Диадически-диалектические модальности.
Янски-творительная модальность весьма энергична, и ею можно порой застать партнера врасплох, так что он воспримет ее скорее как растворительную — иными словами, здесь следует опасаться амбивалентности. Типичная ситуация, в которой возникает эта модальность — не мотивированный предшествующим диалогом прямой «наезд» протагониста на партнера: — (без подготовки, с нажимом) Гермоген, говори прямо: ГДЕ БЫЛ?! (ян - твор) — (прерывая партнера) А я тебе скажу, Федосий, прямо: чем в конторе сидеть, лучше бы ты занялся разведением кроликов! (ян - твор) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает янски-творительная модальность. Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в янски-творительную модальность. 1. — Ой, Нестор! 2. — У меня сюрприз: шорты разъехались во все стороны! 3. — Как бы не так! 4. — Печально, не скрою. 5. — Сплю, сплю, сплю... Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в янски-творительной модальности. 1. — Сколько стоит ваш творог? 2. — Наркис, где ты разодрал свои брюки? 3. — Люциан, ты когда-нибудь научишься меня не перебивать? 4. — Что-то мне холодно... 5. — Я не считаю эту причину уважительной, Парфен. Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в янски-творительной модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно. 1. Предложение срочное императивное к подружке отправиться на тусовку. 2. Извинение пылкое искреннее приватное перед младшей сестрой. 3. Обвинение приватное тяжелое домашнего животного. 4. Соболезнование личное интимное кукле по поводу серьезной восполнимой утраты.
5. Представление публике модного певца на благотворительном концерте. Янски-осуществительная модальность характерна, например, для ситуации, когда протагонист, находясь в рамках хорошо ему известной роли, требует чего-либо от партнера — например, задает ему содержательный вопрос, требующий ответа по существу: — Агния, я как отец требую у тебя ответа: где ты провела ночь?! (ян - осущ) — (подозрительно) Ну, а теперь скажи честно: ты зачем всегда такой красивый, а? (ян - осущ) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает янски-осуществительная модальность. Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в янски-осуществительную модальность. 1. — Как ты могла?! 2. — Ну что, Рогнеда, чувствую я, что спишь ты себе по обыкновению, как медведь в берлоге, не помышляя о весне... 3. — Нет, каков негодяй! 4. — Каждому овощу свое время, так я считаю. 5. — Прошли наши времена, да, и нечего тут не попишешь. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в янски-осуществительной модальности. 1. — Савелий, принеси, пожалуйста, из лесу дров посуше. 2. — Почему ты заявился на ночь глядя, Македоний? 3. — Я, пожалуй, пойду восвояси. 4. — (приложив палец к губам) Тссс! 5. — Ах, зачем ты меня обманываешь, Мелания! Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в янски-осуществительной модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно. 1. Знакомство на речном пляже с семилетней девочкой. 2. Предложение отчасти интимное полуофициальное новому знакомому. 3. Приветствие радостное старшего родственника на улице. 4. Обвинение шуточное серьезное публичное домашнего животного. 5. Прощение искреннее приватное куклы за серьезный проступок. Янски-растворительная модальность возникает, например, в случае, когда протагонист велит партнеру что-либо уничтожить или прекратить:
— Не смей мне противоречить, Палладий! (ян - раст) Впрочем, растворение может фигурировать и как факт, относящийся к протагонисту: — Я умираю от любви к тебе, Гликерия! (ян - раст) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает янски-растворительная модальность. Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в янски-растворительную модальность. 1. — Полный вперед! 2. — Мне очень бы не хотелось походить на Клеопатру, да и Антония вокруг не заметно. 3. — Земля вращается вокруг Солнца, а я — вокруг тебя, дорогой. 4. — Какие сегодня гости! Ах, это настоящий сюрприз! 5. — Ну, вот и все. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в янски-растворительной модальности. 1. — Почему ты не купил торт, Кир? 2. — А вот и не угадал! Не угадал! 3. — Смирение — вот наша главная добродетель, Кирик! 4. — Почему я не чищу зубы по утрам — это тебе как матери лучше знать! 5. — Доктор, помогите мне пожалуйста! Упражнение. Для следующих ситуаций и для пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в янски-растворительной модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно. 1. Упрек обоснованный публичный немалый к дяде. 2. Приглашение приватное старого друга на велосипедную прогулку. 3. Обоснование своего нежелания составить компанию жене, идущей на день рождения к подруге. 4. Мужчина средних лет упрекает свою стареющую мать за ошибки в его воспитании в школьном возрасте. 5. Прощание с любимым городом надолго. Иньски-творительная модальность используется, например, в трансляциях, выражающих состояние человека, получившего неожиданное известие: — Я потрясен. (инь - твор) Другой вариант использования этой модальности — перевод разговора на другую тему с помощью реплики, не требующей ответа. Например, протагонист спрашивает: — «Как ты думаешь, Бог меня накажет за сегодня?» — а партнер уходит от обсуждения предложенной темы, ненавязчиво предлагая новую свою: — Я так считаю, что лучше всего нам будет сейчас прогуляться по парку, поглядеть на лебедей. (инь - твор) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает иньски-творительная модальность.
Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в иньски-творительную модальность. 1. — Жди меня до последнего, Тимур. 2. — Я — просто непослушный ребенок. 3. — Только не надо меня пеленать! 4. — Ты понял, Исидор, что не каждому по зубам меня с толку сбить? 5. — Не утомляй меня, Данила! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в иньски-творительной модальности. 1. — Ну, решил, наконец? 2. — Вот-вот, и дальше так же поступай. 3. — Не совсем, Зенон, я с вами соглашусь. 4. — А что нам скажет Аграфена? 5. — Пошли, Шустрик, отсюда — нас здесь не полюбили. Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в иньски-творительной модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно. 1. Предъявление претензии к бабушке за тяжелое детство. 2. Извинение перед отцом публичное искреннее за сбежавшее кофе. 3. Прощание неофициальное с близким родственником, уезжающим надолго. 4. Комплимент девочке семи лет, удачно выступившей на детском утреннике. 5. Благодарность приватная искренняя младшему родственнику за помощь в деликатной ситуации. Иньски-осуществительная модальность свойственна, например, трансляциям, где пассивная позиция протагониста апеллирует к установившемуся порядку вещей: — Да я что... я как всегда... (инь - осущ) — Мне жаловаться не на что — деньги платят, по воскресеньям и телевизор можно посмотреть. (инь - осущ) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает иньски-осуществительная модальность. Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в иньски-осуществительную модальность. 1. — Одним словом, пропадаю пропадом — понятно, Доминик? 2. — Ты же мой друг, Артур! 3. — Преданность, только преданность — вот что от вас требуется, дорогой Дормидонт! 4. — Ты, Генриетта, не спеши, ты толком расскажи, с самого начала. 5. — Ау, Еремей!
Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять трудных вопросов по своему выбору в иньски-осуществительной модальности. 1. — Почему у собаки хвост сзади? 2. — Почему блохи скачут, а не ползают, как гусеницы? 3. — Почему лыж две, а колес — четыре? 4. — Почему меридианы пересекаются, а параллели — нет? 5. — Почему взрослых трудно понимать? Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в иньски-осуществительной модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно. 1. Побуждение сына пригласить новых друзей домой. 2. Просьба к маме оставить выполнение уроков на усмотрение протагониста. 3. Обида личная несмертельная на младшего брата. 4. Пожелание важное приватное непосредственному подчиненному. 5. Прощание с внуком, уходящим в горный поход. Иньски-растворительная модальность характерна для трансляций, в которых протагонист описывает распад того или иного объекта, не предполагая никакой специальной реакции партнера: — Не похоже, чтобы у нас на фирме что-то складывалось — скорее вычитание происходит. (инь - раст) Другой вариант возникновения этой модальности — философски-отрешенный взгляд на мир: — Да, истина всегда торжествует — когда приходит ее время. (инь - раст) Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает иньски-растворительная модальность. Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору в иньски-растворительную модальность. 1. — Не будем ссориться, Иосафат — давай лучше поцелуемся, а? 2. — Нет ничего лучше пешего похода по Северу. 3. — А ты встань под водопад, Гостомысл. 4. — Я лучше, чем ты думаешь, Евлампия. 5. — Как знать... Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в иньски-растворительной модальности. 1. — А можно, Стефан, я провожу вас до дома? 2. — Ваш дом очень хорош — он напоминает мне орлиное гнездо. 3. — Я лично всегда предпочитаю паркетные полы. 4. — Вольдемар, одень галстук в полосочку. 5. — Ну скажи, Сильвестр — кто в наше время всерьез учится? Упражнение. Для следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращение в иньски-растворительной модальности. Ответьте на это обращение: а) синтонно и б) антитонно. 1. Признание формальное вины большой отдаленной во времени перед братом. 2. Объявление о конце длительной личной истории. 3. Приветствие позднего гостя. 4. Извинение перед мамой за недоеденный суп. 5. Указание подчиненному принять срочные меры. Упражнение. Переведите следующие обращения и пять обращений по своему выбору во все диадически-диалектические модальности.
1. — Обязательно приду к вам на ужин, Бронислава. 2. — Не смею возражать. 3. — Что ж! Видно, придется мне у вас, Иосафат, пожить, пока суть да дело. 4. — Я не спешу — а куда? 5. — Пора, пора нам сворачиваться. Упражнение. Ответьте на каждое из следующих обращений и на пять обращений по своему выбору во всех диадически-диалектических модальностях. 1. — А не стыдно, брат Светозар? 2. — Невеста твоя хоть куда — и лицом, и статью. 3. — Раздевайтесь, усаживайтесь, Ефим, чайку испейте. 4. — Смешно сказать — не знаю, Каллист. 5. — Где бы я ни оказался, Аглая — обязательно примчусь по первому вашему зову. Упражнение. Для каждой из следующих ситуаций и пяти ситуаций по своему выбору придумайте обращения во всех диадически-диалектических модальностях. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно. 1. Приветствие неофициальное дома пропадавшего неизвестно где домашнего животного. 2. Укор кукле за безобразное поведение в присутствии старших. 3. Предостережение юному другу, преждевременно собирающемуся жениться. 4. Опасение перед мамой по поводу выступления на школьном вечере. 5. Смущение юной барышни перед своим кавалером по поводу новой прически. Упражнение. Сочините по две сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях: а) протагонист — инь - твор, партнер — ян - осущ; б) протагонист — ян - раст, партнер — инь - осущ. 1. Петух Мефистофель хвастается перед псом Кубиком своим гаремом и пользой в хозяйстве. Кубик вначале терпит, но в итоге ставит Мефистофеля на место. 2. Столетний попугай Клавдий объясняет своей хозяйке Аграфене, почему ей ни в коем случае не следует выходить замуж. Аграфена, сопротивляясь, ссылается на общественное мнение, женское счастье и т. д. 3. Большой начальник Зиновий Каллистратович, случайно оказавшись в баре, знакомится и заигрывает с интересной молодой женщиной Ефросиньей, намекая на свои финансовые и иные возможности. 4. Юная Сусанна и влюбленный в нее Ерофей на вечерней прогулке. Сусанну интересует проходящая мимо молодежь, Ерофей пытается перевести внимание Сусанны на себя. 5. Первоклассник Виля интересуется у мамы, когда ему будет можно смотреть все программы телевизора без исключения и ограничений. Мама, предчувствуя недоброе, пытается объяснить ему разницу между делами и отдыхом. Упражнение. Сочините по две сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях: а) протагонист — ян - твор, партнер — инь - раст; б) протагонист — ян - осущ, партнер — инь - твор. 1. Лиса Лариска приглашает в гости на свой день рождения зайца Захара. Захар чует недоброе, но прямо отказываться ему по разным причинам не хочется. 2. Лиса Лариска в гостях у волка Георгия (Жоры) рассказывает ему про плохое поведение зайца Захара. Жора реагирует философски. 3. Волк Жора встречается в лесу с зайцем Захаром и упрекает его за плохие манеры. Заяц оправдывается и извиняется, обещает исправиться. 4. Круглый обеденный стол и диван холостяка Виктора в его отсутствие обсуждают необходимость ремонта квартиры и способы заставить Виктора ею заняться. 5. Болонка Дуня жалуется складскому псу Елизарычу на плохой характер своей хозяйки Изабеллы. Елизарыч пытается уравновесить ситуацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|