в трубу

Вымотать душу

Выносить сор из избы

Вытянуть жилы

До скончания века

Заключительный аккорд

Кануть в вечность

Кончен бал

Много воды утекло

Остаться на бобах

От альфы до омеги

От аза до ижицы

От века

Последняя воля

Прокатить на вороных

Пропасть без вести

Пропала моя головушка

Под гору

Показать на дверь

С глаз долой

Сдать в архив

С души воротит

Согнуть в бараний рог

Сесть на мель

Только и видел

Терять голову

Упустить из виду

Уши вянут

Целую вечность

Вычеркнуть из памяти

Вогнать в гроб

Заткнуть глотку

Голову повесить

Гора с плеч

Идти ко дну

В довершение

Отдать последний долг

Скатертью дорога

Дух вон

Испустить дух

Дальше ехать некуда

Принести в жертву

Не жилец

Предать забвению

Под занавес

Трепать нервы

На исходе

Под конец

Как в воду кануть

Карта бита

Выпустить кишки

Небо коптить

У разбитого корыта

Кукиш с маслом

Каши просят

Иди к черту (лешему)

Кануть в Лету

Выжатый лимон

Сесть в лужу

Сойти в могилу

Надорвать силы

До нитки

Унести ноги

Протянуть ноги

Наступить на ногу

Повесить нос

Повернуть оглобли

Из огня да в полымя

Пройти огонь, воду и медные трубы

Во время оно

Отделать (разделать) под орех

Песенка спета

Пиши пропало

Покрыться плесенью

Был у меня муж Иван — не приведи Бог и вам.

Моль одежу ест, а печаль — сердце.

Где я лисой пройду, там три года куры не несутся.

Как на лес взглянет, так лес и вянет.

Солью сыт не будешь, думою горя не размыкаешь.

Взяло кота поперек живота.

Не соврешь и зобу не набьешь.

Не грози щуке морем, а нагому горем.

Не помрешь, так не похоронят.

Резвы ноги подкосились.

Цыплят по осени считают.

Упражнение. Вспомните известные вам фразеологические обороты и пословицы в модальности растворения.

Упражнение. Определите стилистические диалектические модальности следующих трансляций.

1. — (томно-устало, опустив руки и лицо вниз) Епифанчик! Иди к своей хозяйке!

2. — (радостно) Ну, мерзавец! Удавлю!

3. — (высокомерно) Бог нам всем судья, и спорить с этим не приходится, даже если вы на этот счет иного мнения.

4. — (энергично) Черт!

5. — (делая рукой вращательное движение) Это надо еще проработать до конца.

6. — (затихающим, убаюкивающим голосом) Я расскажу вам сегодня, дети мои, сказку про могущественного джинна Бен-Дина и прекрасную принцессу Тиниту...

7. — (поднимая руки вверх, торжественно) О боги, боги! Вы только послушайте его безумные речи!

8. — (снисходительно) Ну, если вы на этом настаиваете... может быть... когда нибудь... я думаю, не исключено... что... (жест рукой куда-то вниз)

9. — (спокойно) А если, Зиновий, я через девять месяцев рожу двойню, вы не откажете мне в своем покровительстве?

10. — (ровно) Если вы, Ефросинья, так считаете, то это осложнит наши отношения, а если вы измените свои взгляды, то, возможно, они не придут к концу так скоро, как это сейчас можно предположить.

Упражнение. Определите стилистические диалектические модальности ответных трансляций в следующих диалогах.

1. — Епифан, ты когда-нибудь успокоишься?

— (с гневным шипением, энергично) Не дождешшшься!

2. — Шустрик, пошли на улицу котов гонять?

— (уныло) Все только обещаешь, Евсик!

3. — Ерофей, почему ты опоздал на целых 15 минут?!

— (делает несчастные глаза, вешает голову)

4. — Привет, Сусанна!

— Ах! (бросается на шею протагонисту)

5. — А может быть, Вольдемар, зайдем сегодня к моим родителям?

— (бледнеет и теряет сознание, падает на диван, а затем — на пол, где лежит почти бездыханный)

6. — Сусанна, пошли в воскресенье зоопарк, на крокодилов посмотрим, а?

— (марширует на месте) Идем. Обязательно идем. Дома приберем, обед приготовим — и идем. Прямо в зоопарк, навстречу крокодилам.

7. — Андрон, ты уроки сделал?

— (деловито) По физике — да, по геометрии — да, по биологии червя не запомнил совсем.

8. — Виолетта, вы давно приобрели этот замечательный кактус?

— (показывает рукой горизонтально в направлении растения) Приобрела недавно, но он успел стать моим настоящим другом, который поддержит меня в любых жизненных испытаниях и завтра, и послезавтра. (подходит и встает рядом с кактусом, как будто собирается с ним фотографироваться)

9. — Агния, ты когда сегодня вернешься домой?

— (как ни в чем не бывало) Сегодня — не вернусь.

10. — Христофор, как ты себя чувствуешь?

— (резко-возмущенно) Погано!

Упражнение. Модифицируйте стилистически следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, превратив их (если возможно): а) в творительные, б) в осуществительные и в) в растворительные, меняя (в случае необходимости) лишь порядок слов, но пользуясь логическими ударениями, паузами, мимикой и жестами.

1. — Неужели?

2. — Шустрик, пора домой.

3. — Виолетта, где вы купили этот кактус?

4. — Виктор, неужели вам не скучно всегда одному?

5. — А теперь, Христофор, поешь, что Бог тебе послал!

6. — Ерофей, у меня есть для тебя сюрприз.

7. — Сусанна, милая, обними меня!

8. — Вольдемар, ты сегодня позже обычного. Почему?

9. — Анастасия! Тебе звонила твоя соскучившаяся по дочке мама.

10. — Андрон! Тебя учат в школе географии или приличным манерам?

Пример.

1а) — (радостно, громко, энергично, с большими глазами) Неужели?!

1б) — (спокойно, пристально глядя в глаза партнеру, ожидая ответа) Неужели?

1в) — (уныло, не веря никому, тихим голосом, с опущенной головой) Неужели?

Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопрос по своему выбору так, чтобы стилистическая модальность ответа была:

а) творительной,

б) осуществительной,

в) растворительной.

1. — Евсик, ты очень занят сегодня?

2. — Шустрик, мне нужно с тобой посоветоваться, а?

3. — Когда ты наконец соизволишь навестить моих родителей, Вольдемар?

4. — Анастасия, как ты относишься к украинской кухне?

5. — Виктор, не пора ли тебе сменить свой диван на новый?

6. — Ерофей, ты очень соскучился по мне?

7. — Сусанна, тебе говорили раньше, что у тебя божественная шея?

8. — Планирует ли фабрика «Карапуз» в ближайшее время выпуск столовой посуды для куклы «Фекла» и автомобиля для куклы «Петюня»?

9. — Андрон, а может, тебе вместо уроков на улицу выйти?

10. — Виолетта, кактусы время от времени нуждаются в покое, неужели это тебе неизвестно?

Пример.

1а) — (внезапно и энергично) Страсть!

1б) — (рассудительно) Занят как всегда, так что гулять пойдем не раньше обеда, Шустрик.

1в) — (философски, глядя себе под ноги) Интересно, что ты имеешь в виду?

Упражнение. Придумайте небольшие (около 10 реплик для каждого персонажа) диалоги по следующим темам. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:

а) протагонист — осущ, партнер — твор;

б) протагонист — раст, партнер — осущ.

После этого выполните то же задание для пяти тем по своему выбору.

1. Мальчик Евстафий выясняет у своего пса Шустрика, почему тот так не любит кошек.

2. Вольдемар выясняет у своей молодой жены Анастасии, нравится ли ей каждое воскресенье ходить с ним в зоопарк.

3. Старый холостяк Виктор обсуждает со свои диваном тему предстоящего ремонта квартиры.

4. Легкомысленная девушка Сусанна решает со своим кавалером Ерофеем, куда пойти вечером.

5. Старшеклассник Андрон просит у своей мамы разрешения ходить в кружок юных программистов. Мама, однако, полна сомнений.

Упражнение. Придумайте небольшие (около 10 реплик для каждого персонажа) диалоги по следующим темам. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:

а) протагонист — раст, партнер — твор;

б) протагонист — осущ, партнер — осущ.

После этого выполните то же задание для пяти тем по своему выбору.

1. Болонка Дуня обсуждает со складским псом Елизарычем достоинства и недостатки жизни дома.

2. Петух Мефистофель, сидя на заборе, доказывает сидящему на цепи псу Кубику, что летать важнее, чем бегать. Кубик не согласен.

3. Волк Георгий предлагает зайцу Захару дружбу. Заяц, однако, сомневается в искренности хищника.

4. Кот Епифан обвиняет свою хозяйку Глафиру в невнимании к своим нуждам. Та оправдывается и переходит в контрнаступление.

5. Первобытный воин Зуб Мамонта собирается на охоту. Его молодая жена Цветок Зари (протагонист) дает ему задания — не всегда разумные и осуществимые с точки зрения Зуба.

Упражнение. Подумайте о фоновых творительных, осуществительных и растворительных маркерах — существуют ли они?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...