Основные клинические формы общего психического недоразвития
Указанные клинические варианты олигофрении можно также рассматривать как основания для ее классификации. Понятие непрогредиентности относится только к состоянию интеллекта; развитие ребенка продолжается; при некоторых энзимопатиях (синдром Гурлера) отмечается снижение интеллекта; возможно появление декомпенсации. Декомпенсация может быть обусловлена экзогенными (инфекционные заболевания, интоксикация, травма, психогении) и эндогенными (возрастная гормональная перестройка, вегетативные нарушения, расстройства ликворо - и гемодинамики). Признаки декомпенсации – снижение продуктивности в усвоении учебного материала и трудовых навыков; усиление церебрастенической симптоматики (головные боли, повышенная утомляемость, ухудшение внимания); появление или усиление психопатоподобных реакций; появление или учащение фазовых аффективных колебаний, дисфории; появление или возобновление судорожных состояний; возникновение психотических состояний.
При олигофрении отмечаются следующие психопатологические расстройства. Общими особенностями психозов при олигофрении являются рудиментарность и фрагментарность продуктивной симптоматики, бедность и примитивность высказываний в связи с болезненными переживаниями. Картина психоза проста и однообразна. Сенсорные и бредовые расстройства конкретны и образны, много сенестопатически окрашенных соматических жалоб. При осложненной олигофрении более отчетливо выступают признаки органически измененной почвы: благодушие или злобность, некритичность, назойливость, истощаемость, головная боль. Деменция — стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т. е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса. Парциальная (дисмнестическая) деменция характеризуется ослаблением памяти, причем в первую очередь выпадают события недавних дней, свежеприобретенные знания и лишь затем стираются из памяти события далекого прошлого. Амнестические расстройства сочетаются с эмоциональным недержанием, слезливостью, слабодушием. Расстройства запоминания могут достигать степени амнестической дезориентировки, когда больные не могут найти свой дом, не узнают знакомых и даже родственников. Возникновение таких нарушений обычно сопровождается значительным снижением критики, эмоциональным снижением, нарастающей черствостью, сварливостью, раздражительностью.
Тотальная (паралитическая) деменция определяется грубым снижением всех форм познавательной деятельности, нивелировкой индивидуальных свойств личности, слабостью суждений, стойкой эйфорией. Поведение неадекватно сложившейся ситуации; больные некритичны, часто совершают нелепые поступки. Распад личности (маразм) проявляется утратой контактов с окружающими, неопрятностью, прожорливостью в сочетании с кахексией. Больные беспомощны, прикованы к постели. Наряду с описанными грубыми изменениями психики выделяют легкие формы негативных изменений. К их начальным проявлениям относятся психическая астенизация, психопатоподобные изменения. При снижении уровня личности наряду с повышенной утомляемостью и явлениями раздражительной слабости отмечаются также общее снижение психической активности, сужение круга интересов, постепенная нивелировка индивидуальных характерологических свойств. В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов).
Пограничные формы интеллектуальной недостаточности Наряду с указанными интеллектуальными нарушениями, выделяются пограничные формы интеллектуальной недостаточности. В зависимости от преобладания в клинической картине симптомов незрелости мозговых структур или повреждения мозга выделяют следующие формы: 1) дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизма задержанного или искаженного психического развития ребенка; 2) энцефалопатические формы пограничной интеллектуальной недостаточности. К подгруппе «дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности» относятся варианты истинно задержанного развития, которые характеризуются именно замедлением темпа формирования различных характеристик когнитивной и эмоционально-личностной сфер, включая и регуляторные механизмы деятельности. К этой подгруппе относятся такие типы отклоняющегося развития, «задержанный тип развития» (гармонический инфантилизм) и «неравномерно задержанный тип развития» (дисгармонический инфантилизм).
Типичный ребенок с темпово задержанным типом развития (гармоническим инфантилизмом)выглядит младше своего паспортного возраста, он живой, непосредственный, часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью эмоций, преобладанием эмоциональных реакций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. В школьном возрасте они неутомимы в игре и в то же время имеют низкую работоспособность, быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой, незрелость регуляторных функций и мотивационно-волевой сферы затрудняет и их социальную адаптацию, в силу чего они не в состоянии следовать установленным правилам поведения. Показатели интеллектуального развития, как правило, соответствуют уровню актуального психофизического возраста, в котором находится ребенок. К энцефалопатическим формам пограничной интеллектуальной недостаточности относятся церебрастенические и психоорганические синдромы, а также детский церебральный паралич. Интеллектуальная недостаточность в данной клинической группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта, обусловленными остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие перенесенных мозговых инфекций, травм, интоксикаций. Описываемые состояния чаще имеют функционально-динамический, более или менее обратимый характер, что позволяет включить их в группу пограничных форм интеллектуальной недостаточности.
При церебрастенических состояниях на первый план выступают утомляемость и истощаемость при незначительных физических и психических нагрузках, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенку предъявляют не только повышенные, но и новые требования. Интеллектуальная недостаточность при этом определяется неравномерной, колеблющейся работоспособностью, замедленным темпом психической деятельности, низкой продуктивностью, нарушениями внимания и памяти. Вместе с тем клинико-психологическое обследование, проводимое после отдыха и лечения, обнаруживает у этих детей хотя и невысокую, но достаточную способность к абстрактному мышлению. При психоорганическом синдроме наряду с явлениями церебрастении наблюдаются другие психопатологические расстройства, характерные для резидуальной стадии органического поражения мозга (эмоционально-волевые, неврозоподобные, апатические, аффективные, двигательные, эпилептиформные). Термин «детский церебральный паралич» обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями. В структуре дефекта при ДЦП корковые расстройства сочетаются с церебрастеническими и психоорганическими симптомами. Церебрастенические проявления включают два основных компонента: с одной стороны, повышенную истощаемость психических процессов, утомляемость, с другой — чрезвычайную раздражительность, плаксивость, капризность. Иногда наблюдаются дистимические изменения настроения (пониженный фон настроения с оттенком недовольства). Церебрастенические симптомы у этих детей обычно сочетаются с повышенной чувствительностью к различным внешним раздражителям (громким звукам, яркому свету и т. п. ). Детям с церебральным параличом свойственны недостаточная работоспособность, неспособность к длительному интеллектуальному напряжению. Из психоорганических симптомов наиболее характерны вялость, аспонтанность, адинамия, инертность, трудная переключаемость. Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности к длительному их концентрированию, сужении объема. Лечение умственной отсталости В настоящее время возможно лечение энзимопатических и эндокринных форм умственной отсталости. В большинстве остальных случаев этиопатогенетическое лечение отсутствует. Важнейшими в коррекции являются социально-психологические меры: соответствующий профиль обучения, правильное трудоустройство, использование остаточных способностей.
Детям с речевыми нарушениями показаны логопедические занятия, с двигательными — лечебная физкультура, физиотерапия. Для стимуляции познавательной деятельности и коррекции церебрастенического синдрома назначают ноотропы, витамины. При наличии судорожного синдрома — противосудорожное лечение; при депрессии — антидепрессанты; при нарушениях поведения и психозах - антипсихотические средства (нейролептики). Если в клинической картине присутствует неврологическая симптоматика, церебрастенический синдром - требуется применение дегидратационной и рассасывающей терапии (2-3 курса в год). Важнейшим в предупреждении заболеваний является медико-генетическое консультирование. Для профилактики экзогенно-органических форм умственной отсталости имеют значение правильное ведение беременности, родов, своевременное лечение нейроинфекций в раннем возрасте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|